РепортажиПолитика

«Сейчас эта дорога привела нас назад»

Москва простилась с Михаилом Горбачевым: монологи людей у Дома союзов

«Сейчас эта дорога привела нас назад»

Фото: Илья Мастюков, специально для «Новой газеты. Европа»

3 сентября в Москве прошло прощание с единственным президентом СССР, лауреатом Нобелевской премии мира Михаилом Горбачевым. К Колонному залу Дома союзов в центре столицы стянулись сотни людей. Собрание людей в память о Горбачеве, с которым накануне в Центральной клинической больнице сухо простился Владимир Путин, стало первым за много месяцев массовым публичным мероприятием людей, не симпатизирующих войне — своего рода демонстрацией наличия в обществе настроений, отличных от тех, что транслируются пропагандой.

Территория вокруг Дома союзов была перекрыта, везде стояло полицейское оцепление. Очередь из желающих возложить цветы и попрощаться выстроилась от Большого театра. Движение происходило быстро, полиция пропускала группы по 15-20 человек. Стоять пришлось около часа, потом первый досмотр. Через 20 минут другой — уже в самом Доме союзов. Корреспондент «Новой газеты. Европа» встал в очередь вместе с жителями Москвы, чтобы узнать у них, кем был для них Горбачев.

Евгения

За время, пока мы стоим, Евгения пишет мини-репортаж в свой фейсбук и обсуждает судьбу России с окружающими.

– Меня привела сюда благодарность. Я благодарна за то, что нам дали подышать — нашему поколению. Я к эпохе Горбачева отношусь очень положительно, потому что для нас открылись невиданные просторы возможностей, о которых мы практически не мечтали. Я, например, переводчик по профессии, мы изучали страноведение — допустим, как пройти от Трафальгарской площади по Орандж-стрит. Мы это изучали, как будто мы изучали страну Оз. И понимали, что это сказка, и мы никогда этого не увидим. Когда я впервые летела над Лондоном, я не верила своим глазам. Поэтому для нас сказка сбылась, мы смогли посмотреть мир по-настоящему. До Михаила Сергеевича не было такой возможности.

В последние годы он вел себя осторожно — наверное, не хотел нарываться. Путин перечеркнул, уничтожил, затоптал практически все, что Горбачев волей-неволей сделал. Вот поэтому он чисто формально, так сказать, исполнил свой долг, простившись с ним в ЦКБ. А на самом деле я не думаю, что он искренне горюет. Да и слава богу, что его здесь нет. Здесь была бы сплошная полиция. Где больше трех собираются, там автозаки обязательно стоят. Это зрелище уже стало неотъемлемой частью нашей жизни.

Фото: Илья Мастюков, специально для «Новой газеты. Европа»

Фото: Илья Мастюков, специально для «Новой газеты. Европа»

Руслан

В основном, люди пришли на прощание группами и, как правило, общались друг с другом, чтобы скоротать время в ожидании. Руслан пришел один.

– Я родился в 86-м году, Горбачев очень плотно связан с моим детством. Другого советского времени, кроме перестроечного, я не знал. Это определенно значительный человек в моей жизни и в жизни всех нас. Распад Советского Союза случился при нем относительно бескровно. Много событий в его правление было. Как и ошибок он много допускал, так много чего хорошего сделал. Объединение Германии, например. То, что он не стал удерживать власть любой ценой и что он не допустил гражданской войны. В целом, он интересный был человек.

Фото: Илья Мастюков, специально для «Новой газеты. Европа»

Фото: Илья Мастюков, специально для «Новой газеты. Европа»

Любовь

Любовь пришла с подругой, которой рассказывает, что это второе прощание с руководителем страны, на котором она присутствует. Первыми были сталинские похороны. Час, что мы стоим до первого досмотра, подруги беседуют, время от времени присаживаясь на поребрик.

- Я отношусь к Михаилу Сергеевичу с уважением. Каким надо быть умным, каким надо быть смелым, как надо хорошо относиться к своему народу, чтобы сказать: давайте будем делать иначе. Носилась в воздухе вся эта [перестройка]. Но я думала, что мои дети не дождутся, когда им что-то будет разрешено и не надо будет кости покупать в магазине, говоря, что это мясо.

Когда все это [перестройка] началось, я работала в редакции Всесоюзного научно-технического авиационного института. Нам разрешили на работе слушать прямую трансляцию съезда. Мороз бежал по коже… Все было новое.

Горбачев ни разу не применил свою силу, не пнул ногой, не послал. То, что произошло в Литве и Грузии — решение людей на местах. Важно, что он сказал: «Люди — есть люди. Мы шли неправильно, мы зашли в тупик. Нам надо изменить свой путь». Это очень смело. Я бы не смогла, как он, от всего отказаться. Вот это был первый необходимый шаг в длинной дороге. Люди должны сами строить свою жизнь и помогать тем, кто им дает свободу.

Сейчас эта дорога привела нас назад. Мне жаль, что придется еще терпеть. Горбачеву хочу сказать, я благодарна за то, что теперь у меня есть взрослые дети, получившие образование и купившие себе квартиры. И все у них хорошо было бы, если бы не это [война]. Благодарна за то, что он не стал Милошевичем: не стал хватать власть, всех стрелять и не допустил гражданской войны, В этой гражданской войне погибли бы мои дети, которые тогда были молодыми и не было бы у меня внуков. А сейчас уже внуки за 30 перевалили. И это вся жизнь… Это все началось с Горбачева. Так что никаких лихих 90-х не было. Жизнь всегда опасности несет в себе какие-то. И люди должны бороться за свое хорошее.

Великий человек! Великий поворот!

Изображение

Людмила


Людмила пришла одна. В руках у нее букет белых роз. Говорит тихо и как будто остерегаясь чего-то.

- Я пришла сказать последние «Прости, прощай» очень достойному человеку, политику и яркой личности.

Эпоха Михаила Сергеевича была, к сожалению, не очень продолжительной, но, к счастью, очень динамичной и поворотной. Именно на этом повороте люди смогли говорить то, что они думают, выражать себя, искать новые пути, совершать ошибки и исправлять их. Это очень дорогого стоит.

Я думаю, что все люди, которые сюда пришли, ждут «эпоху Горбачева» в современной России. Но на данный момент могу сказать, что это маловероятно. Опосредовано Горбачев, безусловно, влиял на происходящее в России. Нравственная конкуренция ему была абсолютно проиграна нынешними властями. Чувство достоинства, нравственный стержень — всего это сейчас во власти нет. Не так много вещей определяют человека: любовь к своей семье, любовь к родине, уважение к людям — все это было у Михаила Сергеевича.

Сейчас он ушел, а его влияние останется. Очень много людей разделяют и несут его ценности дальше.

Изображение

Лев

Лев — студент политфака ВШЭ, пришел с однокурсником. Весь путь они дискутируют о судьбах России. Позже к их полемике присоединится Евгения — узнать, что думает молодежь.

- Детство всех моих бабушек и дедушек пришлось на послевоенное сталинское время — они прожили его в страхе и репрессиях. Детство моих родителей пришлось на времена дефицита. Мое же детство, благодаря Михаилу Сергеевичу Горбачеву, было относительно сытым, свободным и комфортным. В нем я вижу человека, который искал для своей страны больше возможностей. Не хотел стагнации и возвращения к темному сталинскому прошлому. Он пытался двигать страну вперед.

Я сомневаюсь, что в данный момент может появиться такой человек в нашей стране. Такие люди есть, но у них нет возможности реализовать себя. Все задавлено системой.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.