СюжетыПолитика

Русский политический корпус

Ультраправые из РДК стараются влиться в антивоенное движение и требуют от других политических сил сотрудничать с ними

Русский политический корпус

Денис Капустин (в центре). Фото: Evgeniy Maloletka / AP / Scanpix / LETA

9 января «Русский добровольческий корпус», воюющий на стороне Украины, выдвинул ультиматум Фонду борьбы с коррупцией. В документе, направленном в том числе лично Юлии Навальной и Марии Певчих, ультраправые предложили представителям ФБК встречу — с тем, чтобы «нивелировать негативные последствия», якобы наступившие для Фонда после обнародования резкого письма Леонида Волкова по случаю «гибели» лидера РДК Дениса Капустина. Целью этой встречи должен стать «запуск полноценного диалога между “Русским добровольческим корпусом” и всеми истинно антивоенными силами».

В тот же вечер председатель фонда Мария Певчих связалась с РДК и отказалась от «объединения ради объединения».

В последние годы РДК, который по сути представляет собой структуру в составе ГУР Украины, предпринимает активные попытки влиться в антивоенное движение. Представители корпуса посещают мероприятия политэмигрантов и даже выдвинули своего делегата в Парламентскую ассамблею стран Европы. Но каковы реальные политические перспективы ультраправых?

Под руководством ГУР

«Русский добровольческий корпус» зародился в 2022 году, когда некоторые ультраправые, эмигрировавшие из России, отправились воевать на стороне Украины: сначала в рядах киевской теробороны, а затем как самостоятельное подразделение в составе Международного легиона Главного управления разведки Украины. По-настоящему прославились они в 2023 году — после ряда дерзких вылазок в Брянскую и Белгородскую области, которые показали полную беспомощность местных и федеральных властей. Полиция, Росгвардия и регулярная армия ничего не могли сделать с тем, что группы диверсантов проникали в приграничные села, а затем спокойно уходили обратно в Украину.

Главный действующим лицом этих вылазок и лидером подразделения представлялся неонацист Денис Капустин, ранее известный как организатор спортивных турниров White Rex и основатель одноименного бренда одежды, популярного среди ультраправых в России. Известно, что в юности Капустин много лет прожил в Германии, куда его семья переехала по гуманитарной программе для евреев — выходцев из СССР. Правда, там он приобрел репутацию правого экстремиста и стал всё больше времени проводить в Москве и Киеве.

«Его риторика указывает на то, что Капустин хочет “подготовить правых экстремистов к насильственным столкновениям с предполагаемыми врагами”»,

— описывал его деятельность Spiegel со ссылкой на полицейское ведомство Северного Рейна-Вестфалии.

Сейчас Капустину запрещен въезд в Германию. В России, где Кремль планомерно уничтожал неподконтрольных националистов, он тоже не нашел себе места и окончательно перебрался в Украину в 2017 году. По словам социолога и исследователя русского национализма из Исследовательского центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете Николая Митрохина, именно Капустин был вдохновителем РДК, который возник из-за того, что Украине необходимо было было куда-то пристроить приехавших из России ультраправых, желавших воевать.

— Сначала их пихали в «Азов», но в «Азове» своя иерархия, свои авторитеты, и ужиться с ними могут далеко не все. Достаточно вспомнить историю Романа «Зухеля» Железнова (бывший соратник Максима «Тесака»Марцинкевича, с 2014 года воевавший в составе «Азова».Прим. ред.), которого в 2017 году избили [его украинские соратники]. Поэтому Капустин предложил свой вариант, — говорит исследователь.

Новобранцы «Русского добровольческого корпуса» участвуют в военных учениях на окраине Киева, Украина, 6 октября 2023 года. Фото: Viacheslav Ratynskyi / Reuters / Scanpix / LETA

Новобранцы «Русского добровольческого корпуса» участвуют в военных учениях на окраине Киева, Украина, 6 октября 2023 года. Фото: Viacheslav Ratynskyi / Reuters / Scanpix / LETA

Идея оказалась успешной, и под крылом ГУР по такой схеме было образовано три подобных подразделения: РДК, легион «Свобода России» и батальон «Сибирь», объединивший представителей коренных народов России. Одним из самых известных бойцов батальона «Сибирь» был активист Ильдар Дадин, погибший в октябре 2024 года в ходе боев в Харьковской области. По мнению Митрохина, РДК оказался самым эффективным из этих проектов и быстро развивался.

