1. Меньше масла, больше пушек
Расхожая фраза «переход экономики на военные рельсы» перестала быть экспертным клише. Начиная с 2024 года федеральный бюджет на эти самые военные рельсы перешел и, судя по планам правительства, будет катиться по ним ближайшие три года. А вслед за ним — и вся экономика.
Исследователи полагают, что больше половины российского экономического роста дают военные заказы. Если их исключить, то окажется, что гражданские отрасли почти не растут. Например, экономист Сергей Алексашенко считает, что до трех четвертей роста ВВП дает производство вооружений.
Треть бюджетных расходов в 2025–2027 годах уйдет на военные цели. По статье «Национальная оборона» планируют тратить от 13 до 13,5 трлн рублей каждый год — почти вчетверо больше, чем выделяли на эти же цели до войны.
Причем это официальные цифры из закона о бюджете, а в реальности расходы могут быть выше: 16–17 трлн рублей в 2025 году. Так подсчитал по просьбе «Новой-Европа» военно-экономический эксперт, глава консультационной компании Eastern Advisory Group и исследователь Royal United Services Institute (Лондон) Ричард Коннолли. Он основывается на трактовке госбюджетов блока НАТО и к разделу «Нацоборона» добавляет другие расходы госказны, которые идут на ВПК.