СюжетыОбщество

Осада Смольного

Как окончательно уничтожают факультет свободных искусств в Петербурге

Осада Смольного

Здание факультета на Галерной улице. Фото: Сергей Коньков

Факультет свободных искусств и наук при СПбГУ еще жив, но его существование всё больше выглядит чистой формальностью: в июле стало известно, по какой программе студенты будут учиться в следующем году, и выяснилось, что в ней не осталось почти ничего. Так, количество курсов по выбору сократится радикально: со 129 до десяти. Преподаватели массово уходят — кто по своей воле, кто из-за конфликта с руководством. Рассказываем историю новаторского факультета, который пытаются уничтожить.

Septem artes liberales

В Санкт-Петербурге на Галерной улице, между Невой и Мойкой, расположилось здание факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Программа существовала с 1999 года: тогда ректор Людмила Алексеевна Вербицкая и президент Бард-колледжа Леон Ботстайн объявили о начале работы программы «Искусства и гуманитарные науки» в Петербургском университете, на тот момент первой в России. Спустя 12 лет она стала отдельным факультетом свободных искусств и наук, или Смольным институтом, как его называют в студенческой среде. Идея такого образования восходит к античной модели septem artes liberales, семи «свободных» искусств, состоящей из тривиума и квадривиума: сначала грамматика, риторика и диалектика, чтобы уметь рассуждать и формулировать мысли, а затем арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

На сегодняшний день идея свободных искусств и наук заключается в следующем: студент волен сам выбирать интересные ему дисциплины, но обязан изучить необходимый общий минимум.

Студенческие группы небольшие: как рассказал бывший преподаватель политической философии на направлении liberal arts Денис Скопин, больше 20 обучающихся в одной аудитории одновременно он видел крайне редко. Деканом факультета свободных искусств и наук в 2011 году стал Алексей Кудрин, который до ноября 2022-го возглавлял Счетную палату России.

Картина голландского художника Мартена де Воса «Аллегория семи свободных искусств» 1590-го года. Слева направо: Геометрия, диалектика, арифметика, астрономия, музыка, риторика, грамматика

Картина голландского художника Мартена де Воса «Аллегория семи свободных искусств» 1590-го года. Слева направо: Геометрия, диалектика, арифметика, астрономия, музыка, риторика, грамматика

Нежелательное образование 

Факультет развивался в сотрудничестве с частным американским Бард-колледжем, который выдавал студентам, закончившим Смольный, свои дипломы. Впоследствии это сотрудничество привело к проверке факультета Генпрокуратурой: в марте 2021-го она получила обращение с просьбой проверить программу на предмет связи «с иностранными НКО, подконтрольными Джорджу Соросу и ведущими на территории России деструктивную деятельность», а также признать Бард-колледж нежелательной организацией. Одним из инициаторов обращения, как выяснила «Медуза», стал Александр Ионов — человек, благодаря доносу которого издание признали «иностранным агентом». Жалоба была отправлена Координационным советом некоммерческих организаций России, возглавляемым Антоном Цветковым. В апреле тот провел заседание, темой которого стала программа liberal arts в СПБГУ; на заседании также присутствовали депутат Виталий Милонов и пропагандист Захар Прилепин. В том же месяце был принят закон о просветительской деятельности, жестко регулирующий (а фактически цензурирующий) образовательную деятельность. Он был призван «оградить российских граждан, в первую очередь школьников и студентов, от антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности». Незадолго до этих событий Алексей Кудрин заявлял в интервью «Ведомостям» о планах отделить факультет от СПбГУ и превратить его в отдельное высшее учебное заведение — Университет свободных искусств и наук: «В перспективе в Университете свободных искусств и наук будет учиться от 1500 до 2000 студентов. Это будет небольшой, но особенный университет. Особенный по модели образования, по индивидуальному подходу к каждому студенту».