— Про «Сибирь» и «Свободу России» уже почти ничего не слышно, а РДК раскрутился. Они стали заметны в медиа, подразделение выросло из нескольких человек до усиленной роты. На фото и видео у них по 50–60 бойцов, уже есть три десятка погибших. Я думаю, что для ГУР это было одно из [удачных] приобретений, вроде белорусского «Полка Калиновского» и других. Что еще важно: РДК использовался в том числе и для мобилизации ультраправых внутри России — с целью совершения различных диверсионных акций. Насколько я вижу, у других российских военизированных структур в составе ГУР таких возможностей нет, — считает ученый.

По мнению нашего собеседника, руководство ГУР направляет этих добровольцев на самые слабые участки в украинской обороне. Как обнаружил Митрохин,

основные потери РДК пришлись не на диверсионные вылазки в России, а именно на кризисные участки фронта, куда бойцов отряда отправляли в качестве «идейных штурмовиков».

Так, в апреле 2025 года десять человек было потеряно при штурме лесопосадки под Купянском, еще пятеро погибли во время операции ГУР в покровской промзоне прошлой осенью, подсчитал Митрохин. По его словам, это простая военная необходимость:

— У ГУР есть задача затыкать дыры в обороне отрядами иностранцев. Поскольку это мотивированные штурмовики, полностью подконтрольные командованию, они, в отличие от украинцев, права качать не будут. Поэтому их перебрасывают на самые опасные участки, и попробуй поверни назад. Отсюда и высокие потери. В результате из бойцов первого состава РДК на данный момент в живых осталась половина, — говорит эксперт.

Церемония прощания с погибшим бойцом РДК Даниилом «Шайбой» Мазником в Киеве, Украина, 10 июня 2023 года. Фото: Efrem Lukatsky / AP / Scanpix / LETA

Церемония прощания с погибшим бойцом РДК Даниилом «Шайбой» Мазником в Киеве, Украина, 10 июня 2023 года. Фото: Efrem Lukatsky / AP / Scanpix / LETA

Капустин, конечно, тоже находится в зоне риска: каждое новое задание может стать для него последним. Однако накануне Нового года ничего не предвещало беды, и 25 декабря сторонники РДК собрались на фестиваль правой музыки в честь древнего языческого праздника Йоль в Киеве, на который в мирные годы съезжались ультраправые со всей Европы.

Хедлайнером мероприятия была близкая к РДК тверская группа M8L8TH, чрезвычайно популярная среди радикалов по обе стороны фронта. Ее лидер Алексей Левкин, тоже воюющий в РДК, — пожалуй, один из самых известных поклонников Адольфа Гитлера в Европе. Множество своих песен он посвятил Третьему рейху. В 2006 году музыканта судили по делу «тверской группировки РНЕ» («Русское национальное единство». Прим. ред.), лидерам которой вменяли четыре убийства по мотивам национальной ненависти.

27 декабря, вскоре после концерта, командир подразделения Денис Капустин неожиданно был объявлен погибшим. На деле его смерть была инсценирована, хотя фотографий или каких-либо документальных подтверждений не демонстрировалось. Соратники Капустина устроили в социальных сетях масштабную пиар-акцию, в рамках которой писали некрологи и вспоминали былое.

А уже утром первого января выяснилось, что Капустин жив и докладывает лично главе ГУР Кириллу Буданову о том, что его «гибель» была «спецоперацией», в рамках которой якобы удалось заполучить полмиллиона долларов, выделенные российскими спецслужбами на его, Капустина, ликвидацию.

Поддержать независимую журналистикуexpand

Пиар на Волкове

Несмотря на то что в действительности «Русский добровольческий корпус» — это довольно небольшая организация, она прикладывает немалые пиар-усилия для создания образа влиятельной силы. Пиарщики РДК пытаются создать ощущение массированного присутствия РДК в независимых СМИ. И мнимая гибель Капустина со всей очевидностью работает именно на эту цель.

Например, 27 декабря «Русский Медиа Корпус» (телеграм-канал, связанный с РДК.Прим. ред.) поблагодарил «всех соратников по борьбе», которые написали о смерти Капустина и предложили помощь. В этом спике, кроме Андрея Волны и Марка Фейгина, поддерживающих корпус, по неизвестной причине была упомянута и «Новая газета Европа». А когда Капустин «воскрес», РДК заявили уже о «массовой солидарности оппозиции», которую, однако, быстро испортил бывший глава штабов Алексея Навального Леонид Волков.

