РасследованияОбщество

Made in USA

Не менее 722 мирных украинцев погибли от ударов оружием с компонентами из стран Запада. За три года войны не было ни дня, когда в Россию не поставляли такие детали

Made in USA

Украинские государственные флаги, развевающиеся над могилами павших украинских солдат на военном кладбище в Харькове в конце 22 февраля 2023 года. Фото: Pavlo Pakhomenko / EPA-EFE

В первый же день полномасштабного вторжения России на территорию Украины страны западной коалиции ввели против России «широкомасштабные и строжайшие» экспортные ограничения. По формулировке американских властей, они должны были «значительно ограничить» доступ страны к «жизненно важным технологическим ресурсам», ослабить «ключевые отрасли промышленности» и подорвать ее «стратегические амбиции оказывать влияние на мировой арене». Спустя три года войны очевидно, что эти цели не были достигнуты.

Новая администрация США во главе с Дональдом Трампом ведет себя так, будто никакого рычага влияния на Россию у нее нет: голосует вместе с Северной Кореей, Беларусью и Суданом на Генассамблее ООН, отказывается называть диктатором Путина, который посадил или выдавил из страны всех политических оппонентов, зато в прямом эфире распекает президента Украины Владимира Зеленского за недостаточное стремление к дипломатическим переговорам.

Тем не менее три года войны только подтвердили: Россия действительно сильно зависит от Запада. Спецслужбы Украины находят иностранные компоненты почти во всех видах высокоточных ракет и дронов, которые использует российская армия, в 95% случаев это детали, произведенные компаниями из стран западной коалиции, в 72% случаев — американские детали, прежде всего интегральные микросхемы.

Мы собрали таможенную информацию о сотнях тысяч поставок микросхем в Россию в ходе войны и рассказываем, что нужно знать о том, как санкции не смогли помешать России получать от Запада всё необходимое для ведения войны.

8 июля 2024 года российская ракета X-101 упала на больницу «Охматдет» в центре Киева — самую большую многопрофильную детскую больницу Украины. В момент удара в одном из кабинетов проходила открытая операция на сердце, некоторых детей, в том числе с онкологическими диагнозами, эвакуировали прямо в процессе лечения: они продолжали сидеть под капельницами у стен разрушенной больницы. По сообщениям издания Financial Times, в ракете, которая попала в детскую больницу, использовались 16 компонентов из США и Швейцарии.

За полтора года до этого, 5 октября 2023 года, в кафе в селе Гроза Харьковской области проходили поминки, где собрались около 60 из примерно 300 жителей Грозы. В это время российская армия ударила по кафе ракетой «Искандер». Среди погибших — восьмилетний ребенок и 11 мужчин старше 60 лет. В комплексе «Искандер-М» и применяемых им ракетах украинские спецслужбы в разное время обнаружили 37 западных деталей.

Сразу после начала полномасштабного вторжения России в Украину западные страны ввели строгие ограничения на поставки товаров двойного назначения. Тем не менее украинские власти продолжают находить западные детали в российском оружии — в том числе в том, которое бьет по гражданским объектам и убивает мирных жителей.

По подсчетам «Новой газеты Европа», за время полномасштабного вторжения в Украину как минимум 722 мирных украинца погибли от ударов оружием, в котором находили зарубежные детали.

Это нижняя оценка возможных жертв. На основе сообщений СМИ мы собрали список атак России на объекты гражданской инфраструктуры и другие удары по тыловым областям Украины, в ходе которых погибали гражданские. Мы посчитали только те случаи, когда для ударов Россия использовала оружие, в котором в разное время находили западные компоненты, — для этого мы использовали данные, опубликованные главным управлением разведки Украины (ГУР).

В этом реестре сейчас более 4000 наименований, прежде всего, в оружии находят западную электронику. Чаще всего — микропроцессоры трех американских производителей: Texas Instruments, Analog Devices и Maxim Integrated Products (с 2021 года входит в один холдинг с Analog).

«Новая газета Европа» отправила вопросы всем трем компаниям, но к моменту публикации не получила ответа.

Детали производства этих компаний составляют треть всех случаев, собранных в реестре ГУР. Микросхемы этих трех производителей использовались во всех видах российских ракет и дронов, которые убивали гражданских: Х-101, Х-47, Х-59, «Искандер», «Кинжал» и «Калибр», а также в ударных дронах Shahed-136 (или «Герань-2», в российской локализации) и в северокорейских ракетах KN-23.

«Новая газета Европа» проанализировала таможенные данные и рассказывает всё, что нужно знать о том, как работают (или не работают) санкции, которые должны были не допустить использования западных компонентов в российском оружии.

За два года войны не было практически ни дня, когда бы в Россию не поступали запрещенные санкциями детали

В сентябре 2024 года вице-президенты крупнейших американских компаний, производящих микропроцессоры, — AMD, Analog Devices, Texas Instruments и Intel — были вызваны на слушание в сенате США под названием «Американские технологии, питающие российскую военную машину». Представители компаний заверили сенаторов, что они делают всё, чтобы их продукция не попадала в руки российских военных.

