СюжетыЭкономика

Накат Европы

Американский закон о снижении инфляции вызвал шквал критики со стороны лидеров ЕС. Грозит ли это торговой войной?

Накат Европы
Спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси на пресс-конференции в честь принятия Закона о снижении инфляции (IRA) в Вашингтоне, 21 сентября 2022 года. Фото: Brian Stukes / Getty Images for Protect Our Care

В конце лета в США был принял Закон о снижении инфляции (IRA) — пакет мер, направленных на стимулирование роста, устойчивое развитие и создание новых рабочих мест. К декабрю решение администрации Байдена вызвало волну негативной реакции со стороны лидеров Евросоюза, увидевших в нем плохие последствия для европейской экономики, и так испытывающей трудности из-за энергетического кризиса, войны и санкций. На фоне закона несколько крупных европейских компаний заявили о переносе производств в США. Однако опрошенные «Новой-Европа» эксперты считают, что последствия IRA для Европы будут скорее символическими. А бурная реакция европейцев на прошлой неделе — это способ повысить ставки перед переговорами с США, а не признак будущей торговой войны между Вашингтоном и Брюсселем.

Конец дружбе

В 2022 году на фоне продолжающейся войны в Украине союзнические отношения США и европейских стран только крепли. Вашингтон и Брюссель всегда выступают с единой позицией по продолжающемуся конфликту, почти одновременно вводят всё новые и новые санкции против России, совместно участвуют в оказании помощи Украине. Однако предложенный в качестве поправки и стремительно принятый Сенатом, а затем подписанный 16 августа президентом США Закон о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, или IRA) вызвал серьезное недовольство европейских политиков и заставил заговорить о намечающемся разладе и трудностях в экономических отношениях США и ЕС.

Заметнее всего прозвучало выступление председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен 4 декабря. В своей речи в Европейском колледже в Брюгге она заявила, что IRA нарушает принципы честной конкуренции, сложившиеся между США и ЕС, и требует симметричного ответа на действия Вашингтона со стороны Европы. В качестве возможных мер она видит, с одной стороны, упрощение правил по выделению субсидий на национальном уровне и увеличение помощи в рамках Евросоюза, с другой — дипломатическую работу по выстраиванию «равного игрового поля» с США.

Урсула фон дер Ляйен во время выступления в Европейском колледже в Брюгге, 4 декабря 2022 года. Фото: ec.europa.eu

Урсула фон дер Ляйен во время выступления в Европейском колледже в Брюгге, 4 декабря 2022 года. Фото: ec.europa.eu

Еще более прямолинейно в тот же день выступил председатель Комитета по торговле Европарламента Бернд Ланге. Он заявил, что не видит смысла в переговорах и поисках компромисса, так как закон уже принят. Политик считает, что Евросоюз должен подать жалобу на Соединенные Штаты в ВТО.

Другой европейский чиновник, Комиссар по вопросам единого рынка Тьерри Бретон, 30 ноября объявил о создании инициативы Clean Tech Europe — платформы, которая призвана объединить профильных министров стран ЕС и представителей бизнеса для обеспечения перехода к чистой энергетике. Участники инициативы согласились, что необходимо разрабатывать новые меры поддержки ключевых отраслей в ЕС, в том числе через субсидии, что можно рассматривать как ответ на включенные в IRA меры поддержки американского бизнеса со стороны государства.

Президент Франции Эмманюэль Макрон 26 ноября выступил за принятие акта «Покупай европейское» — зеркального американскому требования к европейским производителям использовать преимущественно европейские материалы.

А в ходе своей поездки в США в начале декабря французский президент открыто обвинил принимающую сторону в протекционизме.

Германия же заняла куда более умеренные позиции. Канцлер Шольц ограничился заявлениями о том, что противоречия Европы и США удастся урегулировать на переговорах. А представители немецкого Министерства экономики и вовсе утверждали, что европейская промышленность не нуждается ни в защите, ни в дополнительных субсидиях.

