СюжетыОбщество

Не ждите «Весны», не будет её здесь

Суд в Петербурге запретил антивоенное молодежное движение и признал организацию экстремистской

Не ждите «Весны», не будет её здесь

Фото: facebook / vesna.democrat

Участники движения «Весна» были одними из последних в России, кто организовывал антивоенные акции. Но и они теперь под запретом. Накануне, 6 декабря, Санкт-Петербургский городской суд удовлетворил иск прокуратуры, которая потребовала признать молодежную организацию экстремистской. По мнению надзорного ведомства, деятельность «Весны» направлена «на подрыв общественной безопасности и основ конституционного строя». Правда, все претензии прокуратура активистам не раскрыла, само исковое заявление засекречено, а судебное разбирательство прошло в закрытом режиме.

Движение «Весна» образовалось в 2013 году в Санкт-Петербурге, его создали местные активисты и бывшие члены молодежного отделения партии «Яблоко». Довольно быстро «Весна» распространила свою деятельность и на другие регионы. Активисты движения прославились проведением политических акций в виде перформансов: выходили с факельным шествием против замедления твиттера в России, повесили на мост имени Ахмата Кадырова в Петербурге баннер «Собственность Ингушетии», приносили к зданию Смольного унитаз с плакатом «Ваше место у параши», таким своеобразным образом обратившись губернатору Петербурга Александру Беглову.

Баннер, которые активисты «Весны» повесили на стрелке Васильевского острова в Петербурге. Скриншот YouTube

Баннер, которые активисты «Весны» повесили на стрелке Васильевского острова в Петербурге. Скриншот YouTube

После начала боевых действий в Украине активисты «Весны» открыто выступили с антивоенной позицией: запустили несколько инициатив, а также приняли участие в подготовке петиции за отмену уголовной статьи о военных «фейках». За такую активность на участников «Весны» неоднократно нападали неизвестные, двери активистов уродовали «патриотическими» граффити с буквами Z.

Когда силовикам угрозами и репрессиями удалось сбить первую волну уличных протестов, гражданские активисты перешли к организации сопротивления через сеть. «Весна» провела в России несколько антивоенных акций, включая «Военный объект». Листовки с такой надписью активисты развешивали на домах, школах, детских площадках, больницах, привлекая внимание к бомбежкам гражданских объектов и инфраструктуры Украины российскими военными. На мобилизацию «Весна» ответила организацией уличных протестов, после публикации видео с предполагаемой казнью сотрудниками ЧВК «Вагнер» бывшего завербованного заключенного активисты выступили с требованием к правоохранителям провести расследование.

Листовка «Весна» на детской площадке в Ростове-на-Дону. Фото: facebook / vesna.democrat

Листовка «Весна» на детской площадке в Ростове-на-Дону. Фото: facebook / vesna.democrat

Кроме того, перед 9 мая участники движения «Весна» призвали своих сторонников прийти на акцию «Бессмертный полк» с портретами ветеранов и антивоенными плакатами, в соцсетях акция анонсировалась под названием «Они воевали не за это».

Активисты предлагали на своих плакатах с портретами ветеранов писать: «Он никогда бы не поверил, что мы воюем с Украиной» или «Он мечтал о мире во всем мире».

Акция прошла без происшествий, но не бесследно. 7 мая против восьми активистов возбудили уголовное дело по статье о создании НКО, посягающей на личность и права граждан (ст. 239 УК). Позднее появилось еще обвинение о склонении к массовым беспорядкам (ч. 1.1 ст. 212 УК). Обыски прошли у нескольких нынешних и бывших участников «Весны» и у их родных. Шестерым находившимся в России на момент начала следствия избрали меру пресечения в виде запрета определенных действий. Двое остальных успели уехать из России. Как считают правозащитники, нынешнее уголовное преследование является попыткой «добить» движение и запугать его сторонников.

«Весна неизбежна!»

На этом «репрессивный каток» не остановился. Прокуратура Петербурга 30 сентября обратилась в суд с требованием признать экстремистским и запретить движение «Весна». По мнению ведомства, организация «создает условия для дестабилизации социальной и общественно-политической ситуации в России» и «формирует общественное мнение о необходимости смены власти в РФ». В качестве обеспечительной меры Росфинмониторинг внес «Весну» в перечень террористов и экстремистов, что привело к блокированию счетов активистов. В дополнение к этому 14 октября Минюст РФ внес «Весну» в реестр «иностранных агентов».

В своем Telegram-канале движение ответило прокуратуре, что ни у нее, ни у суда нет возможности фактически остановить его работу. «Да, мы за сменяемость власти в стране. Единственная сила, которая дестабилизирует социальную и политическую ситуацию в стране и подрывает основы конституционного строя, — это путинский режим. Мы лишь требовали соблюдать Конституцию, которая утверждает, что власть должна меняться, — говорится в заявлении движения. — Весна неизбежна!»

В мае 2022 года Роскомнадзор заблокировал сайт «Весны». Тогда движение связало это с акцией на 9 мая.

