СюжетыПолитика

Кто носит «ядерные чемоданчики» за Путиным

Главное из расследования центра «Досье», который раскрыл засекреченную структуру российской армии

Кто носит «ядерные чемоданчики» за Путиным

Владимир Путин принимает управление стратегическими ядерными силами после возвращения на пост президента, 7 мая 2012 года. Фото:Kremlin

Одна из наиболее закрытых структур российских вооруженных сил — Специальная служба стратегической связи, или Служба «К». Офицеры подразделения круглосуточно сопровождают Владимира Путина и высших военных руководителей, нося «ядерные чемоданчики» — устройства, позволяющие отдать приказ о запуске межконтинентальных стратегических ракет.

Центр «Досье» раскрыл личности офицеров секретного подразделения. «Новая-Европа» пересказывает самые важные детали из расследования коллег.

Запуск ядерного удара — вопрос нескольких минут, и решающими в этой цепочке становятся именно офицеры Службы «К», которые обеспечивают главе государства связь с командными пунктами и передают его распоряжения.

Журналисты расследовательского проекта «Досье» изучили офицеров со специальными чемоданами на публично доступных фотографиях с Путиным и с помощью поиска по лицам идентифицировали и самих военнослужащих, и их коллег. Издание воспользовалось открытыми данными и различными утечками. Центр также утверждает, что получил несколько внутренних документов Службы «К» от источника, близкого к подразделению, и подтвердил их подлинность.

Кто служит в секретном подразделении

Главный центр управления Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) находится в подмосковной Власихе. Там построены огромные подземные комплексы, созданные еще в советское время для бесперебойной работы в условиях масштабной войны. Они оборудованы системами автономного жизнеобеспечения и рассчитаны на работу даже в постапокалиптических условиях.

Именно из состава сотрудников этих пунктов и формируются группы Службы «К», выяснило «Досье». В открытых документах подразделение упоминалось лишь дважды: в президентском указе об увольнении и в списке сотрудников Генштаба, опубликованном украинскими хакерами. Никаких подробностей ни в одном из документов не приводилось. Это подразделение — Специальная служба стратегической связи (СССС) президента Российской Федерации, или войсковая часть 26299, сокращенно — Служба «К».

Для многих Специальная служба стратегической связи — вершина военной карьеры, указывают журналисты. Некоторые служат там по 15 лет и больше, а затем либо уходят на пенсию либо на предприятия военно-промышленного комплекса.

Два года назад «Проект» узнал имена двух офицеров, которые как минимум до 2019 года носили за Путиным «ядерный чемоданчик», — это капитаны первого ранга Дмитрий Шумейко и Владимир Полещук.

Полещук, а также Юрий Тюрин, Лев Кирсанов, Владимир Коробушин, Евгений Овсянников, Евгений Оржеховский, Максим Пчелинцев, Сергей Спиридонов и Евгений Зыков раньше служили на Центральном командном пункте РВСН, установило «Досье». Всего расследователи нашли 53 человек, которые были связаны с секретным подразделением как минимум с 2021 года. Среди них генерал-майор Александр Буланов, три капитана первого ранга, 35 полковников и 14 военнослужащих, чье звание неизвестно.

Некоторые пришли в Службу «К» из подразделений, отвечающих за слежение за космическими объектами и фиксацию запусков ракет. Один из самых необычных офицеров — Евгений Шихов: бывший моряк, служивший на ракетном крейсере «Москва» и затем более десяти лет работавший на воздушном командном пункте Ил-80, прежде чем перейти в Службу «К».

Командует подразделением полковник Андрей Журавлев, рассказывает «Досье». Смены дежурных обычно работают по двое суток и перемещаются исключительно спецбортами отряда «Россия».

Хотя в официальных мероприятиях офицеры Службы «К» появляются в форме ВМФ, моряков среди них немного, замечает «Досье», такая традиция появилась давно по инициативе жены первого президента СССР Раисы Горбачевой; журналисты обнаружили лишь трех сотрудников подразделения, связанных с флотом. Это капитаны первого ранга Станислав Громов, Евгений Шихов и Дмитрий Шумейко.

Стенд с «Ядерным чемоданчиком» Бориса Ельцина, выставленным в Президентском центре в Екатеринбурге. Фото:  Ельцин Центр

Стенд с «Ядерным чемоданчиком» Бориса Ельцина, выставленным в Президентском центре в Екатеринбурге. Фото: Ельцин Центр

Сколько зарабатывают и как живут офицеры

Несмотря на высокий уровень ответственности, зарплаты офицеров Службы «К» долгое время находились на уровне обычных военных контрактников, рассказывает «Досье». До 2022 года оклад составлял около 140–150 тысяч рублей, но после начала войны в Украине он вырос: отдельные офицеры стали получать до 260 тысяч. Из утечки ФНС следует, что в среднем каждый офицер отложил по 400 тысяч рублей, только у четырех человек на вкладе больше миллиона рублей.

