ИТОГИ-2024Экономика

Конец ипотеки, крах «Газпрома» и доллар по 100

Главные экономические итоги 2024 года, которые затронули всех россиян: список «Новой-Европа»

Конец ипотеки, крах «Газпрома» и доллар по 100

Табло с курсами обмена валют доллара США и евро на российский рубль в Москве, 27 ноября 2024 года.  Фото: Максим Шеметов / Reuters / Scanpix / LETA

Уходящий год стал первым, когда большинство россиян могли ощутить на своих кошельках цену войны в Украине. Если первые два года вторжение в основном финансировали за счет нефтегазовых доходов и траты накопленных резервов, но на третий год этого оказалось недостаточно. «Новая-Европа» составила список главных изменений в российской экономике за 2024 год, которые коснулись всех.

1. Меньше масла, больше пушек

Расхожая фраза «переход экономики на военные рельсы» перестала быть экспертным клише. Начиная с 2024 года федеральный бюджет на эти самые военные рельсы перешел и, судя по планам правительства, будет катиться по ним ближайшие три года. А вслед за ним — и вся экономика.

Исследователи полагают, что больше половины российского экономического роста дают военные заказы. Если их исключить, то окажется, что гражданские отрасли почти не растут. Например, экономист Сергей Алексашенко считает, что до трех четвертей роста ВВП дает производство вооружений.

Треть бюджетных расходов в 2025–2027 годах уйдет на военные цели. По статье «Национальная оборона» планируют тратить от 13 до 13,5 трлн рублей каждый год — почти вчетверо больше, чем выделяли на эти же цели до войны.

Причем это официальные цифры из закона о бюджете, а в реальности расходы могут быть выше: 16–17 трлн рублей в 2025 году. Так подсчитал по просьбе «Новой-Европа» военно-экономический эксперт, глава консультационной компании Eastern Advisory Group и исследователь Royal United Services Institute (Лондон) Ричард Коннолли. Он основывается на трактовке госбюджетов блока НАТО и к разделу «Нацоборона» добавляет другие расходы госказны, которые идут на ВПК.

Резкий рост военных расходов почувствуют на собственных кошельках получатели пенсий и различных пособий, а также работники сферы образования. На них в 2025 году власти России решили сэкономить более 2,2 трлн рублей. Именно на такую сумму сокращаются бюджетные разделы «Социальная политика» и «Образование».

При этом значительная часть получателей пенсий и бюджетников относятся к гражданам с невысокими доходами. Они чаще других покупают недорогие товары, которые быстрее всех растут в цене («Новая-Европа» подробно об этом писала). И именно по ним сильнее бьет ускоряющаяся инфляция.

2. Народное спасение «Газпрома»

В 2024 году власти попросили граждан скинуться, чтобы помочь одной из главных экономических жертв войны — «Газпрому».

После практически полной потери европейского рынка газа и повышения для него налога на добычу в 2023 и 2024 годах «национальное достояние» возглавило рейтинг убыточных компаний за 2023 год, составленный российской версией Forbes. А по итогам первого полугодия текущего года убытки газового бизнеса «Газпрома» (а у компании, напомним, есть еще нефтяное и электроэнергетическое подразделения) достигли почти 0,5 трлн рублей.

Около половины электричества в России генерируется на газовых электростанциях. А кроме прямых поставок населению, газ нужен еще в газовых котельных для выработки тепла. Минэкономразвития еще в прошлом году, анонсируя индексацию в трехлетнем макропрогнозе, не скрывало, что, чтобы компенсировать потери «Газпрома», нужно поднять внутренние цены на газ. Именно поэтому власти увеличили с 1 июля тарифы ЖКХ в среднем по стране сразу на 10%.

Такой рост стал рекордной единоразовой индексацией за десять лет, особенно болезненной на фоне того, что о таких скачках граждане успели подзабыть. В 2023 году тарифы на «коммуналку» вообще не росли: власти решили воздержаться от повышения после падения экономики и доходов населения в первый год войны. Еще сильнее тарифы вырастут с 1 июля 2025 — почти на 12% (в среднем по стране). Это будет еще одним максимумом и примерно в 2,5 раза выше базового прогноза ЦБ по инфляции на следующий год.

