СюжетыПолитика

«Путин проиграет войну, а дом достанется нам»

В особняке Аркадия Воложа уже больше полугода живут анархисты. Сооснователь «Яндекса» пытается судиться с ними, но если процесс выиграют сквоттеры, это придаст новый импульс захвату имущества российских олигархов в Европе

«Путин проиграет войну, а дом достанется нам»

Фото: Федор Агапов, специально для «Новой газеты Европа»

Осенью 2022 года группа сквоттеров захватила пятиэтажный особняк в центре Амстердама, принадлежащий сооснователю «Яндекса» Аркадию Воложу. Владелец подал на захватчиков в суд, однако по результатам первого заседания новых жильцов решено было не трогать. Волож решение обжаловал, и 12 апреля 2023 года началось повторное слушание.

Перед заседанием суда анархисты смогли заручиться поддержкой жителей Амстердама и собрали многочисленный митинг. Их лозунги отзываются как у тех, кто за последние годы пополнил ряды «экономических бездомных» — людей, которые не могут себе позволить арендовать резко подорожавшее жилье несмотря на то, что они регулярно получают зарплату, так и у тех, кто считает важным продолжать давить на связанных с Кремлем бизнесменов, чье имущество попало под санкции.

Специально для «Новой-Европа» политолог Федор Агапов побывал на митинге накануне второго слушания и попытался разобраться, почему суд занял сторону сквоттеров и как будет развиваться ситуация вокруг особняка бывшего главы «Яндекса».

Митинг в Амстердаме. Фото: Федор Агапов, специально для «Новой газеты Европа»

Митинг в Амстердаме. Фото: Федор Агапов, специально для «Новой газеты Европа»

Сквоттеры-анархисты

31 октября 2022 года с окон и балкона особняка сооснователя и бывшего генерального директора «Яндекса» Аркадия Воложа, купленного им в самом центре голландской столицы за несколько миллионов евро, спустили баннеры «Яндекс+ФСБ=[Любовь]» и «[Мы] против войны и капитализма». Это сделали местные сквоттеры, захватившие здание. Судя по символике, часть из них принадлежит к местному сообществу левых анархистов Joe’s Garage, которое занимается созданием социальных центров в захваченных зданиях.

В доме Воложа сквоттеры превратили нижние этажи в социальный центр с safe space зоной, где теперь проводятся разные мероприятия — от политических собраний до концертов участников группы «Океан Эльзы», а верхние — в жилое пространство-коммуну, куда могут попасть только сами ее участники.

Дом Аркадия Воложа в первый день захвата. Фото:  Squat!net

Дом Аркадия Воложа в первый день захвата. Фото: Squat!net

Аркадий Волож не первый российский бизнесмен, чья собственность подверглась такому «принудительному заселению». Еще раньше, в марте 2022 года, аналогичным образом был захвачен лондонский особняк Олега Дерипаски, однако английских сквоттеров, в отличие от их голландских коллег, в тот же день выгнала полиция.

После захвата дома Аркадий Волож подал на анархистов в суд, но проиграл разбирательство. В ходе процесса амстердамским сквоттерам удалось доказать, что Аркадий планировал в будущем сдавать или продать особняк, а это идет вразрез с санкциями, наложенным на него после 24 февраля: согласно им, его недвижимость в Нидерландах заморожена. Юристка Хелен овер де Линден, защищавшая их в суде, прямо сообщила, что, не будь войны и санкций, у сквоттеров не было бы никаких шансов, но в текущих условиях суд встал на их сторону. Несмотря на это, бывший генеральный директор «Яндекса», сейчас живущий в Израиле, не сдался и решил обжаловать решение.

Проблемы дома — проблемы страны

В середине апреля, незадолго до назначенного нового слушания по судебному делу, сквоттеры, желая заручиться публичной поддержкой, провели шествие от центра Амстердама прямиком до дома, приобретенного Воложем.

Митинг в Амстердаме 9 апреля. Надпись на плакате: «Не будет жилья — не будет покоя!». Фото: Федор Агапов, специально для «Новой газеты Европа»

Митинг в Амстердаме 9 апреля. Надпись на плакате: «Не будет жилья — не будет покоя!». Фото: Федор Агапов, специально для «Новой газеты Европа»

Главным лозунгом сквоттеров на митинге стали слова: «Нехватки жилья нет — есть переизбыток богатых людей». Выдвигая его, организаторы попытались привлечь на свою сторону людей, обеспокоенных ключевой социальной проблемой, которая сейчас наблюдается в Нидерландах, — кризисом жилья.

За последние годы в Нидерландах разрослась группа так называемых «экономических бездомных» — людей, у которых есть доход, но нет постоянной регистрации по месту жительства. Причина в резко выросшей стоимости жилья. Так, с 2015 по 2021 годы доход среднего домохозяйства в стране после уплаты налогов увеличился на 25%, в то время как цены на жилье поднялись на 63%. В местах же, где спрос на жилье особенно высок, за последние десять лет цены выросли больше чем на 130%. В результате свыше 800 тысяч домохозяйств в Нидерландах после оплаты аренды вынуждены жить в режиме жесткой экономии.

