РепортажиОбщество

Беззащитность

Против адвоката Дмитрия Талантова завели дело по «фейковой» статье после очередного доноса

Беззащитность

Дмитрий Талантов. Фото: Андрей Карев

Против президента адвокатской палаты Удмуртии и адвоката журналиста Ивана Сафронова Дмитрия Талантова возбудили уголовное дело за так называемую «дискредитацию российской армии». Накануне его задержали в Ижевске, силовики провели обыски по нескольким адресам, допросили и на следующий день доставили в Москву для избрания меры пресечения. Арестовать Талантова решили без посторонних, суд прошел в закрытом режиме. Прокурор заявила, что в деле имеются сведения, «охраняемые законом тайной». Примечательно, что ранее о каких-либо «секретных» материалах следствие не предупреждало защиту.

«Я в наручниках. Везут в СК. Всем!!!», — написал на своей странице Талантов утром 28 июня. Через несколько минут он опубликовал еще одну запись: «Прошу сообщить всем о задержании моем. С трудом пишу, не видят СК по Удмуртии». Позднее в Telegram-канале сообщества адвокатов и правозащитников «Первый отдел» сообщили, что в отношении Талантова возбуждено уголовное дело следственным отделом ГСУ СКР по ЮЗАО Москвы. Обыски прошли сразу в нескольких местах, в том числе, и в адвокатской палате Удмуртии.

Талантова подозревают в совершении преступления, предусмотренного п. «д», ч. 2 ст. 207.3 УК РФ (публичное распространение заведомо ложной информации об использовании вооруженных сил РФ по мотивам политической ненависти — грозит до 10 лет заключения).

Известно, что Талантов до задержания защищал экс-журналиста «Коммерсанта» Ивана Сафронова, обвиняемого в госизмене. Ранее в этом деле участвовал его коллега Иван Павлов (внесен Минюстом в реестр «иноагентов»), против которого было возбуждено уголовное дело за якобы разглашение данных предварительного следствия. «Задержание Дмитрия Талантова может нанести еще один существенный удар по защите Ивана Сафронова. На руках у адвоката было множество проектов ходатайств по делу журналиста», — отметил адвокат Сафронова Дмитрий Катчев.

Талантов неоднократно высказывал в соцсетях свою антивоенную позицию и выступал против «спецоперации» в Украине. Накануне он прокомментировал удар по торговому центру в Кремнечуге: «Сегодняшний ужас в Кременчуге — это тоже часть денацификации? Или это фашизм? Мрази ваше имя!». Как рассказали «Новой газете. Европа» коллеги Талантова, еще в апреле на него начали писать доносы из-за публикаций в соцсетях, тогда адвокат сообщал, что полиция проводила проверку и взяла с него объяснения. Интерес правоохранителей к Талантову возник после того, как адвокат Виолетта Волкова разразилась на президента адвокатской палаты злобным постом в своем Telegram-канале:

«Руководитель Адвокатской палаты Удмуртии, неуважаемое мною ничтожество Дмитрий Талантов, обещает выгнать из адвокатуры всех адвокатов, которые поддерживают свой народ, гордятся своей армией и желают скорейшей победы над нацизмом. Коллеги из Удмуртии, почему столько лет вы терпите это ничтожество? Вас взяли в заложники? 30 лет у власти эта нечисть. Почему он до сих пор адвокат?»

Талантов тогда ответил, что после кляузы Волковой на него пытались завести административное дело по ст. 20.3.3 КоАП РФ (Публичные действия, направленные на дискредитацию использования ВС РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан). «Среди изученных материалов обнаружил и это [скриншот из материалов дела]. Передайте там этой активистке, что ее первую и погоню», — усмехнулся Талантов.

Позже ему выписали административный протокол по ст. 20.3.3 КоАП, но суд вернул его полицейским для устранения ошибок. С тех пор правоохранители его больше не беспокоили.

Изображение

«Автор выражает негативное отношение к президенту»

В этот раз доносительством уже отличился так называемый блогер-патриот и обозреватель «Военного обозрения» Роман Скоморохов. Он сам «похвастался» в сети, что пишет кляузы в разные инстанции против «поклонников укронацизма».

«Я уже говорил, что Россия нуждается в чистке. И чистить ее должны именно русские. Другого выбора у нас нет», — считает Скоморохов в своей статье под заголовком «Имя им — легион».

3 апреля Талантов разместил на своей странице в Facebook пост, где назвал действия российской армии в Мариуполе, Ирпени и Буче «нацистскими практиками». Реакция Скоморохова была очевидной — еще один донос в ФСБ и СК. И как итог — новое «фейковое дело» готово.

Публикация Скоморохова на сайте «Военного обозрения» появилось 12 апреля, а уже 14 числа оперуполномоченный из центра «Э» составил акт осмотра страницы Талантова в Facebook, говорится в материалах дела, с которыми ознакомились журналисты «Адвокатской улицы». Оперативник обнаружил девять публикаций, сделанные Талантовым с 25 марта по 4 апреля. Но только одна публикация заинтересовала следствие — как раз тот самый пост адвоката, о котором писал Скоморохов. По просьбе следствия была проведена лингвистическая экспертиза. Согласно заключению эксперта-лингвиста Виталия Кузнецова, «автор [Талантов] выражает негативное (враждебное, презрительное) отношение к президенту России В. В. Путину и проводимой им политике». Как считает эксперт, об этом свидетельствует «использование презрительных номинаций «убийца Пу» и «шобла»».

«Когда сажаете хороших адвокатов, кто потом будет защищать вас»

29 июня Талантова доставили в Москву для избрания меры пресечения. Следствие вышло в Черемушкинский суд столицы с ходатайством о заключении его под стражу на два месяца. Свое заявление следователь мотивировал тем, что президент адвокатской палаты подозревается в «преступлении против общественной безопасности и общественного порядка, которое обладает признаками повышенной опасности и резонанса».

Следователь считает, что, если Талантов останется на свободе, может скрыться, оказать давление на свидетелей, также сможет воспрепятствовать производству по делу, потому что знает методики расследования уголовных дел и является действующим адвокатом.

Талантова доставили в суд ближе к обеду. Его защитники — Павел Биянов, Алан Гамазов, Анастасия Костанова, Даниил Берман, Мария Немова и Дмитрий Ткачев — ожидали своего коллегу с утра.

Талантов уже находился в «аквариуме» в белой куртке и черной кепке, листал документы. Его адвокаты уже успели ознакомиться с материалами. Этой паузой воспользовался следователь Алексей Панютищев и прямо перед заседанием попытался взять расписку о неразглашении материалов. Все адвокаты Талантова отказались подписывать документы следователя, заявив, что это незаконно и такие действия могут проходить только во время следственных действий.

«Это процессуальное действие», — замешкался следователь от бойкота адвокатов. Он попросил одного из приставов в зале зафиксировать отказ защиты, но тот в ступоре ничего не ответил и молча ретировался. Вместо него следователю помогла прокурор Яна Раджабова, которая дала нужную подпись в документе об отказе адвокатов. И позднее как выяснилось вместо следователя сама составила ходатайство о проведении заседания без слушателей и прессы.

«Учтите, когда вы сажаете хороших адвокатов, надо думать, кто потом будет защищать вас», — адвокат Лапин обратился к следователю.

Больше часа Талантов продолжал внимательно читать материалы.

– Кто-то мог себе представить, что такое может быть 10 лет назад? — адвокат Лапин спросил у зала.

– А что мы можем представить, что будет через год? — произнес Талантов из «аквариума».

– Дмитрий, лучше не надо.

Заседание началось с ходатайства подозреваемого об отводе следователя от участия в процессе. «Он лично заинтересован в исходе дела. Я ему не доверяю», — объяснил Талантов.

По его словам, когда его доставили в СК по Удмуртии, он сразу заявил следователю, что находится в крайне тяжелом состоянии из-за высокого давления. Была вызвана бригада скорой помощи, врач осмотрел Талантова и настаивал на госпитализации, поскольку подозревал у него инсульт. Как утверждает адвокат, следователь стал склонять врача, чтобы тот написал бумагу, что подозреваемый может участвовать в следственных действиях и может быть этапирован в Москву. Врач признался Талантову, что в первый раз столкнулся с таким давлением и отказался подписывать бумаги. Тогда вместо него приехала другая бригада «скорой» и появился «нужный» доктор, который как раз и подписал все необходимые документы для следствия.

Помимо прочего защита Талантова заметила, что следствие в первые минуты задержания не предоставила ему адвоката, не сообщили о его местонахождении и не ознакомили с материалами дела по просьбе защиты. Судья Сергей Хомяков оставил ходатайство без рассмотрения, пояснив, что отвод следователю может быть рассмотрено руководителем следственного органа.

Следом прокурор ходатайствовала о проведении заседания в закрытом режиме. Она мотивировала свое заявление тем, что адвокаты отказались давать расписку о неразглашении материалов

и были уведомлены, что в деле есть данные, которые якобы составляют тайну. Так, по мнению надзорного ведомства, материалы, которые «покрыты таинственностью»: рапорт оперуполномоченного, ответ из Генштаба Минобороны и экспертиза, в которых якобы имеется «охраняемая законом тайна». Помимо этого прокурор полагает, что открытое рассмотрение может привести к оказанию давления на эксперта.

Талантов возразил и сказал, что в деле нет никаких тайн и незачем закрыть заседание. «В этом процессе нет ничего секретного, кроме того, что я против войны и убийств детей», — добавил подозреваемый.

Защита также обратила внимание, что в деле нет грифа секретности и отсутствует причинно- следственная связь: отказ давать подписку и закрыть процесс. «Есть какое-то якобы секретное заключение эксперта, на которого кто-то потом может оказать давление. Отсутствует логическая связь. Когда вдруг произошло просветление и сторона обвинения обнаружила тайну? Следствие и прокурор молчали все это время», — отметил защитник Лапин.

Его коллега Биянов объяснил, что до начала заседания следователь Панютищев действительно просил защитников подписать «некий лист бумаги» без реквизитов и должностей. Он считает, что подпиской о неразглашении такой документ считать нельзя.

Берман добавил, что в подписке должны быть четко указаны, какие сведения не подлежат разглашению и до какого срока.

В ходе заседания Талантов пожаловался на свое самочувствие и просил вызвать ему «скорую». Однако судья Хомяков никак не отреагировал на эту просьбу и проигнорировал позицию защиты, заседание продолжили в закрытом режиме.

Во время перерыва защитники рассказали журналистам, что считают ходатайство следователя незаконным и необоснованным, просили суд назначить их доверителю альтернативу для заключения под стражу — назначить домашний арест или отпустить под залог. Но председательствующий их доводы не услышал и отправил Талантова в СИЗО до 21 августа. Защита намерена обжаловать решение суда.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.