Кроме двух противостоящих блоков — коалиции Вучича и либеральной оппозиции — 17 декабря избиратели могли проголосовать еще за несколько традиционных для политической сцены Сербии сил.
По-прежнему получает свои проценты поддержки левый национал-популист Ивица Дачич, возглавляющий Социалистическую партию Сербии, основанную еще Слободаном Милошевичем в 1990-е годы. Дачич занимает пост главы МИД в правительстве Сербии и не особо отличается по своим взглядам от самого Вучича. Полученные им 6,6% голосов и 18 мандатов, вероятно, гарантируют ему продление статуса младшего партнера Вучича в парламенте и сохранение правительственного поста.
На более правом националистическом фланге за голоса на этих выборах боролись Демократическая партия Сербии, возглавляемая Милошем Йовановичем, Народная партия Вука Еремича и блок «Двери» — «Заветники» с лидерами Бошко Обрадовичем и Милицей Джурджевич. Но главным джокером на националистическом фланге стал врач, конспиролог и ковидоскептик Бранимир Несторович с партией «Голос народа». Полученные им 4,8% голосов позволяют вытеснить из парламента почти всех других националистов и остаться в Народной Скупщине в паре с более умеренными демократами Йовановича.
Белград против Республики
Несмотря на итоговый результат выборов, позволяющий Вучичу полностью контролировать парламент, избирательная кампания, как и весь 2023 год, далась ему нелегко. Внеочередные парламентские выборы президенту пришлось назначить из-за самых массовых со времен Слободана Милошевича протестов, начавшихся после двух случаев скулшутинга в Сербии в мае этого года. Оппозиции удалось убедить часть населения в том, что вина за произошедшие трагедии лежит на власти, неспособной защитить детей и продвигающей через телевидение атмосферу агрессии и насилия.
Оппозиция требовала отставок, но вместо этого 1 ноября Вучич распустил парламент и назначил выборы, таким образом решив выпустить пар и успокоить продолжающуюся почти полгода волну протестов.
Понимая свое неустойчивое положение, президент и близкие ему силы активно вложились в эту короткую избирательную кампанию. За 44 дня между роспуском парламента и датой голосования Вучич обратился к гражданам в формате интервью или заявлений по телевидению 45 раз.
Кроме обычного для Сербии использования властью административного ресурса и абсолютного доминирования агитации за партию Вучича в традиционных СМИ, на этот раз был организован и массовый привоз на избирательные участки граждан Боснии и Герцеговины — из той ее части, где проживает сербское большинство, лояльное Вучичу.
Тем не менее, проиграв власти на уровне Республики и в регионе Воеводины, оппозиция хорошо показала себя в столице и главном экономическом центре Сербии Белграде. По предварительным данным, ни у одного из блоков нет большинства в 56 мандатов в городском совете. Партия Вучича в столице получила около 48 мандатов (38,5% голосов), а либеральный блок «Сербия против насилия» обладает 43 мандатами (35%). Это дает оппозиции шанс, объединившись вместе с другими силами, например Демократической партией Сербии и кем-то из националистов, возможно даже эксцентричным Бранимиром Несторовичем, избрать своего мэра.
Потенциальная победа либералов в Белграде очень важна для дальнейших успехов оппозиции в противостоянии с Вучичем. Доминирование в столице предоставит им хорошую ресурсную базу на будущее и станет важным символическим успехом, который придаст их сторонникам уверенности, что перемены реальны и могут случиться в не очень отдаленном будущем.
Для самого Вучича потеря Белграда также станет серьезным ударом. За последние 11 лет во власти он казался непобедимым, но победа либералов в Белграде способна уничтожить этот миф.
Последствия вовне
Несмотря на историческую важность этих выборов для дальнейшей борьбы за сохранение сербской демократии, на данном этапе они не приведут к каким-либо резким изменениям во внешнеполитическом курсе Сербии. Вучич сохранит контроль над правительством и продолжит свой курс на медленное сближение с Западом, скрытое от собственного электората за ярой националистической риторикой.
Отношения Белграда с Кремлем также останутся без особых изменений. После начала войны в Украине «российский вопрос» постепенно становится всё менее важным фактором для экономики и внешней политики Сербии. Этот тренд на угасание продолжится, притом что в своей риторике Вучич будет стараться демонстрировать солидарность с Москвой и не присоединится к западным санкциям, пока это не станет приемлемым для националистической части его электората.
Если либералам удастся победить в Белграде, это поднимет статус оппозиции в глазах лидеров ЕС и даст дополнительную возможность Вашингтону и Брюсселю давить на Вучича в рамках очередной попытки урегулирования проблемы с Косовом. Наличие реального, набирающего силу политического оппонента для Вучича дает Западу поле для маневра.
Вместо поддержки Вучича, в случае если он и далее будет тормозить косовский процесс, Брюссель может сделать ставку на оппозицию, что серьезно изменит соотношение сил на сербской политической сцене.
Всё это еще больше повышает ставки в коалиционной борьбе за Белград. Если силам не удастся договориться в ближайшие месяцы, будут назначены новые выборы в городской совет, на которых и либералы, и Вучич попробуют улучшить свое положение.