Изменения в УК
За день до объявления Путиным частичной мобилизации Госдума молниеносно (во втором и третьем чтениях сразу) приняла законопроект, вводящий в Уголовный кодекс понятия «мобилизация», «военное положение» и «военное время». Появились две новые уголовные статьи: «Добровольная сдача в плен» (ст. 352.1, от трех до 10 лет колонии) и «Мародерство» (ст. 356.1, до 15 лет). Помимо этого, в списке отягчающих обстоятельств при совершении преступления (ст. 63 УК) вместо слов «в условиях вооруженного конфликта или военных действий» теперь указано «в период мобилизации или военного положения, в военное время». Поправками ввели более строгие наказания по статье «Самовольное оставление части или места службы» (ст. 337 УК) и добавили наказания за неявку запасников, пребывающих на военных сборах. Ст. 332 УК («Неисполнение приказа») дополнили санкцией в два-три года колонии за отказ участвовать в боевых действиях.
Кого погонят в строй
В обращении к нации Путин пообещал, что «призыву на военную службу будут подлежать только граждане, которые в настоящий момент состоят в запасе и прежде всего те, кто проходил службу в рядах ВС [Вооруженных сил], имеет определенные военно-учетные специальности и соответствующий опыт. Призванные на военную службу перед отправкой в части в обязательном порядке будут проходить дополнительную военную подготовку с учетом опыта специальной военной операции». Он также уверял россиян, что попавшие под мобилизацию получат те же выплаты, что и контрактники.
Указ о мобилизации опубликовали сразу после обращения Путина. Сейчас губернаторам поручено обеспечить призыв по мобилизации в количестве и в сроки, которые определяются Минобороны для каждого региона. Политолог Екатерина Шульман заметила, что хотя Путин назвал мобилизацию частичной, в указе не обозначены никакие ее параметры. Более того, ни одно из утренних заверений президента не нашло отражения в документе.
«По такому тексту призвать можно кого угодно, кроме работников оборонно-промышленного комплекса, у которых есть отсрочка на период работы», — подчеркнула Шульман.