Алексей Кудрин (в центре) со студентами Факультета свободных искусств и наук. Фото: artesliberales.spbu.ru

Алексей Кудрин (в центре) со студентами Факультета свободных искусств и наук. Фото: artesliberales.spbu.ru

«Худшие западные стереотипы» 

Всего этого, благодаря разбирательству Генпрокуратуры, не случилось. Однако на устранении коллаборации с Бард-колледжем давление на Смольный не прекратилось: спустя год, весной 2022-го, СПбГУ провел собственную проверку образовательной программы, по итогам которой некоторые курсы посчитали «идеологизированными, причем в соответствии с худшими западными стереотипами».

«Особенно им не понравился курс гендерных исследований, — рассказывает студент факультета Герасим (имя изменено по просьбе героя), — это был самый громкий кейс. Еще СПбГУ не оценил курс “Проклятие природных ресурсов”. Это, между прочим, не выдуманные названия, а курсы по выбору. Было много классного: и “История кино”, и “Радикальная режиссура”, и “Когнитивная психология”. Одна из главных идей Смольного — междисциплинарность. Ты не должен останавливаться на интересных тебе, но привычных дисциплинах, иногда определенную тему интересно изучать при помощи другой, незнакомой тебе науки».

Сначала обучающиеся проходят три обязательных курса, после которых они могут выбирать необходимые им дисциплины. К примеру, «Мышление и письмо» — обязательный трехнедельный интенсив в начале первого учебного года. Или «Введение в гуманитарные науки», представляющее собой знакомство с самыми важными для западной культуры текстами. Герасим рассказывает примерное содержание дисциплины:

«На “Мышлении и письме” вам дается набор текстов, и вы их анализируете на парах: пишете по ним эссе, учитесь креативно мыслить, подходить к тексту как к разговору и критиковать его. “Введение” — это курс на два семестра, в котором вы изучаете очень популярные и важные тексты для западной культуры: Платон, Софокл, Аристотель, Сенека, Гоббс, Локк, Шекспир, Достоевский, Ницше, Руссо, Маркс, Конституция США, Декларация независимости, Макиавелли, Декарт, Кант, Гегель, Фуко. Проходит он в виде семинаров с элементами лекции».

Поредевшие ряды 

Раньше, в осеннем семестре 2020–2021 учебного года, студентам было доступно аж 129 курсов на выбор. После того как весной 2022 года СПбГУ занялся коррекцией учебного плана, их количество снизилось до 70. Однако университет заинтересовался не только планом, но и преподавателями: так, был уволен Денис Скопин после задержания на митинге против мобилизации. Выйдя после десятидневного ареста, во время которого ему незаконно выдали повестку в военкомат, Скопин преподавал еще три недели, в течение которых ему пришлось написать три объяснительных для ректората. В итоге педагога уволили за «аморальный поступок», сейчас он живет в Берлине вместе с сыном.

«Я попытался обжаловать это решение в суде, но не вышло, — вспоминает Денис Скопин. — Да и особой надежды на победу не было. [Ректор СПбГУ] Кропачев — обычный бюрократ, который выслуживается перед властью. Приятно, что меня поддержали студенты, я был очень тронут. Мой опыт работы на liberal arts до начала разрушения факультета был очень позитивным — мы давали сильное и современное образование».

Факультет свободных искусств и наук СПбГУ. Фото: theoryandpractice.ru

Факультет свободных искусств и наук СПбГУ. Фото: theoryandpractice.ru

Всего факультет свободных искусств за период с 2021 по 2023 год покинуло около 30 человек, как подсчитал проект Save Smolny, организованный студентами. В числе уволенных преподавателей оказался и Майкл Фрис — американец, преподававший в вузе английский язык и занимавшийся академическими обменами с Бард-колледжем. Причиной увольнения послужило сотрудничество с нежелательной организацией. За потерей работы последовала депортация из России: в Санкт-Петербурге Майкл Фрис прожил десять лет, там остались его жена и ребенок. Композитора Владимира Раннева, преподававшего в Смольном, вынудили уволиться по собственному желанию: в декабре 2022-го он должен был ехать в Германию готовить театральную постановку и потому запросил у вуза разрешение на дистанционное преподавание — администрация не дала его. Просьба о предоставлении отпуска за собственный счет также осталась без внимания. Таких историй много.

