Сотрудники Центра социально-психологической реабилитации детей в селе Степановка Херсонской области спасли более 10 детей от депортации в Россию. Об этом они сами рассказали газете The Washington Post.
С журналистами издания согласились поговорить директор центра Владимир Сагайдак и преподавательница Галина Кулаковская. Несколько месяцев назад российские военные привезли к ними 15 украинских сирот — их забрали из находящегося рядом с линией фронта приюта в Николаевской области. Вместе с детьми в центр доставили и директора николаевского приюта. Новые подопечные рассказывали, что они три месяца прожили в подвале, а три девочки из их детдома погибли под обстрелами.
В то время в центре под Херсоном уже жили около «дюжины» местных детей. Когда приходили российские военные, учителя прятали их в своих комнатах. Они переживали, что их подопечных могут отправить в Россию.
Кулаковская и Сагайдак помогли большинству херсонских ребят воссоединиться с родственниками, в последние дни в центре оставались только трое — Катя, 16-летний Влад и 9-летний Миша.
Когда в октябре российские военные начали готовиться к отступлению, то Сагайдак понял, что не сможет помешать им взять с собой детей из николаевского приюта, но он попытался «предотвратить похищение местных детей».
Для этого Галина Кулаковская перевезла Катю, Влада и Мишу в свою квартиру. Она сказала соседям, что это ее племянники. Для детей Кулаковская установила строгие правила: не упоминать приют, избегать разговоров с незнакомцами и не отходить от нее далеко. В этой квартире дети оставались вплоть до освобождения города.
Долгое время Сагайдак не знал, что произошло с детьми из Николаевской области. Он думал, что военные вывезли их в Крым, но спустя несколько недель с ним связалась директор приюта и сообщила, что им удалось выбраться в Грузию. Сагайдак рассчитывает, что скоро они вернутся в Украину.
Ранее «Медуза» рассказывала историю 39-летнего Евгения из Мариуполя, который после начала войны попал в плен в колонию в Еленовке, а соцслужба увезла его детей в детский лагерь в Москву. После освобождения мужчина не дал россиянам усыновить своих сына и дочерей, забрал их из России и увез в Латвию.