КомментарийПолитика

Свет далеких ракет

Израиль начал операцию «Рассвет» и нанес удары по сектору Газа в ответ на угрозы «Исламского джихада». Палестинцы выпустили несколько сотен ракет по территории страны

Свет далеких ракет
Противоракетная система «Железный купол» во время запуска ракеты-перехватчика, 6 августа 2022 года. Фото: Ilia Yefimovich / picture alliance / Getty Images

Армия Израиля вечером 5 августа объявила о начале операции с кодовым названием «Рассвет». По сектору Газа были нанесены ракетные удары. В результате одного из них погиб глава «Бригады Аль-Кудс» (боевое крыло «Исламского джихада» на севере cектора Газа) Тайсир Махмуд Джабари. Ответ не заставил себя долго ждать: территория Израиля оказалась под ракетным обстрелом.

Всего со вчерашнего дня из Газы запустили более 200 ракет в сторону Израиля. В основном под обстрел попадает южная часть страны — города Сдерот, Ашкелон, Ашдод и другие населенные пункты рядом с границей. Однако сирены также раздавались в центре — в Ришон-ле-Ционе, Бат Яме и Тель-Авиве.

Одна ракета попала в жилой дом в граничащем с Газой Сдероте. «Повреждения очень значительные, мы услышали сигнал тревоги и побежали в укрытие», — сказал хозяин.

Еще одна ракета упала в Ашкелоне.

В Беэр-Шеве в больнице «Сорока» эвакуировали младенцев.

ЦАХАЛ обстрелял пятиэтажное здание в Газе, предупредив жителей о необходимости эвакуироваться.

Армия обороны Израиля отчиталась об атаке на два склада с боеприпасами, которые были размещены в домах активистов военно-морских сил «Исламского джихада» в секторе Газа. Также атакованы четыре военные позиции группировки, ее учебный комплекс, военный склад в Хан-Юнисе и военный комплекс в Газе. Накануне ЦАХАЛ призвал 25 тысяч резервистов.

В Израиле медицинскую помощь на данный момент оказали 21 жителю. Из них двое получили легкие ранения от осколков, 13 получили травмы, пока бежали в бомбоубежище. Еще у шести человек случилась паническая атака.

По данным палестинского Минздрава, в результате обстрелов погибли 15 человек. Среди них пятилетняя девочка, 23-летняя девушка и лидер боевого крыла. 125 палестинцев получили ранения.

Почему Израиль первым нанес удар?

После серии терактов весной этого года, унесших жизни 20 израильтян, министр обороны Бени Ганц заявил о начале операции «Волнорез» по задержанию подозреваемых в террористической деятельности. 1 августа израильская армия арестовала в Дженине (город в Палестинской автономии на Западном берегу реки Иордан) одного из лидеров «Исламского джихада» в Иудее и Самарии — Басам аль-Саади.

Опасаясь эскалации на юге страны из-за ареста, правительство Израиля приняло решение ввести особые меры безопасности, перекрыть часть трасс, закрыть пляж и установить блокпосты вокруг сектора Газа.

«Новая газета. Европа» поговорила со старшим научным сотрудником Atlantic Council, бывшим депутатом Кнессета Ксенией Светловой о том, что на этот раз послужило поводом для эскалации, позиции ХАМАСа, а также проблемах с электроэнергией в Газе.

Ксения Светлова

бывший депутат Кнессета, старший научный сотрудник Atlantic Council

— Организация «Исламский джихад» действует не только в Газе, она действует и на Западном берегу. Ее эпицентр — это Дженин. Из Дженина на протяжении всей весны и ранее один за другим выходили террористы, которые совершали теракты в Израиле. Терактов могло быть еще больше, но часть из них удалось предотвратить. За ними преимущественно стоит «Исламский джихад». Поэтому операция [Израиля] фактически началась с этого. И арест в начале этой недели, в результате которого был задержан один из главных лидеров этой организации в Дженине, привел к тому, что Израилю было понятно, что «Исламский джихад» использует возможность, когда им это будет удобно и когда можно будет нанести максимальный ущерб для того, чтобы отомстить за этот арест, задержание другого боевика, убийство третьего боевика и так далее. Есть связь между Дженином и Газой.

На этот раз Израиль просто выбрал другую тактику — не дожидаться того момента, когда, например, взорвут детский сад на границе с Газой, или выпустят залпом противотанковые ракеты по какому-нибудь заводу, когда там будут находиться люди. При этом на протяжении последних дней шли переговоры. Даже вчера утром была надежда, что можно будет как-то договориться. В конечном итоге «Исламский джихад» выставил очень высокие требования по освобождению ряда своих людей из израильских тюрем и другим вопросам, но Израиль их не принял. Дальше было ясно, что будет эскалация. Да, ее мог начать «Исламский джихад». Но это как с жертвой домашнего насилия, которая приходит в полицию, а ей говорят: «Ну, тебя еще не убили? Вот когда убьют, тогда и приходи». Тут решили не дожидаться такого развития событий.

