Александр Галицкий — в центре внимания СМИ из-за трагического разворота, который приняла история с его разводом. Бывшую супругу бизнесмена Алию Галицкую, которая судилась с ним из-за детей и обещала опубликовать на него компромат, арестовали по делу о вымогательстве, а затем нашли мертвой в изоляторе. Уже после ее смерти в сети появилось видео с тем самым компроматом: она обращается к Владимиру Путину и утверждает, что Галицкий поддерживает Украину и пропагандирует «европейский образ жизни» дочерям.
Рассказываем, как Александр Галицкий прошел путь от простого советского инженера до инвестора из Кремниевой долины, а потом снова окунулся в пучину российского госкапитализма и заработал миллиарды на связях с российскими чиновниками, а также о том, что его связывает с Украиной.
История успеха: из зеленоградского НИИ — в Кремниевую долину
Александр Галицкий родился в украинском Житомире в 1955 году. В России он оказался в 1973 году, когда поступил в Московский институт электронной техники, в более престижный Физтех пройти не получилось. Потом, в 2012 году, Галицкий называл себя украинцем и вспоминал, что полноценно освоить русский язык ему удалось только во время учебы в Москве.
Окончив вуз в 1979 году, Галицкий устроился в НИИ микроприборов — оборонное предприятие, которое тогда занималось разработкой космических спутников. Там он работал над программами, которые должны были передавать информацию со спутников на Землю. В 1987 году Галицкий стал уже главным конструктором компьютерных систем и программного обеспечения для спутников ЭЛАС. Как позднее вспоминал предприниматель, тогда под его началом находилось более тысячи человек.
В 1990 году в Советский Союз в поисках талантливых кадров приехали менеджеры американской IT-компании Sun Microsystems, которая разрабатывала собственные процессоры, операционные системы и программы. Наиболее известный продукт компании — язык программирования Java.
Галицкий впечатлил американцев. По словам самого предпринимателя, их заинтересовала, в частности, разработанная советскими инженерами 22-слойная гибкая плата, а также тот факт, что инженеры ЭЛАС якобы смогли использовать протокол IP — тот, что используется в современном интернете, — для связи с космическими спутниками (подтверждений этому, кроме слов самого Галицкого, нет).
Между Галицким и Sun Microsystems завязалось сотрудничество, и советский инженер создал тогда частную компанию «Элвис-плюс» («Электронно-вычислительные информационные системы»). По словам самого Галицкого, американцы прислали в Зеленоград 20 мощных компьютеров, а принять их на баланс НПО было невозможно. Галицкий называет Sun Microsystems крупным заказчиком на раннем этапе работы «Элвис-плюс». А в 1991-м предприниматель сам оказался в Кремниевой долине.
В 1993 году «Элвис-плюс» разработал прототип Wi-Fi-модуля для компьютеров. По словам Галицкого, технология опередила свое время и оказалась никому не нужна. Ее не удалось продать никому, кроме правительства США, которое купило технологию только из-за того, что боялось, что она попадет в руки к террористам. Тем не менее инженерная находка убедила Sun Microsystems в перспективности «Элвис-плюс», и американцы за миллион долларов купили 10% компании.
Разработанный в «Элвис-плюс» Wi-Fi модуль для ноутбуков. Фото: Tima-natalenko / Wikimedia
Вопросы к такому сотрудничеству возникали и у американцев, которые подозревали Галицкого в связях с недружественными США режимами на Ближнем Востоке, и у россиян. Так, на одной из пресс-конференций журналист ТАСС якобы спросил у Галицкого, за сколько он продал родину.
В конце 1990-х компания Галицкого разработала что-то вроде VPN для Windows. По словам предпринимателя, для этого потребовалось взломать «драйверы компании Microsoft». Разработка широко обсуждалась в прессе, но в основе современных VPN используется другая технология.
После этого Sun Microsystems стала объектом расследования Министерства торговли США, которое заподозрило компанию в нарушении экспортных ограничений и в передаче продвинутых технологий шифрования в Россию. Расследование длилось по крайней мере до конца 1997 года. Чем оно закончилось, не ясно. Но с тех пор Галицкий дистанцировался от американцев и попытался начать продавать VPN самостоятельно.
Впоследствии именно информационная безопасность станет основной сферой деятельности «Элвис-плюс».
Галицкий оставался основным акционером компании по крайней мере до 2016 года. Sun Microsystems, по данным ЕГРЮЛ, сохраняла за собой небольшую, в полпроцента, долю до 2017.