«Ушло столько людей, что преподавать уже некому. На это больно смотреть», — комментирует массовый уход коллег Денис Скопин.

«Я учился у примерно девяти ушедших преподавателей — это очень, очень ощутимая потеря, — рассказывает Герасим. — Особенно я скучаю по преподавателю Даниилу Коцюбинскому, он вел курсы “История и память”, “История российского самодержавия”, “Глобальный регионализм в современном мире”. Это невосполнимая утрата. Университету достаточно легко сделать работу преподавателей невозможной, если нет способов уволить их напрямую: зарплата, разумеется, зависит от ставки, но вообще-то она по большей части состоит из премий. Если ты начинаешь говорить что-то плохое и администрация об этом узнает, то тебе могут срезать все премии, и жить ты будешь на 20 тысяч рублей. СПбГУ очень удобно вот так платить зарплаты, а преподавателям ужасно.

Я знаю педагога, который взял на себя девять курсов — ему девять групп по 15–20 человек нужно обучить, экзаменовать их. Это издевательство». 

После начала войны атмосфера в Смольном была тяжелая. Преподавателей увольняли за участие в антивоенных акциях, уехавшим не позволяли вести занятия дистанционно, на факультете проходила проверка учебного плана СПбГУ. Студентка, пожелавшая остаться анонимной, рассказывает: «Я это время помню очень хорошо. 24 февраля мне нужно было приехать на факультет. Это был какой-то ужас — все были в ступоре, не знали, что делать. А там небо такое голубое, как ни в чем не бывало. Казалось, что на лекции про киноархивы в тот день все думали об одном. Выдохнуть я смогла, только побывав на встрече с группой поддержки — это инициатива психологической помощи студенток Смольного».

Аудитория факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Фото: theoryandpractice.ru

Аудитория факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Фото: theoryandpractice.ru

Герасима, в свою очередь, воодушевляла позиция преподавателей.

«Сразу после начала войны на каждой паре преподаватели что-то про нее говорили, — вспоминает он. — Обычно это звучало так: “Ребята, я, конечно, сам не понимаю, как вести сейчас пару. Но, наверное, самое лучшее, что мы можем сейчас сделать, — это продолжать развиваться и улучшать наши интеллектуальные способности, чтобы такого больше не повторилось”. Один преподаватель у нас вообще прекраснейший человек: он начинает первую пару для курса или любую открытую лекцию со слов о том, что он против войны. Ты после этого чувствуешь себя в своей тарелке».

Культура в контексте культуры 

14 октября 2022 года председатель комиссии по модернизации учебного плана Никита Кузнецов заявил о закрытии факультета свободных искусств. Как рассказывала «Новой газете Европа» студентка Ольга (имя изменено по просьбе героини), обучающиеся еще до этого знали: Кузнецов «открыто говорил преподавателям, что занял свою должность, чтобы реформировать факультет». С 2023 года вместо старой программы существует направление «Искусство и гуманитарные науки». Студенческое объединение Save Smolny изучило программу на новый учебный год (она стала доступна в июле этого года) и рассказало о кардинальных отличиях от прежней.

Количество курсов по выбору сокращается еще больше: их будет всего десять, а курсов на английском языке — два вместо 21. 

«Эта новая программа не имеет ничего общего с liberal arts и старым факультетом. СПбГУ задавил Смольный», — говорит одна из студенток. Названия у семи новых профилей, один из которых учащийся должен выбрать после двух курсов, странные — они стали поводом для локального студенческого мема «культура в контексте культуры». Они звучат так: история культуры; кино и видео в контексте культуры; когнитивные исследования; литература в контексте культуры; музыка в контексте культуры; социология культуры; экономика культуры. Студенты, успевшие поступить в Смольный летом 2022-го, доучиваются по старой программе liberal arts, а абитуриенты, поступающие сейчас, уже идут на нечто новое и сомнительное.

«Нынешний курс руководства университета — на уничтожение всего яркого и выдающегося, — резюмирует Денис Скопин. — У них получается».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.