Почему ХАМАС не присоединился к военным действиям?

— Между двумя этими организациям есть огромная разница, хотя, по сути, они обе исламистские организации террористического толка — таковыми они признаны в Израиле, США и многих других странах. Однако ХАМАС — это сила, которая на протяжении практически 17 последних лет руководит Газой. Они несут ответственность за жизнь двух миллионов жителей. Даже если особо не хочется, они вступают в непрямые переговоры с Израилем, чтобы, например, решить вопрос о работе палестинских рабочих на территории Израиля. Годами этого не было, и в этом году они получили 15 тысяч разрешений. Практически все товары, которые идут в Газу, проходят через Израиль. Поэтому приходится с Израилем сотрудничать. ХАМАС на данный момент заинтересован не в очередной войне — тем более навязанной в тот момент, когда ему самому это невыгодно. Он заинтересован в восстановлении Газы — понятно, что в полном объеме это невозможно, пока война витает в воздухе. Но все же на данный момент они заинтересованы в каком-то равновесии.

«Исламский джихад» — это креатура Ирана. Это организация, которая на 100% существует за счет Ирана и получает указания от страны, которая многих палестинцев напрягает, раздражает и не считается легитимным партнером. На данный момент генсек «Исламского джихада» Зияд ан-Нахала находится в Иране.

ХАМАС — это широкое движение с мощной поддержкой палестинского населения. Сейчас он не собирался развязывать войну и сделает, на мой взгляд, все возможное, чтобы в нее не вступать. Естественно, наверняка этого знать нельзя: будет зависеть от того, как будут выглядеть ближайшие часы. Чем больше идет операция, тем больше шансы, что в конце ХАМАС все же может присоединиться, хоть ему и не хочется. Хотя выводы сейчас делать рано.

Как палестинцы относятся к «Исламскому джихаду»?

Понятно, что когда начинается война и гибнут, например, маленькие дети — сейчас погибла пятилетняя девочка — мало кто будет говорить, что это «Исламский джихад» виноват в том, что произошло. Понятно, что крайним будет Израиль. Но особого понимания, зачем это нужно [у палестинцев] сейчас нет. И есть также осознание того, что это очень сильно ударит по тем людям, которые и так с трудом выживают. Поэтому широкой поддержки и намерения рваться в бой у них нет. Есть еще усталость от прошлогодней операции, которая была в мае 2021 года. Газа не восстановлена, военные возможности ХАМАСа не восстановлены. Конечно, палестинцы поддерживают обыкновенных людей, которые живут в Газе. Но особого восторга по поводу того, что «давайте встанем под знамя «Исламского джихада»» — нет.

Танковые подразделения израильской армии перебрасываются в районы вокруг сектора Газа, 6 августа 2022 года. Фото: Mostafa Alkharouf / Anadolu Agency / Getty Images

Танковые подразделения израильской армии перебрасываются в районы вокруг сектора Газа, 6 августа 2022 года. Фото: Mostafa Alkharouf / Anadolu Agency / Getty Images

Перебои с электричеством в Газе

Единственная электростанция Газы с сегодняшнего дня будет полностью отключена из-за нехватки топлива. Подача электроэнергии сократится до четырех часов в день. В электрораспределительной компании Газы заявили, что отключение затронет все жизненно важные объекты, и призвали жителей, медучреждения, муниципалитеты и другие объекты принять необходимые меры.

— Перебои с электричеством в Секторе Газа начались в 2006 году после того, как ХАМАС захватил в плен израильского солдата Гилада Шалита, — рассказывает Ксения Светлова. — Тогда был первый раз, когда разбомбили электростанцию в Газе. Поэтому каждый раз, когда возникает агрессивный фон, когда есть война, ситуация ухудшается. Если были какие-то переговоры по поводу того, чтобы добавить палестинцам в Газе электричества (они получают его только в течение нескольких часов в сутки), то сейчас они могут лишиться его вообще. Мне кажется, что это создает дополнительную нагрузку на ХАМАС, потому что если окажется, что не будет возможности ввести в Газу «солярку» из-за военных действий, и электричества не будет несколько дней, из-за чего пострадают больницы, где есть раненые и гражданские лица, это все может способствовать эскалации. Египтяне сейчас предлагают заключить гуманитарное соглашение на несколько часов. И использовать эти несколько часов для того, чтобы ввезти «солярку», и для того, чтобы обсудить детали будущего перемирия, которое, может, и не наступит сейчас, но хотя бы уже начнут обсуждать его контуры.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.