Церемония поднятия флагов России и СССР, организованная «Газпромом», у парка 300-летия Санкт-Петербурга на берегу Финского залива, 17 июня 2023 года. Фото: Дмитрий Ловецкий / AP Photo / Scanpix / LETA

Церемония поднятия флагов России и СССР, организованная «Газпромом», у парка 300-летия Санкт-Петербурга на берегу Финского залива, 17 июня 2023 года. Фото: Дмитрий Ловецкий / AP Photo / Scanpix / LETA

Это не единственная мера, которая повышает нагрузку на граждан под предлогом поддержки бизнеса. С 1 ноября 2025 года правительство повысило утилизационный сбор на автомобили на 70–85%. Цель этой меры — стимулировать внутреннее производство: тем, кто собирает автомобили внутри России, этот сбор возвращается, а импортерам — нет. Учитывая, что из иностранных компаний в России крупные мощности остались только у китайского Haval, эта мера фактически защитит АвтоВАЗ, ГАЗ и «Москвич» от ввоза автомобилей из Китая и спровоцирует рост розничных цен на машины.

А еще 2024 год ознаменовался обширной налоговой реформой (вступает в силу с 2025 года), которая затронет многих. И это не только те 2 млн человек, которые сейчас попадают под новую прогрессивную шкалу НДФЛ (кстати, после 2025-го их может стать уже около 4 млн человек, говорили экономисты «Новой-Европа»). Повышение налога на прибыль с 20 до 25% ударит по инвестициям компаний, а это значит, что они направят меньше денег на расширение производства, инновации и на рост зарплат.

Отдельно обложили малые предприятия: даже те, кто использует упрощенный налоговый режим, теперь будут платить НДС, если оборот превышает 60 млн рублей в год. Это сократит доходы бизнеса и увеличит цены для конечных потребителей. Такая реформа может коснуться не менее 10 млн бизнесменов и сотрудников небольших компаний (учитывая, что декларации по «упрощенке» в 2023 году представили почти 4,5 млн предпринимателей и организаций, в каждой из которых, в свою очередь, могут работать несколько человек).

3. Доллар снова по 100 рублей

К концу третьего года войны рубль вернулся на те минимумы, на которые рухнул сразу после начала полномасштабного вторжения. С июня он потерял более четверти стоимости и в декабре торгуется вокруг отметки 105 рублей за доллар, а в конце ноября побывал на минимуме после марта 2022 года — 114,5 рублей за доллар. Курс доллара для россиян всегда был не просто цифрой — исторически это важный измеритель благополучия и благосостояния даже для тех граждан, у которых нет расходов в валюте. Правило, что если «доллар растет», то «всё подорожает», неизменно подтверждалось после всех девальваций путинских лет — после 2008, 2014, 2020, 2022 и 2023 годов.

После резкого падения национальной валюты в ноябре 2024 года даже провластные экономисты ухудшили прогноз курса. Например, проправительственные экономисты из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) еще в конце лета — начале осени были уверены, что в 2025 году доллар будет стоить около 90 рублей. А в последнем прогнозе они «дают» за него 102–105 рублей. Дальше больше: их ожидания на 2026 год — от 111,5 до 115 рублей, а на 2027 год — от 118,5 до 121,5 рубля.

Женщина у обменного пункта валют в Москве, 3 декабря 2024 года. Фото: Максим Шипенков / EPA

Женщина у обменного пункта валют в Москве, 3 декабря 2024 года. Фото: Максим Шипенков / EPA

Рубль обесценивается не только к доллару и евро, но и к юаню (в декабре был на рекордных минимумах к нему — от 14,5 до 15,8 рубля). Китайская валюта, во-первых, стала важным инструментом для определения курса российской, а кроме того, около половины импорта приходит в Россию из Китая. Поэтому первым и очевидным последствием девальвации станет рост цен на импорт, а значит — вообще на всё. Даже производство в России «импортозамещенных» товаров зависит от поставок импортного оборудования, ингредиентов, упаковки и т. д. По разным оценкам экономистов, падение рубля на 10% добавляет к общей инфляции от 0,5 (это оценка ЦБ) до 1 процентного пункта и даже (свежая оценка банка ВТБ) до 2 процентных пунктов.

Но этим эффекты девальвации не ограничиваются. Из-за высокой волатильности и полнейшей непредсказуемости стоимости рубля бизнес вынужден закладывать диапазоны по курсу в 20–30% в свои бизнес-планы на 2025 год, отмечает в своем телеграм-канале экономист Дмитрий Полевой. Это чревато сокращением инвестиций (которое уже происходит) и меньшей индексацией зарплат (а значит, перестанут расти реальные доходы населения) и, в конечном счете, замедлением экономики.

О разных неприятных «мелочах» вроде резкого снижения доступности отдыха в Турции, Египте и других еще открытых для россиян странах или продолжающегося подорожания топлива (нефтяники, как правило, стараются подтягивать его стоимость к цене экспортной альтернативы) можно даже не упоминать.

4. Инфляция вышла из-под контроля

В 2024 году российским властям не удалось сдержать инфляцию, и вряд ли они смогут справиться с ней в наступающем году.

В ноябре 2023 года глава ЦБ Эльвира Набиуллина обещала сбить этот показатель до 4%, но ничего не вышло: судя по текущему росту цен, по итогам года инфляция будет более чем вдвое выше прогноза. Теперь Набиуллина уже снова обещает 4,5–5% в 2025 году. Поверить в обоснованность такого прогноза довольно сложно, учитывая, что в ноябре 2024 года инфляция начала разгоняться с особенной силой. Скачок цен в ноябре превысил 1,4%, что вдвое быстрее, чем в октябре (0,75%), и втрое быстрее, чем в сентябре (0,48%). Макроэкономический канал MMI называл это «настоящей катастрофой» и «инфляционной драмой», мотивируя тем, что темпы роста цен в ноябре оказались максимальными с апреля 2022 года.

Больше всего в 2024 году инфляция проявила себе в цене тех товаров, которые каждый россиянин покупает практически ежедневно. По данным Росстата на 9 декабря по сравнению с концом декабря 2023 года, сильнее всего подорожало сливочное масло (34%), которое торговые сети стали убирать под замок, чтобы не воровали. Картофель вырос в цене на 85%, а овощи «борщевого набора» — на 30–40%. На 10% и даже на 20% подорожали говядина и баранина, рыба, молоко, сметана, творог, сыр, хлеб и яблоки. Производители, ритейлеры и аналитики говорят, что в 2025 году всё продолжится: молоко, мясо, фрукты и овощи подорожают в диапазоне от 10% до 20%, бытовая техника — на 10%.

Некоторые экономисты считают, что дело обстоит хуже, чем отчитывается Росстат. Экономист Константин Сонин в интервью журналистке Нино Росебашвили сказал что, по его мнению, высокая ключевая ставка ЦБ указывает на то, что реальная инфляция вдвое выше той, о которой сообщает Росстат (8,9% в годовом выражении). «Не имеет смысла делать ключевую ставку в 21%, если инфляция 9%. Это значит, что инфляция 15–17%», — считает он.

Высокая инфляция остановила рост доходов в России: даже в среднем, по консенсус-прогнозу экономистов, реальная зарплата в 2025 году вырастет лишь на 3,9% (вдвое меньше, чем ожидается в 2024 году).

Но сильнее всего инфляция бьет по малообеспеченным, недаром ее называют «налогом на бедных». Самые дешевые товары дорожают быстрее всего потому, что в них изначально заложена очень небольшая рентабельность: в дорогих продуктах маржинальность выше, и ей можно пожертвовать, а в дешевом продовольствии уже нечего «откусить» от прибыли. Именно поэтому близкий к правительству Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования в последнем обзоре оценил «инфляцию для бедных» на уровне 13% — вдвое выше официальной.

Высокая инфляция (наряду с девальвацией) добавляет очень много неопределенности в бизнес-планы компаний. Глава «Сбера» Герман Греф в декабре сказал, что горизонт бизнес-планирования — меньше полугода, потому что «пойти не так может всё». Никто толком не знает, какие цены будут дальше, но все ждут, что придется экономить. В том числе и на зарплатах, то есть о росте реальных доходов людям можно будет забыть. Высокая инфляция — это якорь, который не дает богатеть и развиваться как бизнесу, так и гражданам, загоняя экономику в стагфляцию.

Пока власти не откажутся от огромных госрасходов, борьба с инфляцией обречена на провал. Высокая ставка будет всё сильнее тормозить экономический рост, усугубляя стагфляцию. На это уже вовсю жалуются близкие к Путину промышленники, например, глава «профсоюза олигархов» — Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин или отвечающий за производство вооружений глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.

5. Ипотека с переплатой в пять раз

Весной 2018 года Владимир Путин в послании Федеральному Собранию пообещал, что «за предстоящие шесть лет ипотека должна стать доступной для большинства российских семей, для большинства работающих граждан». Тогда же он поставил и цель, какой должна быть ставка по жилищным кредитам: 7%.

Реклама ипотечного кредита на фоне новостроек в Москве, 3 ноября 2023 года. Фото: Максим Шипенков / EPA

Реклама ипотечного кредита на фоне новостроек в Москве, 3 ноября 2023 года. Фото: Максим Шипенков / EPA

Прошло как раз шесть лет, и каждый желающий может открыть ипотечный калькулятор Сбербанка и выяснить, что сейчас ставка в пять раз выше. Если взять среднюю двухкомнатную квартиру в Санкт-Петербурге площадью около 55 квадратных метров, то ставка находится в диапазоне от 30 до 35%, а переплата — 4,3 раза. За квартиру стоимостью 11 млн с учетом процентов придется отдать в общей сложности 47 млн рублей, если выплачивать кредит банку 20 лет.