Выступающие на митинге связывали этот кризис с экономической политикой Нидерландов в последние десятилетия и утверждали, что Нидерланды до сих пор позволяют юридическому лицу Yandex LLC быть зарегистрированным в Амстердаме, а его бывшему владельцу — «отбирать право на дом» у жителей города. Исследование, проведенное Амстердамским университетом, действительно, показало, что в районах, где инвесторы покупали более 20% недвижимости, поступающей на рынок, они манипулировали ценами так, что платили за недвижимость меньше, чем покупатели, приобретающие жилье впервые, или обычные люди, переезжающие на новое место жительства. Правда, выкрики самих протестующих отражали это недовольство в сильно упрощенном виде: «На**й буржуазию!» («Fuck the Bourgeoisie»)

Для амстердамских сквоттеров Аркадий Волож стал символом хищного капитализма, в котором, на их взгляд, экономика ради выгоды перестает приносить пользу обычным людям. Один из участников митинга объяснял свою мотивацию участия в митинге так: «Пока многие из нас не могут снять себе даже комнату, капиталист Волож, который через свой сервис сдавал протестных активистов и оппозиционеров полиции в России, занимает целых пять этажей в центре города. Причем он даже не может никак их использовать, потому что просто не имеет на это права. Так почему в разгар жилищного кризиса людям нельзя заселяться в пустующие дома?»

Обьъявление о демонстрации. Фото: Федор Агапов, специально для «Новой газеты Европа»

Обьъявление о демонстрации. Фото: Федор Агапов, специально для «Новой газеты Европа»

В ожидании прецедента

Тем не менее второе заседание, результаты которого будут известны только 16 мая, прошло для сквоттеров заметно труднее первого. Аркадий Волож не только обжаловал прошлое решение суда, но и, согласно сведениям The Moscow Times и других голландских СМИ, прибегнул к новым способам победить сквоттеров в легальном поле. По их словам, «Волож мог подкупить или подослать к ним человека, который два месяца тайно собирал на них компромат».

Одна из главных газет Нидерландов Het Parool сообщает детали истории: помощник Воложа представился украинским беженцем, нуждающимся в жилье, благодаря чему его пустили в особняк. Внедрившись к анархистам, человек шпионил за жителями дома и отправлял полученную информацию юристам Воложа. В частности, он передал видеозаписи, на которых было зафиксировано нарушение сквоттерами правил безопасности: разжигание костров в саду дома, использование ненадежных газовых баллонов для приготовления еды, проведение шумной вечеринки в комнате с открытой шахтой лифта, незакрепленными проводами и лестницей без перил. Бывший глава «Яндекса» также добавил к этому жалобы со стороны соседей захваченного дома. «Кинопоказы, семинары, концерты, сборы средств с баром и диджеями… — конечно, это не может происходить в доме на тихой улице», — приводит Het Parool слова судьи.

Митинг в Амстердаме. Фото: Федор Агапов, специально для «Новой газеты Европа»

Митинг в Амстердаме. Фото: Федор Агапов, специально для «Новой газеты Европа»

Несмотря на эти детали, ключевой вопрос, обсуждавшийся на втором заседании суда, — что в принципе позволено делать со своим имуществом людям, попавшим под санкции? В ответе на него и обнаруживается основной конфликт между позициями адвокатов Аркадия Воложа и защитников сквоттеров.

По словам адвоката Воложа, бывший глава «Яндекса» по-прежнему может распоряжаться имуществом, хотя и в определенных пределах. В частности, супруга бизнесмена заявляла, что дом покупался исключительно для личного пользования семьей Воложа. Более того, после окончания запланированного ремонта семья, согласно ее словам, планировала принимать в этом доме беженцев из Украины.

В свою очередь, сторона защиты отнеслась к этим аргументам со скепсисом и продолжила настаивать на том, что дом принадлежит человеку под санкциями, а значит, всё вышесказанное — лишь спекуляция с использованием доказательств, полученных сомнительным путем, и никакого права делать что-то с особняком, включая ремонт, у Воложа нет.

Суд рассматривает дело всерьез, поскольку все участники процесса понимают, что текущее противостояние вокруг захваченного дома относится не только к дальнейшей судьбе особняка Воложа, но и выходит за эти рамки. Если анархистам, несмотря на собранный против них компромат, позволят остаться, это послужит сигналом для подобных акций в отношении других домов, принадлежащих представителям российской элиты под санкциями.

Несмотря на всё возрастающее давление со стороны адвокатов Воложа, сквоттеры сохраняют оптимизм. Одной из кричалок во время митинга перед повторным слушанием стала фраза: «Путин проиграет войну, а дом достанется нам».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.