По состоянию на 2024 год предприниматель входит в совет директоров компании, но больше не владеет ей, теперь она принадлежит Ростелекому, убедилась «Новая газета Европа».
Из Кремниевой долины — в российский госкапитализм
Параллельно Галицкий строил карьеру как венчурный инвестор. В 2007 году он зарегистрировал фонд Almaz Capital Management в США. Среди первых инвесторов были как американская IT-компания Cisco, так и российский фонд UFG Capital Management. Его тогда возглавлял Михаил Мишустин, еще до того, как он стал главой Федеральной налоговой службы, а потом и главой правительства России.
Сам Галицкий рассказывал, что познакомился с Михаилом Мишустиным в 2004 году, когда проводил бизнес-конференции Tech Tour в Москве и Санкт-Петербурге. В это время Мишустин был на госслужбе руководителем Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Сейчас такого ведомства не существует.
Это знакомство сыграло важную роль для становления российского бизнеса Галицкого.
Как заметил в своем расследовании «Проект», после того как Мишустин в 2010 году возглавил Федеральную налоговую службу (ФНС), компании Галицкого стали получать госконтракты от ФНС на цифровизацию налоговой. Первые публично доступные госконтракты «Элвис-плюс» от налоговой действительно датируются 2011 годом.
Кроме того, бывший зять Мишустина Александр Удодов стал пайщиком фонда Галицкого Almaz Capital, об этом в 2018 году Галицкий сам рассказывал в интервью Елизавете Осетинской, впрочем, не поделившись подробностями их деловых отношений.
В том же интервью на вопрос о своих связях с Мишустиным Галицкий отвечает: «Я не замешан ни в каком бизнесе, который бы приносил мне выгоду в этом государстве».
Михаил Мишустин. Фото: Юрий Кочетков / EPA
Это не совсем так. «Новая-Европа» убедилась, что к тому моменту госзакупки, и прежде всего заказы от ФНС, составляли значительную (до 90%) часть выручки российской компании Галицкого «Элвис-Плюс».
В 2015 году Галицкий выступил еще с одной инициативой на грани бизнеса и государственного регулирования. Он предложил ввести в России систему контроля качества и защиты от контрафакта с помощью маркировки товаров.
В 2016 году ФНС начинает эксперимент с маркировкой меховых изделий, а позже, в 2018 году, правительство распространит его на сигареты. Оператором системы маркировки без всякого конкурса стал частный «Центр разработки перспективных технологий» (ЦРПТ).
25% этой структуры принадлежало Галицкому, остальные 75% — людям, связанным с Алишером Усмановым. Позже в проект вошла государственная корпорация «Ростех».
Постепенно требования к маркировке распространились на вообще все товары, проданные в России, а система превратилась, по сути, еще в один скрытый налог для россиян.
В 2023 году Галицкий вышел из проекта и продал свою долю в ЦРПТ «Газпромбанку».
Был ли брак?
До последнего времени личная жизнь Галицкого не была предметом общественного внимания.
О его жене Алие Галицкой было почти ничего не известно. Впрочем, нельзя сказать, что она специально скрывалась от публики. Галицкая вела соцсети, например, ее профиль в инстаграм активен с 2019 года. Она публиковала там фотографии своих питомцев, домашнего быта и впечатления из отпусков. «Новой-Европа» не удалось обнаружить там упоминания предпринимателя и предполагаемого мужа Алии.
Тем не менее во всех утечках из официальных источников как минимум с 2010 года Алия носит фамилию Галицкая. По ним также видно, что Александр и Алия Галицкие много летали вместе в зарубежные поездки, они продолжались как минимум до 2023 года. У них есть две дочки (Галицкий не отрицает факта отцовства).
Алия Галицкая. Фото: Лия Базикова / VK
Согласно позиции Галицкой, она заключила брак с предпринимателем в 2010 году в Лас-Вегасе. Сам Галицкий не оспаривает факт бракосочетания, но называет его шуткой. Уже после трагического развития событий с разводом и смерти Алии Галицкой в СИЗО адвокат предпринимателя предоставила изданию РБК документ, который подтверждает, что брак между Алией и Александром был аннулирован судом штата Невада. Правда, произошло это спустя 15 лет после его заключения — в 2025 году.
Адвокат Галицкого также заявила, что всё это время с 1988 года Галицкий и вовсе был женат на другой женщине — Альбине Галицкой. «Новая газета Европа», изучив утечку данных о пересечении границы, убедилась, что по крайней мере до 2023 года Александр и Альбина Галицкие также ездили в совместные путешествия.