По данным Frank Data, в октябре средние ставки были на уровне 25%. Это значит, что массовая ипотека в 2024 году фактически закончилась после того, как правительство отменило льготную ипотеку на новостройки под 8%, а ЦБ поднял ключевую ставку до 21% (и похоже, это еще не предел).

По ставкам в районе 30% кредиты могут позволить себе взять очень ограниченные категории заемщиков. Это получатели субсидий от работодателей, участники программ рассрочки от застройщиков либо покупатели, которые оплатили большую часть стоимости новой квартиры деньгами, вырученными от продажи старой, объяснил «Новой-Европа» риэлтор из крупного агентства недвижимости Санкт-Петербурга. Либо те, кто берет кредиты по ставке ниже рынка (пример такой ипотеки под 9%, но льготный период длится только два года), субсидируемые застройщиками на заранее оговоренный срок (как правило — до сдачи дома), добавил эксперт по недвижимости (оба собеседника попросили не называть их).

Есть, правда, еще те, кто могут претендовать на госпрограммы — семейную, сельскую, дальневосточную и арктическую, IT-ипотеку, а также покупатели квартир на оккупированных территориях Украины. Там ставки — от 2 до 6%.

Но на деле попасть в такие программы сейчас очень сложно. Тот же ипотечный калькулятор Сбербанка сообщает, что лимиты на семейную ипотеку закончились, так что воспользоваться ей не получится. А для участия в программах сельской, дальневосточной и арктической, а также IT-ипотеки существует множество ограничений по возрасту, роду занятий и месту приобретения недвижимости.

6. Курьеры с зарплатой айтишника

Многие услуги в 2024 году стали менее доступны для россиян еще по одной причине — развернувшейся мигрантофобской кампании. Она стала яркой иллюстрацией «антиэкономической» политики правительства, когда власти вместо решения проблемы делают именно то, что сильно ухудшает ситуацию. Например, декларируют борьбу с инфляцией и при этом задирают до небес бюджетные расходы, от чего цены растут еще быстрее. А мигрантов выгоняют из страны, рынку труда которой не хватает около 5 млн человек.

Курьеры доставляют заказы в Москве, 15 ноября 2024 года. Фото: Юрий Кочетков / EPA

Курьеры доставляют заказы в Москве, 15 ноября 2024 года. Фото: Юрий Кочетков / EPA

По расчетам демографов («Новая-Европа» подробно об этом писала), России нужно вдвое больше иностранных работников, чем есть сейчас: то есть как минимум 6–7 млн человек, а не 3–3,5 млн нынешних трудовых мигрантов. Но вместо того, чтобы сделать условия работы в стране привлекательными для тех иностранцев, которые либо не приехали, либо уехали из-за ковида и войны, власти приняли сразу несколько антимигрантских законов и обещают не останавливаться.

В России упростили и ускорили «полицейскую» (то есть без судебного решения) депортацию иностранцев, а также придумали, как не давать депортированным возвращаться в страну. Для этого в следующем году заработает специальный реестр мигрантов, которые совершили административные (часто «бумажные») правонарушения и теперь подлежат высылке. Уголовная ответственность за организацию нелегальной миграции будет усилена, а статус «нелегального мигранта» будет считаться отягчающим обстоятельством при рассмотрении уголовного дела в суде. На очереди другие законы, в том числе запрет брать в школу детей, которые не прошли тест на знание русского языка.

В то же самое время самый большой кадровый голод в России сейчас как раз в тех профессиях, где традиционно велика доля трудовых мигрантов. По данным исследования Высшей школы экономики, в обрабатывающих производствах, а также в торговле не хватает примерно по 400 тысяч человек. Огромный дефицит сотрудников в транспорте, включая такси (нужно около 281 тысяч сотрудников), сельском хозяйстве (около 240 тысяч человек), в строительстве (130 тысяч человек)

При этом российские регионы соревнуются между собой в том, кто придумает больше профессий, в которых нельзя работать трудовым мигрантам. В итоге многие услуги становятся менее доступными — как раз те, которые еще недавно стоили недорого. Например, в такси не хватает около 130 тысяч работников, что наряду с ростом цен на автомобили взвинтило стоимость поездки.

Общепиту нужно не менее 30 тысяч работников, кафе и рестораны поднимают зарплаты, чтобы заполнить вакансии, и вынуждены поднимать цены, чтобы компенсировать затраты. А из-за нехватки персонала медианная зарплата курьеров, увеличившись на 15%, превысила оплату труда у врачей, учителей и некоторых IТ-специалистов. Гонка зарплат и дефицит работников делают обещания ЦБ вдвое сбить инфляцию в 2025 году крайне эфемерными.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.