«Фамилия Навального звучала чаще, чем слово «Весна»»

Рассмотрение административного иска прокуратуры о запрете «Весны» проходило в Санкт-Петербургском городском суде. По просьбе надзорного ведомства, процесс прошел в закрытом режиме, поскольку в деле якобы имеются секретные материалы. Причем сами участники движения не видели текст иска, поскольку на документе стоит гриф «секретно». В разговоре с «Новой газетой Европа» один из защитников Андрей Чертков рассказал, что ему и его коллеге Антону Голубеву не выдали копию иска, документ они изучали в специальной комнате, выписки из документа делали в «секретной» тетрадке, которую потом забрали, поэтому пятистраничный текст надзорного ведомства пришлось запоминать наизусть.

По их мнению, прокуратура сделала это, чтобы не допустить открытого рассмотрения дела, усложнить жизнь защите, а также не показывать всю слабость своей позиции. Это является прямым злоупотреблением правом со стороны прокуратуры Петербурга, уверены юристы.

«Сложилось впечатление, что все плохое в стране, по мнению прокуратуры, относится к «Весне». Раньше все «плохое», по версии властей, было связано с ФБК и со штабами Навального (обе организации признаны экстремистскими и запрещены в РФ прим. ред.), а после их разгрома — осталось движение «Весна».

С коллегой заметили особенность, что мы в суде при исследовании доказательств слышали от прокуратуры фамилию Навального чаще, чем слово «Весна». Это какие-то «фантомные боли»:

ногу отрезали, но она до сих пор болит», — заметил Чертков.

Он пояснил, что надзорное ведомство неоднократно в суде в качестве доказательств представляло разные документы и предостережение в отношении активистов, которые формально числились в штабе Навального, но никаких доказательств, что они числились еще и в «Весне», не предоставлялось. «Но какое отношение эти документы имеют к движению? Прокуратура отвечала, что они так считают и все: где движение «Весна», там значит и Навальный. И так было несколько раз на процессе», — отметил юрист.

Представители ответчика принесли в суд больше десятка ходатайств. При заявлении одного из них произошел курьез. В конце ноября юристы попросили учесть заключение политолога о публикациях на сайте «Весны», согласно которому участники движения выступали за ненасилие и демократию. Однако прокурор возразил и потребовал не приобщать эти материалы, потому что их «подготовили с помощью VPN-сервисов».

Позиция прокурора, как заметили юристы, сводилась к тому, что сайт заблокирован, и знакомиться с ним нельзя. Хотя, как известно, использование сервисов VPN не запрещено. «[У прокурора] прозвучала такая интересная мысль, что к заблокированным ресурсам имеет доступ представитель государственных органов, а нам, простым гражданам, не следует ими пользоваться», — усмехнулся Чертков.

Поддержать независимую журналистику

Независимая журналистика под запретом в России. В этих условиях наша работа становится не просто сложной, но и опасной. Нам важна ваша поддержка.

Также к делу были приобщены положительные характеристики «Весны» от международных организаций: «Европейская либеральная молодежь» (LYMEC) и «Международная федерация либеральной молодежи» (IFLRY). Еще защитники ходатайствовали об исключении из дела результатов оперативно-розыскных мероприятий (осмотра соцсетей и пр.): по мнению адвокатов, это недопустимые доказательства.

Юристы заметили, что прокурор в суде заявил, что факт нахождения в СИЗО ряда фигурантов, обвиняемых в военных «фейках», свидетельствует об экстремизме движения. Но Захар Тайтуйко, Валерий Дубенюк, Саша Скочиленко, Игорь Мальцев (Егор Скороходов), Виктория Петрова и другие политзаключенные никогда не состояли в «Весне», обратили внимание суда защитники.

На этом основании они заявили отвод прокурора: по их мнению, он заинтересован в исходе дела. «Прокурор Лебедев Никита Олегович был инициатором уголовного дела против Виктории Петровой — девушка находится в СИЗО за критику войны в соцсетях. Единственный свидетель обвинения тоже, как ни странно, Лебедев. И он же — представляет позицию обвинения по делу «Весны» и считает, что преследование Петровой является доказательством экстремистской деятельности движения. Налицо заинтересованность прокурора», — говорится в заявлении защиты.

Большинство ходатайств суд удовлетворил: казалось, что судья понимает, почему позиция прокуратуры несостоятельна, отметили защитники, и даже была своеобразная имитация состязательности. Но все равно суд встал на сторону прокуратуры.

«Либерализм и экстремизм несовместимы, либерал-экстремист — это оксюморон какой-то. Полный абсурд, когда в современной России признали экстремистской организацию, которая открыто исповедует либеральные идеи», — сказал Чертков.

«Весна» уже заявила, что будет обжаловать решение суда. «Обвинения против нас абсурдны. Не секрет, что мы всегда выступали за мирный протест с целью демократических реформ, основанных на идеях свободы и принципах верховенства права. Мы действовали и будем действовать в рамках Европейской конвенции о правах человека и всегда рассматривая граждан и их благо как основную цель», — говорится в Telegram-канале движения. Они намерены продолжить работу.

Юристы «Первого отдела» пояснили, что постановление суда пока не вступило в законную силу. Но если апелляционную жалобу защиты не удовлетворят, то за репосты движения в соцсетях, публикацию их логотипа, отправку донатов любого человека могут привлечь к уголовной ответственности.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.