Большинство сотрудников живут в подмосковной Власихе или неподалеку, ведут довольно скромный образ жизни, отмечает расследовательский центр. Многие их них — потомственные военные. При этом все имеют допуск высшей степени секретности и обязаны согласовывать любые поездки.

Несмотря на причастность к государственной тайне, некоторые офицеры активно используют соцсети, выкладывают фото и размещают анкеты на сайтах знакомств. Например, «Досье» обнаружил 12 профилей «ВКонтакте», девять — в «Одноклассниках», восемь — на сайте «Мой мир» и два — в Facebook. Сотрудники подразделения выкладывали снимки даже с официальных мероприятий в Кремле. Двое офицеров под своими именами писали отзывы в Google Maps.

Как работает «ядерный чемоданчик»

Расследователи связывают Службу «К» с автоматизированной системой «Казбек», частью которого выступает терминал «Чегет» — он как раз более известен как «ядерный чемоданчик».

«Казбек» начали разрабатывать в СССР в 1970-х годах, когда в Европе разместили американские ракеты. По плану, в случае начала крупного конфликта мобильный терминал для защищенной связи должен был обеспечить генсеку ЦК КПСС возможность отдать приказ о нанесении ответного удара из любой точки.

Когда система «Казбек» получает сигнал о ракетном нападении, она позволяет президенту и военному командованию связаться по защищенному каналу и согласовать решение об атаке.

По замыслу разработчиков, первые лица государства не работают с «Чегетом» самостоятельно: терминал обслуживают как раз таки специально обученные офицеры Службы «К». Они носят чемоданчик и обеспечивают его сохранность. Офицеров всегда как минимум двое, у каждого по одному чемоданчику: один основной, второй — резервный на случай поломки.

Капитан первого ранга Дмитрий Шумейко (второй слева) и полковники Сергей Ветошкин (четвертый слева) и Александр Щуцкий (пятый слева) с ядерными чемоданчиками во время переговоров Владимира Путина и Ким Чен Ына на Дальнем Востоке, 25 апреля 2019 года. Фото: Александр Земляниченко / AP / Scanpix / LETA

Капитан первого ранга Дмитрий Шумейко (второй слева) и полковники Сергей Ветошкин (четвертый слева) и Александр Щуцкий (пятый слева) с ядерными чемоданчиками во время переговоров Владимира Путина и Ким Чен Ына на Дальнем Востоке, 25 апреля 2019 года. Фото: Александр Земляниченко / AP / Scanpix / LETA

«Мертвая рука»

Даже если военное и политическое руководство страны будет уничтожено, российский ядерный арсенал способен нанести ответный удар благодаря системе «Периметр», также известной как «Мертвая рука».

Система включает в себя сеть специальных датчиков и канал связи с системой предупреждения ракетного нападения. Если датчики фиксируют сведения о ядерных взрывах на территории России, автоматически запускаются специальные ракеты. Они не несут боевых зарядов — вместо этого на них установлены устройства, которые передают управляющие сигналы для запуска российских ядерных средств, пояснял РБК главный редактор журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский. По словам главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимира Дворкина,

такой системы, которая могла бы автоматически без решения высшего руководства запускать ракеты для ответного удара, «в России нет».

«Досье» объясняет, что если система «Периметр» не видит связи с командованием, она позволяет запустить командные ракеты, предназначенные для передачи сигнала напрямую на пусковые установки. Тогда уцелевший расчет мобильного комплекса «Ярс» или экипаж атомной подлодки, спрятавшейся от радаров в арктических льдах, должен нанести удар по территории противника.

Разработчики системы утверждают, что Путин и высшие военные регулярно тренируются пользоваться чемоданчиком на учениях. Если он решит применить его по назначению, рядом, скорее всего, окажется лишь охрана, адъютанты (одни из ближайших тайных помощников Путина) и несколько офицеров Службы «К», подчеркивает «Досье».

«Тренируется регулярно и добросовестно. Как, впрочем, и Шойгу с Герасимовым. Они проводят учебные ракетные пуски, поражают условные цели», — говорил один из разработчиков «Казбека» Валентин Голубков.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.