Развод, шантаж и смерть в ИВС
Так или иначе, отношения Алии и Александра разладились либо в 2024, либо в 2025 году. Согласно сообщениям российских СМИ, дело о разводе слушалось в суде в Калифорнии. Суд постановил, что дети должны остаться с матерью. Алия Галицкая жила с ними в Подмосковье.
В мае 2025-го Галицкий забрал детей из школы и увез с собой. По словам адвоката Галицкой, она обратилась с заявлением о похищении к властям США, но не получила реакции и поэтому пошла в российский суд. В октябре в рамках иска бывшей супруги Пресненский суд Москвы арестовал имущество Галицкого в России на сотни миллионов рублей, в том числе квартиры на Патриарших прудах и на Сретенке и загородный дом в Подмосковье. Галицкий подал ответный иск в России, в котором требовал оставить дочерей ему и взыскать с бывшей супруги алименты.
Параллельно предприниматель обратился в следственные органы. По словам адвоката Галицкого, дело против Алии о клевете возбудили в декабре 2025 года, а 4 февраля 2026 года завели дело о вымогательстве, и в тот же день Галицкая была задержана.
Спустя два дня стало известно, что она покончила с собой в изоляторе временного содержания.
Правозащитница Ева Меркачева рассказала о произошедшем так: «Она оставила записку, в которой винит в случившемся бывшего мужа, человека властного и обеспеченного (со всеми вытекающими). Не знаю, как он будет с этим жить, как объяснит ребенку, из-за чего его мать оказалась под стражей, а потом там наложила на себя руки».
Алия Галицкая. Фото: @Mos_obl_sud / Telegram
При чем тут «СВО»?
После смерти Галицкой сразу несколько телеграм-каналов сообщили, что ранее вели с ней переписку. Проект «ВЧК-ОГПУ», ссылаясь на разговор с Алией Галицкой, который состоялся осенью 2025 года, пишет, что перед заключением брака Александр Галицкий показал Алие свидетельство о разводе с предыдущей супругой, которое оказалось поддельным.
А пропагандистка Анастасия Кашеварова опубликовала видео, на котором бывшая жена предпринимателя обращается в Владимиру Путину и просит защиты.
Галицкая говорит, что бывший муж настраивает детей против нее, а также внушает им ненависть к России: «Они ездят в Европу, он пропагандирует европейский образ жизни для девчонок, что не соответствует государственной политике. Он открыто поддерживает радикальный националистический режим на Украине. И мне больно слышать, как он сравнивает президента России с фашистским лидером. Он внушает нашим девчонкам ненависть к России, нашим традициям, культуре, литературе. Я люблю свою родину, я люблю своих дочерей».
При этом автор «ВЧК-ОГПУ» сказал «Новой-Европа», что в разговоре с ними Галицкая не упоминала ни Украину, ни европейские ценности своего мужа, что она обещала предоставить какой-то существенный компромат на предпринимателя, но так этого и не сделала.
Из России военного времени — на Запад
Галицкий редко высказывается публично и никогда не делал прямых заявлений о российском вторжении в Украину. Отчасти позицию Галицкого можно понять по интервью ТАСС в 2020 году. Тогда предприниматель сказал:
«Мы предоставили гарантии территориальной целостности Украины и подписали Будапештский меморандум. В ответ Киев согласился на передачу всего своего ядерного оружия России. Просто представьте сегодняшнюю Украину с ракетами с ядерными боеголовками. Я думаю, тон наших дискуссий был бы другим, а история пошла бы совсем в другую сторону. Но всё это в теории. Нельзя отменить случившееся. Но, с моей точки зрения, де-юре Крым остается украинским».
Примечательно, что этот абзац доступен только в английской версии интервью, на русском языке его нет. В том же интервью Галицкий называл Украину родиной, но ранее оговаривался, что кроме школьного образования с этой страной его мало что связывает.
В комментарии The Washington Post в 2022 году Галицкий отметил, что вышел из совета директоров «Альфа-банка» на следующий день после полномасштабного российского вторжения в Украину.
Начиная с 2022 года он постепенно распродал все бизнес-активы, которые были у него в России: вышел из проекта маркировки, продал 51-процентный пакет акций компании «Элвис-плюс групп» структурам «Газпромбанка».
Где сейчас живет Галицкий, достоверно не известно. Помимо российского у него есть гражданство Нидерландов.
Тем не менее, судя по данным о перелетах Галицкого за 2022–2023 годы, он по-прежнему проводил значительную часть своего времени в России.
Александр Галицкий. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс
