Замоскворецкий суд Москвы отправил режиссерку Евгению Беркович в СИЗО на два месяца по делу об «оправдании терроризма» (ч. 2 ст. 205.2 УК), возбужденному из-за спектакля «Финист Ясный Сокол». Об этом сообщает корреспондент «Новой газеты Европа».
Вердикт был вынесен несмотря на личные поручительства, наличия детей с инвалидностью, которых воспитывает Беркович, премии «Золотая маска» за спектакль а также доказательств того, что спектакль был поставлен на один из грантов, выделенных Минкультом.
В ходе суда также зачитывались выдержки из экспертизы, согласно которой спектакль «содержит экстремистскую символику в виде жестов, которые используют террористические организации, а также в нем «содержится деструктивная идеология феминизма».
Вскоре после этого суд также отправил Светлану Петрийчук в СИЗО. Авторку пьесы «Финист Ясный Сокол» защищают три адвоката: Сергей Бадамшин, Юлия Кузнецова и бывший судья Сергей Груздев. На ознакомление с материалами дела им дали 15 минут.
Адвокаты попросили суд исследовать дипломы фестивалей «Золотая маска» и «Реальный театр», врученные Беркович и Петрийчук за спектакль «Финист Ясный Сокол». Защита намеревалась приобщить к материалам дела открытое письмо «Новой газеты» в поддержку Беркович и Петрийчук.
Еще один документ, который попросила приобщить сторона защиты — копию материала с сайта томского ФСИН, который похвалил спектакль.
«[Постановка] позволяет зрителям сосредоточиться на актуальной проблематике — пропаганде в молодежной среде экстремизма и терроризма», — говорится в публикации.
Следствие предоставило суду те же доказательства, что и при рассмотрении дела Беркович, кроме одного — следствие посчитало, что Петрийчук может скрыться, поскольку иногда живет в Германии. Беркович заявила, что ее виза истекла.
Ранее следствие ходатайствовало об аресте Евгении Беркович и Светланы Петрийчук на два месяца.
Доказательством по уголовному делу является экспертиза, написанная Романом Силантьевым — создателем лженаучной теории о «деструктологии». «Медуза» опубликовала выдержки из текста экспертизы.
«В пьесе подчеркивается, что российское общество не лучше ИГИЛ с точки зрения милосердия, но ИГИЛ — это культура подвига, самопожертвования, исполнения своего долга мужчинами, чего невозможно встретить в российском обществе», — пишет Силантьев.
По его мнению, пьеса содержит признаки оправдания ИГИЛ, запрещенной в РФ, так как «автор от имени героини пьесы в привлекательном, эмоциональном ключе оценивает деятельность этой террористической организации, ее идеологию».
Евгению Беркович задержали 4 мая в Москве. Утром в ее квартире прошел обыск, также силовики пришли с обыском по месту прописки режиссерки — к ее матери Елене Эфрос и бабушке, писательнице Нине Катерли. Последней стало плохо из-за нервного перенапряжения.
В тот же день Беркович предъявили обвинение по статье об «оправдании терроризма» за спектакль, который она режиссировала.
Постановка «Финист Ясный Сокол» основана на материалах уголовных дел против женщин, уезжавших в Сирию, которых затем судили за «пособничество терроризму». В основу пьесы Светланы Петрийчук легли реальные материалы допросов и приговоров.
«Новая газета» опубликовала открытое письмо в поддержку Беркович Петрийчук. Его подписали более 2108 человек.
Поручительства за режиссерку подписали Дмитрий Муратов, Олег Меньшиков, Вениамин Смехов, Лидия Мониава, Нюта Федермессер, Александр Лунгин, Максим Виторган и многие другие люди, среди которых главы благотворительных организаций и театров.