Эта коллизия много обсуждалась в первые дни нового года. После известий о смерти Капустина Леонид Волков написал своей бывшей коллеге Анне Тирон (ныне она занимается «политической работой» в РДК. Прим. ред.) личное сообщение, в котором в самых резких выражениях охарактеризовал Капустина и уничижительно высказался о его гибели. Кроме того, Волков прошелся и по представителям военно-политического руководства Украины: «[надеюсь] за Капустиным последуют его дружки. Сядет Ермак (бывший глава офиса президента Украины), сядет Подоляк, сядет Буданов и всё прочее пропагандистское лицемерное ворье».

Леонид Волков. Фото: Stephanie Lecocq / EPA

Леонид Волков. Фото: Stephanie Lecocq / EPA

Можно допустить, что само по себе глумление над «гибелью» Капустина еще сошло бы Волкову с рук. Капустин считается в Европе персоной нон-грата и репутацию имеет весьма маргинальную. Но Волков пересек иную черту — задел высокопоставленных представителей Украины. К тому же Кирилл Буданов — «деревенский политтехнолог», как его охарактеризовал Волков, — к моменту публикации переписки стал новым главой офиса президента Зеленского.

В ответ РДК прямо обвинили Волкова в работе на Кремль, поставив в известность об этом «представителей оппозиции, украинских и европейских политиков». Власти Литвы, где сейчас проживает соратник Навального, жестко отреагировали на произошедшее. Департамент миграции Литвы обратился в органы госбезопасности — вид на жительство Волкова может быть аннулирован, если силовики решат, что его сообщения «представляют угрозу безопасности Литвы».

Сотрудники ФБК всерьез опасаются, что вслед за Волковым из Литвы могут выставить и всех остальных работников фонда.

«Общество практически однозначно осудило поступок Леонида», — с уверенностью пишут представители РДК в своем телеграм-канале. Но на деле сложно говорить о том, что российские политэмигранты в едином порыве выразили негодование по поводу реплик экс-функционера ФБК, хоть он, по мнению литовских политиков, и «унизил защитников Украины и борцов за ее свободу». Но что гораздо важнее, многих политических эмигрантов из России реально огорчил и встревожил разговор о возможности лишения Волкова ВНЖ за слова. В конце концов, многие уехавшие россияне, говорит Митрохин, считают, что на Западе свобода есть. В отличие от России, где за критику властей можно получить тюремный срок или лишиться приобретенного гражданства.

Сам Волков признал, что его сообщения были «резкими и эмоциональными», однако он не стал отказываться от сути своих претензий к Капустину и его соратникам: «И да, я плохо отношусь к неонацистам. Если для кого-то это сюрприз, ну извините. Даже тактический союз с ними мне кажется большой ошибкой», — написал он еще до ультиматума РДК.

Колонна «Русского добровольческого корпуса» на антивоенном марше в Берлине, Германия, 1 марта 2025 года. Фото: Василий Крестьянинов / «Новая Газета Европа»

Колонна «Русского добровольческого корпуса» на антивоенном марше в Берлине, Германия, 1 марта 2025 года. Фото: Василий Крестьянинов / «Новая Газета Европа»

Насильно мил (не) будешь

Волков неслучайно делает эту оговорку в конце своей «объяснительной»: ультраправые из РДК называют себя военно-политическим формированием и, являясь по сути подразделением украинских спецслужб, действительно претендуют на участие в будущем послевоенной России. При этом в меморандуме РДК прямо говорится, что его бойцы «придерживаются правоконсервативных политических взглядов и традиционалистских убеждений», а их эмблемой является «спайка» — кольцо, пронзенное мечом, эмблема белоэмигрантской организации «Белая идея»Виктора Ларионова. С 1937 года организация примыкала к Дальневосточной Русской фашистской партии, а сам Ларионов в годы второй мировой войны служил в Русской освободительной армии (РОА) Власова.

РДК во главе с Капустным не только хотят участвовать в политике «когда-то потом» и «чисто теоретически» — они уже сейчас, в промежутках между боями и выполнением приказов ГУР, ищут себе союзников среди российской политэмиграции. В последние годы представители корпуса пытались примкнуть к антивоенным инициативам за рубежом. Например, они приняли участие в марше российской оппозиции в Берлине, а также посетили мероприятие Антивоенного комитета России, куда их, по заявлениям лидеров организации, лично пригласили Михаил Ходорковский и Анастасия Шевченко. РДК даже направил свою заявку на участие в деятельности Платформы российских демократических сил при ПАСЕ. «Считаем абсолютно необходимым участие представителей РДК в деятельности Платформы для обеспечения справедливого представительства всех спектров политических взглядов и форм борьбы с режимом», — заявили в корпусе.

При этом командир подразделения Капустин неоднократно уничижительно высказывался об активистах и людях, выходивших на антивоенные митинги в России. «Либеральная хуйсосня, пидорасы, грантоеды, тиктокеры и прочие оппозиционеры», — писал, в частности, он о тех людях, с которыми теперь собирается объединяться.

Наш собеседник Николай Митрохин не склонен принимать всерьез попытки РДК влиться в политическое антивоенное движение:

— Их заявка на участие в платформе при ПАСЕ звучит как анекдот. Сомневаюсь, что ПАСЕ на это пойдет.

Я понимаю, что у РДК есть клуб поклонников среди радикальной части российской оппозиции: Евгения Чирикова, Андрей Волна, Леонид Невзлин, который, как выяснилось, вообще человек брутальный. Но даже если за них заступятся какие-то бывшие политики из стран Балтии, вряд ли мы РДК там [в платформе при ПАСЕ] увидим.

Митрохин склонен видеть в этих политических исканиях корпуса скорее прагматические смыслы:

— У них есть юридический статус в Украине, а в Европе — нет. Им нужна репутация. Участие в политике — самый простой способ эту репутацию поддержать, — говорит эксперт.

Рост их влияния мог бы привлечь в их ряды новых добровольцев и дополнительные финансовые ресурсы. В конце концов, амбассадоры РДК не просто так привезли с собой на берлинский марш импровизированные повестки.

Но кроме шуточных повесток и рукоподъемных песен группы «Молот» ультраправым нечего предложить своим потенциальным сторонникам. По мнению Митрохина, их будущее, как и других похожих организаций, весьма туманно. К тому же военная реальность диктует свои условия.

— Я вполне себе могу представить, что РДК бросят куда-то, где 70–80% его состава просто уничтожат. Тогда встанет вопрос о целесообразности сохранения корпуса. В мирное время их точно никто в существующем виде сохранять не собирается. <…> Поэтому задача бойцов — получить украинские документы, гражданство, а зарабатывать каждый будет, как может. Одни останутся в армии, другие пойдут работать в охрану киевских клубов.

Представители «Русского добровольческого корпуса» во время брифинга недалеко от российско-украинской границы, Украина, 24 мая 2023 года. Фото: Vyacheslav Madiyevskyy / Ukrinform / Abaca / Sipa USA / Vida Press

Представители «Русского добровольческого корпуса» во время брифинга недалеко от российско-украинской границы, Украина, 24 мая 2023 года. Фото: Vyacheslav Madiyevskyy / Ukrinform / Abaca / Sipa USA / Vida Press

Туманные перспективы

Работе над созданием нового «светлого» образа РДК, который мог бы вывести организацию на новую ступень, по инерции мешает прежний образ мысли и действий. Даже в самой Украине отношение к корпусу не всегда однозначное. В 2023 году неизвестные испортили граффити РДК на набережной Днепра в Киеве, написав поверх него украинский националистический лозунг. Капустин тогда заявил, что изображение «спайки» перекрыли «некие безымянные крысы по задаче ФСБ». Другой инцидент произошел после похорон украинского художника и анархиста Давида Чичкана, погибшего на войне. По словам участников конфликта, Капустин и его товарищи напали на человека с радужным флагом в центре Киева, однако получили отпор: люди в военной форме с анархистскими флагами «залили» Капустина перцовым балончиком и в грубой форме попросили удалиться.

Нередко случаются «недопонимания» и в самом корпусе. Так, в ноябре 2025 года один из бойцов подразделения — Степан «Ландскнехт» Каплунов — предложил своим подписчикам деньги за фотографии убитых российских пленных и был горячо поддержан. Братья по оружию начали присылать ему фотографии «обнуленных» и хвалили начинание.

После поднявшегося шума в социальных сетях представители руководства РДК заявили, что корпус «соблюдает нормы и принципы Женевской конвенции», а на публикацию «Новой газеты Европа» отозвались письмом, в котором подчеркивали, что «осуждают подобный контент». И даже прислали комментарий своего командира, в котором говорилось, что «после возвращения с боевой задачи произойдет соответствующее разбирательство, и к виновным будут применены меры».

Однако месяц спустя выяснилось, что о результатах «соответствующего разбирательства» общественности знать не стоит. 29 декабря представитель подразделения Анна Тирон сообщила «Новой-Европа», что «меры, применяемые к личному составу, — внутренняя служебная информация с допуском ограниченного круга лиц».

12 января мы обратились к представителю РДК за комментарием по поводу результатов переговоров с представителями антивоенного движения и в целом по поводу политических планов корпуса. Однако Анна Тирон отказалась отвечать на наши вопросы. Мы также написали в пресс-службу РДК, но и тут не получили содержательного ответа.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.