Зеленый поворот

Закон о снижении инфляции — одно из самых серьезных достижений администрации Джо Байдена: Белый дом называет его историческим. Это комплексный правовой акт, который предусматривает крупное перераспределение средств внутри страны для стимулирования экономического роста, достижения целей устойчивого развития и создания новых рабочих мест. Закон предполагает государственные инвестиции в американскую экономику: энергетику, промышленное производство, автомобилестроение, транспорт. Для крайне ограниченного уровня участия государства в экономике, традиционно свойственного США, IRA — это крайне серьезное изменение.

Джо Байден фотографируется с гостями после выступления, посвященного принятию Закона о снижении инфляции. Вашингтон, 13 сентября 2022 года. Фото: Anna Moneymaker / Getty Images

Джо Байден фотографируется с гостями после выступления, посвященного принятию Закона о снижении инфляции. Вашингтон, 13 сентября 2022 года. Фото: Anna Moneymaker / Getty Images

Основная цель инвестиций — «озеленение» экономики США. Деньги должны быть направлены на расширение использования возобновляемых источников электроэнергии, выпуск электромобилей, а также производства, развивающие такие зеленые технологии, как улавливание и хранение углерода или экологически чистый водород. Вложения в размере почти 400 миллиардов долларов будут осуществляться через систему кредитных и налоговых субсидий. 40 миллиардов долларов из этого пакета планируется потратить на индивидуальные налоговые льготы для покупки энергоэффективного оборудования, в частности, солнечных панелей или приборов геотермального отопления.

Несмотря на кажущееся исключительно «зеленым» содержание пакета мер в IRA, основной целью всё же является поддержка передовых американских производств. По изначальной задумке, IRA скорее направлен на защиту американской экономики от китайского протекционизма и является чем-то вроде более мирного продолжения торговой войны между Пекином и Вашингтоном, затеянной еще администрацией Дональда Трампа.

Важной особенностью закона является установленное ограничение: получить доступ ко всем льготам, а иногда и существенные дополнительные бонусы можно только в том случае, если ключевые компоненты изделий произведены или добыты в США, Мексике или Канаде. Это, в частности, касается электромобилей: их производители получат доступ к льготам при условии, что аккумуляторные батареи произведены с использованием американских материалов. Именно эта, наиболее протекционистская часть пакета, и вызвала раздражение европейцев.

Европа остается в одиночестве

Принятие Закона о снижении инфляции обозначило крутой поворот в общем направлении макроэкономической политики США. Как подчеркивает исследователь лаборатории европейской и глобальной экономики в Брюсселе Никлас Пуатье (Niclas Poitiers), его следует рассматривать в контексте большого спора о роли государства в экономике, особенно в условиях угрозы устойчивости цепочек поставок, вызванной сначала пандемией, а теперь войной в Украине. США, которые еще при прошлой администрации обвиняли КНР в чрезмерном участии государства в экономике, в условиях кризиса сделали тот же выбор. Продолжая придерживаться политики свободной торговли, Европа в этом смысле, замечает Пуатье, остается в одиночестве.

Вливание большого количества денег в новые сферы производства — в форме прямых субсидий, кредитов или налоговых льгот, которое планируют произвести Штаты, считает Пуатье, само по себе едва ли способно повлиять на международные экономические отношения. Непосредственную угрозу для европейских экономик, рассказывает эксперт Центра исследований европейской политики Милан Элькербаут (Milan Elkerbout), представляют именно ограничительные меры закона.

Требования к тому, чтобы ключевые компоненты изделий новых отраслей были произведены в США или в странах USMCA (соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой, которое пришло на смену НАФТА. Прим. ред.), являются в чистом виде протекционистскими, поскольку фактически ограничивают доступ внешних компаний на американский рынок. Эти же меры, замечает Пуатье, вступают в противоречие с требованиями ВТО и ставят под угрозу экспорт европейских товаров в сфере автомобилестроения и возобновляемой энергетики.

В частности, по словам Элькербаута, это может коснуться крупных автомобильных концернов Швеции и Германии, которые в последние годы всё больше делают ставку на производство электромобилей.

Некоторые европейские компании открыто выразили недовольство принятым законом. Например, вице-президент по коммуникациям немецкого производителя систем отопления Viessmann Аликс Чамбрис, присутствовавший на встрече Clean Tech Europe, активно выступил за введение ответных законов «Покупай европейское».

Еще одна угроза для европейцев, по мнению Элькербаута, заключается в том, что часть европейских бизнесов может увести инвестиции из Европы в США. Щедрые субсидии и налоговые льготы могут сделать направление инвестиций или даже размещение производств в Северной Америке сравнительно более выгодными.

Ряд европейских компаний уже анонсировали подобные планы. Например, немецкий химический концерн BASF намерен сократить свои европейские инвестиции и перенаправить их в США. А шведский производитель аккумуляторов Northvolt и вовсе поставил под вопрос строительство нового завода по производству аккумуляторов для электромобилей в Германии: в качестве причины директор компании указал на более выгодные условия, которые предлагает США.

Канцлер Германии Олаф Шольц во время визита на немецкий химический завод BASF. Фото: Sean Gallup / Getty Images

Канцлер Германии Олаф Шольц во время визита на немецкий химический завод BASF. Фото: Sean Gallup / Getty Images

Никлас Пуатье, однако, считает, что опасения европейских политиков по этому поводу несколько преувеличены, а миграция производств и инвестиций вряд ли примет массовый характер. Во-первых, те отрасли, на которые распространяется поддержка, принято располагать в непосредственной близости от места эксплуатации из-за высоких издержек на транспортировку — в первую очередь, это касается производства мощностей возобновляемой электроэнергии. Во-вторых, закон выдвигает настолько сложные условия для получения государственной поддержки, что едва ли все американские компании смогут им соответствовать без существенной перестройки, для европейских же бизнесов это может быть еще труднее. Эти два препятствия значительно нивелируют потенциальные преимущества от «переезда в Америку».

Наконец, и Элькербаут и Пуатье соглашаются: на фоне структурных изменений в мировой экономике, которые включают как минимум частичный переход на новые источники энергии, такой закон вряд ли помешает развитию этих отраслей в Европе. Помимо очевидной необходимости и общего тренда на развитие альтернативной энергетики, в ЕС уже несколько лет действуют собственные меры поддержки.

Поиск компромисса

Однако у бурной реакции европейских политиков на принятие Закона о снижении инфляции в США, помимо экономических опасений, могут быть и другие мотивы.

Жесткие высказывания политиков в конце ноября и начале декабря подготовили необходимую почву для переговоров на очередной встрече министров Совета по торговле и технологиям ЕС — США, которая состоялась 5 декабря. Эта новая организация начала работать в 2021 году и служит чем-то вроде форума для координации экономической политики между Брюсселем и Вашингтоном.

Выражая недовольство, европейские политики в явном виде поднимали ставки, чтобы выступить с более сильных переговорных позиций на самой встрече. В итоге этого и правда удалось добиться. США подтвердили, что понимают претензии европейских лидеров, и объявили о создании Трансатлантической инициативы по устойчивой торговле.

Она призвана «поддержать переход к низкоуглеродной экономике и увеличить торговлю и инвестиции «зеленых» товаров и услуг».

В рамках этой инициативы предполагается выравнивание позиций и координация политик США и ЕС в построении устойчивой экономики. Вероятно, Трансатлантическая инициатива должна помочь сгладить противоречия сторон и продемонстрировать, что компромиссное решение для ЕС и США — по-прежнему основной приоритет.

Никлас Пуатье также считает, что наиболее вероятная стратегия, которую выберет Европа в ответ на IRA, отталкивается от идеи компромисса. Брюссель будет развивать новые программы субсидирования промышленности на уровне ЕС и национальных государств и в худшем случае в ответ примет законы «Покупай европейское». Альтернативный этому сценарий — введение торговых тарифов на американскую продукцию на территории ЕС и фактически вступление в торговую войну с США — не выгоден ни одной из сторон, прежде всего, с политической точки зрения. «Мы находимся в ситуации войны, когда, я думаю, все хотят продемонстрировать единство», — подытоживает Пуатье.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.