КомментарийПолитика

Курс на запад

Новое правительство в Эстонии сформируют либералы, выступающие за максимальное сотрудничество с ЕС и НАТО

Курс на запад
Премьер-министр Эстонии и глава победившей на выборах Партии реформ Кая Каллас. Фото: EPA-EFE / VALDA KALNINA

Парламентские выборы в Эстонии наглядно показали: несмотря на экономический кризис ключевым для населения стал вопрос безопасности. Сокрушительная победа Партии реформ — яркое тому доказательство.

Реформисты получили на выборах 31,2% голосов, опередив ближайшего и принципиального конкурента — национал-консервативную EKRE — почти в два раза. Финишировавшие третьими центристы потеряли, по сравнению с прошлыми выборами, больше всего парламентских мест, получив лишь 15,3%. Зато гигантский скачок вверх сделала партия «Ээсти 200», дебютировавшая на выборах четыре года назад: тогда она не сумела преодолеть пятипроцентный барьер, в этот раз ей досталось 14 мандатов из 101.

Правое «Отечество» показало слабый результат, получив 8 мест в парламенте, в то время как социал-демократы, с учетом сравнительно низкого рейтинга в последнее время, добились неплохого для себя показателя, заняв 9 парламентских кресел.

Это означает, что консервативно-популистской коалиции в Эстонии, несмотря на существовавшие опасения, в ближайшие четыре года не будет. И дело даже не в том, что население Эстонии питает особые симпатии к экономическим либералам, коими, безусловно, являются реформисты. Партия реформ в своей предвыборной кампании исключительно умело сделала ставку на безопасность, которую Эстонии может дать только прозападный курс, т.е. активная позиция в Евросоюзе и НАТО.

Немаловажную роль сыграла и международная репутация главы Партии реформ, действующего премьер-министра Каи Каллас, которая получила 31 102 голоса и установила тем самым на выборах свой личный и общий рекорд.

Ультраправая, популистская и евроскептическая партия EKRE во многом провалилась на выборах из-за того, что в глазах эстонского избирателя она может быть связана с Кремлем. В середине февраля Politico, а вслед за ним и эстонская пресса, сообщили, что несколько лет назад создатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин планировал в Эстонии инфооперацию с участием EKRE.

С учетом того, что основатель партии Март Хельме занимал в свое время пост посла Эстонии в Москве и неоднократно отличался сомнительными высказываниями об «особой цивилизации России», а партия в целом достаточно критически относится и к западному истеблишменту, и к европейским институциям, прозвучавшее предположение было воспринято как угроза безопасности.

Бывший председатель и основатель Консервативной народной партии Эстонии Март Хельме. Фото: EPA-EFE / VALDA KALNINA

Бывший председатель и основатель Консервативной народной партии Эстонии Март Хельме. Фото: EPA-EFE / VALDA KALNINA

Опровержения партии не помогли, свои рейтинги EKRE удалось сохранить только на юге-востоке страны, где население живет беднее и традиционно настроено более консервативно и скептически по отношению к действующему реформистскому правительству.

Еще хуже, чем у национал-консерваторов, сложились дела у центристов. Во многом их поражение на выборах обусловлено потерей русскоязычного электората: если в Таллинне Центристская партия все еще могла что-то продемонстрировать благодаря действующему мэру столицы Михаилу Кылварту и ряду других успешных русскоязычных политиков, то традиционно центристский пограничный регион Ида-Вирумаа от партии отшатнулся. Причиной тому послужили и четкая позиция партии относительно войны в Украине (так, лидер центристов Юри Ратас, выступая в Верховной Раде, заявил, что война должна окончиться победой украинцев) и, кажется, окончательно решенный вопрос о русскоязычном образовании, сохранить которое центристам не удалось.

Утрата доверия к центристам привела к низкой явке на северо-востоке страны, причем те граждане Ида-Вирумаа, которые все же проголосовали на выборах, едва не провели в парламент совершенно проросийского персонажа Айво Петерсона, открыто поддерживающего позицию РФ, а незадолго до выборов выступившего в передаче у Владимира Соловьева и съездившего в оккупированный Донбасс. Петерсон баллотировался от движения Koos, вышедшего на выборы вместе с Объединенной левой партией Эстонии и призывавшего к примирению с Россией.

Для пророссийски настроенной Нарвы этого оказалось достаточно: таких результатов русские партии не показывали на эстонских выборах уже более двадцати лет.

Свой урожай в Нарве собрал и независимый кандидат Михаил Стальнухин, исключенный из Центристской партии за то, что назвал членов правительства и всех тех, кто сносит в Эстонии советские памятники, фашистами.

Лидер движения Koos Айво Петерсон в Донецке. Фото: Kaader Petersoni Videost

Лидер движения Koos Айво Петерсон в Донецке. Фото: Kaader Petersoni Videost

При этом следует учитывать, что на парламентских выборах не могли проголосовать постоянно проживающие в Эстонии неграждане и обладатели российских паспортов, которых на северо-востоке и в столице насчитываются десятки тысяч. В то же время пока это право сохраняется за ними на муниципальных выборах, которые пройдут через два с половиной года. Поскольку перспектива увидеть у власти в стратегически важных регионах пророссийские политические силы совершенно не вдохновляет ни эстонские власти, ни большую часть населения, есть вероятность, что будущая коалиция попытается провести в парламенте закон, лишающий неграждан и «россиян» права голоса на местных выборах.

Глава победившей на выборах Партии реформ Кая Каллас во вторник предложила сформировать коалицию партии «Ээсти 200» и Социал-демократической партии. Договориться им, вероятно, будет несложно: все эти партии ориентированы на европейское и западное сотрудничество, ставят государственную оборону и поддержку Украины своим приоритетом и поддерживают переход на полностью эстоноязычное образование. Некоторые разногласия между либеральными реформистами и «Ээсти 200» могут возникнуть с социал-демократами по вопросам экономики и увеличения налогов, но практика показывает, что Социал-демократическая партия в коалициях ведет себя покладисто, к тому же при нынешнем раскладе голосов Партия реформ и «Ээсти 200» вполне могут обойтись и без них.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.