СюжетыПолитика

Явка решает все

В Израиле прошли выборы — пятые за два с половиной года. У Нетаньяху есть все шансы стать следующим премьером

Явка решает все

Фото: Арье Уфимскер, специально специально для «Новой газеты Европа»

На момент публикации подсчет голосов все еще продолжается, а окончательные официальные итоги будут представлены президенту Ицхаку Герцогу только 9 ноября. Но уже вырисовывается победа нынешнего лидера оппозиции Биньямина Нетаньяху.

День выборов

У начальной школы «Бялик» в Холоне, где расположен один из 12495 израильских избирательных участков, кипит жизнь. Высокий школьный забор завешан агитационными плакатами и растяжками в пользу политических партий с крупными фотографиями их лидеров. Рядом картонные стойки партий с агитационными брошюрами, представители которых призывают прохожих голосовать именно за их кандидата.

У стойки партии «Государственный лагерь» с тремя портретами — нынешнего министр обороны Бени Ганца, министра юстиции Гидеона Саара и бывшего начальника генштаба Гади Айзенкота — стоит 17-летний Михаил. В апреле он репатриировался из Иркутска и еще не успел толком выучить иврит. Но на подобных агитационных пунктах не особенно и нужно разговаривать, вполне достаточно просто протянуть заинтересовавшемуся прохожему листовку, где уже все написано.

Михаил. Фото: Арье Уфимскер, специально специально для «Новой газеты Европа»

Михаил. Фото: Арье Уфимскер, специально специально для «Новой газеты Европа»

На узкой улочке образовалась пробка, и водитель кроссовера, вынужденный притормозить, смотрит из окна на Михаила и весело кричит ему: «Рак Биби», что на иврите значит «Только Биби» — это домашнее прозвище бывшего, а теперь возможно и будущего премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Нетаньяху — политический противник Ганца. Мимо на великах проезжают подростки, которые на полном серьезе подхватывают: «Да, только Биби, все верно ты говоришь».

Михаил на происходящее не реагирует. «Я еще пока не могу голосовать», — признается он. «А если бы мог, за кого бы голосовал?» Он отвечает, что в целом далек от политики, недолюбливает государство и банки, но если бы надо было проголосовать, то, пожалуй, за Ганца бы и проголосовал.

Как и почему голосовали израильтяне?

За три дня до выборов, 29 октября, неизлечимо больной 35-летний учитель исламоведения из Хеврона расстрелял двух израильтян, отца и сына, делавших покупки в палестинской лавке на окраине Кирьят-Арбы. Отец, 60-летний Ронен Ханания, погиб. Его сын и еще двое израильтян, а также один палестинец получили ранения. Нападавшего застрелили.

К школьным воротам в Холоне направляется местная жительница Тамара Рафаилова с дочерью: «Я буду голосовать за «Религиозный сионизм», — говорит она и поясняет свой выбор. — После теракта в Кирьят-Арбе я решила, что важно поддержать поселенцев».

Тамара. Фото: Арье Уфимскер, специально специально для «Новой газеты Европа»

Тамара. Фото: Арье Уфимскер, специально специально для «Новой газеты Европа»

Любопытно, что всего за несколько дней до теракта на своей странице в Facebook Тамара Рафаилова призывала друзей голосовать за главу партии «Ликуд» Биньямина Нетаньяху, опытного израильского политика, который установил рекорд по продолжительности пребывания на посту главы правительства.

За Нетаньяху твердо намерен голосовать и 40-летний коренной израильтянин Мени, который работает техником по установке солнечных и электрических обогревателей. Он горячится и доказывает, что лучшего лидера у страны еще не было. А вот за последние полтора года с правительством Беннета-Лапида, в которое вошли левые и арабы, по его словам, жить стало тяжелее. Цены на все растут, даже бензин подорожал.

Мени не признает полутонов, поэтому ни одного доброго слова к членам уходящего правительства у него нет. «Там одни левые предатели. Волна терактов, а они ничего не делают, потому что у них в правительстве исламисты, которые диктуют им, как себя вести. А еще Лапид отдал Ливану нашу территорию», — уверяет он, подразумевая свежее соглашение между Ливаном и Израилем о демаркации морских границ, которое позволило Израилю начать разработку газового месторождения «Кариш» на средиземноморском шельфе.

48-летняя София, напротив, готова голосовать за кого угодно, но только не за Нетаньяху.

Поддержать независимую журналистикуexpand

«Это же наш израильский Путин, он хорошо начинал, яркий политик, но власть изменила его. Сейчас от него больше вреда, чем пользы.

Нельзя допустить, чтобы он снова вернулся, — объясняет она. — Я буду голосовать за Авигдора Либермана, чтобы поддержать русскоязычных депутатов».

Фото: Фото: Арье Уфимскер, специально специально для «Новой газеты Европа»

Фото: Фото: Арье Уфимскер, специально специально для «Новой газеты Европа»

В здании школы молодой человек по спискам сверяет у приходящих номер идентификационной карты, чтобы убедиться, что им голосовать именно тут, а затем показывает, кому в какую комнату пройти. Всего в школе 6-7 подобных комнат. Списки прикрепленных избирателей были закрыты еще 9 сентября.

У входа в ближайшую комнату для голосования стоит очередь. На месте на всякий случай следит за порядком охранник, но кругом не видно ни одного партийного активиста, а потому он явно скучает. Члены избирательной комиссии настроены дружелюбно и уже не нервничают, как случалось на предыдущих выборах, когда я достаю телефон и делаю несколько снимков.

Рядом со мной стоит один из избирателей — 38-летний предприниматель Олег Крейман из Уфы. Когда-то в 1990-е родители привезли его ребенком в Израиль, но в итоге вся семья перебралась назад в Россию. Сейчас он тоже из свежих репатриантов, в Израиле оказался из-за войны в Украине. По его признанию, еще на Новый год он себе и представить не мог, что будет здесь жить, а вот уже голосует на израильских общенациональных выборах.

По его словам, он станет голосовать за действующего премьер-министра Яира Лапида и его партию «Еш атид»: «Мне нравится его лицо, у других они отвратные. А то, что его обвиняют в том, что он не получил в школе аттестат, меня совсем не смущает. Если он смог стать премьер-министром, это что-то говорит о нем».

Олег Крейман поддерживает соглашение с Ливаном, потому что, по его словам, Израиль ничем не поступился, зато теперь может спокойно добывать газ на шельфе. «Что касается Нетаньяху, то я считаю, что власть должна регулярно меняться, — говорит он. — Как показывает мировая практика, когда люди много лет руководят страной, это заканчивается печально».

Фото: Фото: Арье Уфимскер, специально специально для «Новой газеты Европа»

Фото: Фото: Арье Уфимскер, специально специально для «Новой газеты Европа»

Праздник демократии со слезами на глазах

В выборах в Кнессет 25 созыва принимали участие 40 политических партий, многие из которых изначально знали, что не смогут преодолеть электоральный барьер в 3,25 процента. По предварительным результатам подсчета, в парламент попадут лишь 10 партий — каждая четвертая. Еще две политические партии — левая партия МЕРЕЦ и арабская националистическая партия БАЛАД — немного не добирают до отметки, но надеются на лучшее. Если у них ничего не выйдет, это дает дополнительное преимущество право-религиозному блоку.

В кнессет, по всей видимости, попадают «Ликуд», «Еш атид», «Религиозный сионизм», «Государственный лагерь», «Еврейство Торы», ШАС, «Авода», НДИ, РААМ, ХАДАШ-ТААЛ.

Исход голосования решила явка избирателей — 71,3% (позже ЦИК скорректировал до 70,5%), что стало сюрпризом для многих. В отдельные часы она была рекордной за 23 года.

На предыдущих выборах, которые состоялись 23 марта 2021 года, явка была 67,4%.

Как показывает практика, низкая явка — это хорошо для малых партий, потому что это повышает их шансы на преодоление электорального барьера. К тому же, фактическая «стоимость» одного мандата оказывается ниже.

В то же время высокая явка хороша для крупных партий, потому что это позволяет им получить больше голосов и, соответственно, мандатов. Это снижает шансы малых партий попасть в кнессет, а потому претендентов на «парламентский пирог» становится меньше.

Аномально высокая явка предопределила итоги выборов. По данным политического комментатора Амита Сегаля, процент голосования среди израильских арабов, по сравнению с предыдущими выборами, вырос на 7%, среди сторонников «Ликуда» — на 5%, у ортодоксальных избирателей — на 8%. А вот среди избирателей из левоцентристского блока явка осталась без изменений.

На этом фоне лидер гонки — партия «Ликуд», которая, по предварительным данным, получает 31 или 32 мандата (эта цифра может измениться). На самом деле в израильской политической системе силу имеют не отдельные партии, а политические блоки. Блок «Ликуда» и его союзников вероятно получит от 63 до 65 мандатов. Так как в кнессете всего 120 депутатов, то для создания коалиции необходимо привлечь на свою сторону хотя бы 61 депутата. И партия Нетаньяху, судя по всему, справится с этой задачей без проблем.

В условиях достаточно устойчивых блоков, у его противников коалиция в данный момент не складывается.

Потому высока вероятность, что именно ему первому президент Ицхак Герцог поручит формирование новой коалиции и правительства.

Главным сюрпризом прошедших выборов стала ультраправая религиозная партия «Религиозный сионизм», которая своим существованием обязана лично Нетаньяху. Несколько выборов назад он соединил в единый блок три мелких партии с крайними взглядами и сомнительными шансами на преодоление электорального барьера. На этот раз данный блок стал третьей по влиянию фракцией из (видимо) 14 депутатов. При вступлении в коалицию это дает им право претендовать на несколько министерских портфелей.

Ее лидеры, особенно ультраправый активист Итамар Бен-Гвир, много раз оказывались в центре различных скандалов. Другой лидер, Ави Маоз, известен гомофобскими заявлениями. В Белом доме уже дали понять — «существует вероятность, что они не будут работать с Итамаром Бен-Гвиром, если он получит пост министра в правительстве Израиля».

Однако это вряд ли остановит Биньямина Нетаньяху, который впервые за последние годы получил шанс на формирование идеологически однородного и устойчивого правительства. Источники в «Ликуде» сообщают, что Нетаньяху заинтересован в скором достижении договоренностей между партиями блока, чтобы новое правительство можно было представить через две недели. При этом в право-религиозном лагере уже начали делить портфели еще не сформированного правительства.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.