Тем не менее подкомитет Сената по расследованиям представил на заседании доклад, согласно которому компании делали недостаточно, чтобы остановить поставки их продукции в Россию. Согласно выводам доклада, четыре компании — производители микропроцессоров дали слабый или несвоевременный ответ на начало полномасштабной российской агрессии в Украине и делали минимум для того, чтобы удостовериться, что их продукция не будет использоваться российской армией.

Сами компании публично заявляют, что они «категорически против» использования их продукции в российском оружии, обещают усилить контроль за соблюдением санкционного законодательства, а также публикуют информацию о том, что помогают украинским беженцам.

Тем не менее, согласно анализу «Новой газета Европа», за изученный период с 2022 по 2024 год было всего несколько дней, когда на таможню не поставляли новые микрочипы от Analog Devices, Texas Instruments и Maxim Integrated. В среднем российская таможня фиксировала по 4000 поставок в месяц.

Российские военные открыли огонь из реактивных систем залпового огня БМ-21 «Град» по украинским позициям в направлении Красного Лимана, 17 ноября 2023 года. Фото: Станислав Красильников / IMAGO / SNA / Scanpix / LETA

Российские военные открыли огонь из реактивных систем залпового огня БМ-21 «Град» по украинским позициям в направлении Красного Лимана, 17 ноября 2023 года. Фото: Станислав Красильников / IMAGO / SNA / Scanpix / LETA

Американские санкции коснулись только примерно половины поставщиков. Во многих случаях санкции не останавливают поставки

Помимо общего санкционного режима, который запрещает экспорт в Россию определенных товаров, западные страны могут вводить санкции против конкретных физических или юридических лиц, продолжающих поставки. В теории эта мера позволяет западным странам влиять даже на тех поставщиков микрочипов, которые расположены в третьих странах, не присоединившихся к санкционным режимам, — то есть на компании из Турции, Объединенных Арабских Эмиратов или Китая.

Попадание компании в санкционные списки означает заморозку активов, лишение доступа к банковской системе, ограничение на бизнес с любыми партнерами в той стране, которая ввела санкции. Наиболее опасны для бизнеса санкции, введенные США или Европой, — это крупные мировые экономики с мощной банковской системой. Высокая доля доллара в международных расчетах заставляет всех игроков на международном рынке внимательно относиться к санкционному режиму США.

Тем не менее анализ 100 крупнейших российских компаний, поставляющих товары двойного назначения, и 100 зарубежных поставщиков показал: западные санкции затрагивают лишь около половины этих компаний. При этом значительная часть тех, кто всё же оказался под санкциями, продолжает ввозить полупроводники в Россию, несмотря на ограничительные меры.

Из сотни крупнейших зарубежных поставщиков микрочипов трех американских брендов, которые находят в российском оружии чаще всего, 40 компаний до сих пор не попали под ограничительные меры.

Из тех, кто под санкции всё же попал, многие продолжают поставки. По подсчетам «Новой-Европа», только 13 из них прекратили торговлю, а 15 продолжают ввозить микроэлектронику в Россию. При этом сделать однозначный вывод относительно оставшихся 32 компаний сложно: многие из них попали под санкции уже в середине 2024 года, а таможенные данные, которые проанализировала редакция, не покрывают этого периода.

Схожая картина складывается и с российскими компаниями, закупающими западную микроэлектронику. Так, больше половины топ-100 российских импортеров до сих пор не попали ни в какие западные санкционные списки. Как минимум 16 компаний из тех, кто попал под западные ограничения, продолжили поставки вопреки им. Тех, кто однозначно прекратил закупки микросхем, оказалось вдвое меньше — лишь 8 из 100. В отношении еще 21 компании сделать вывод также не удается: санкции введены недавно.

Многие российские покупатели микрочипов открыто сотрудничают с военно-промышленным комплексом России

Микроэлектроника используется не только в товарах военного назначения, и в американских ограничениях говорится, что в редких случаях для гуманитарных нужд правительство может разрешить поставки микрочипов в Россию.

Тем не менее среди крупнейших российских покупателей электроники многие не скрывают своих связей с производителями российского оружия.

Так, на сайте ООО «СПС-Групп», закупившей микропроцессоры производства Texas Instruments на более чем 200 тысяч долларов, говорится, что компания является генеральным представителем ОАО «Арзамасский приборостроительный завод им. П. И. Пландина». 90% продукции этого завода, как признавался его директор в 2018 году, производится в рамках гособоронзаказа. Специализация завода — гироскопы и системы управления для авиации. Завод находится под санкциями США и Евросоюза.

Другой пример — ООО «Онэлек». Эта компания закупила микропроцессоры Texas Instruments на более чем 1,3 миллиона долларов и находится под санкциями США. У владельца «Онэлека» есть еще одна компания — «Онэлек ВПК», которая ориентирована на поставки предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Об этом можно судить просто по сайту компании. Так, среди отзывов клиентов там можно найти благодарность от специалиста из АО «Радиоприбор», который производит оборудование для авиации и авиационных ракет и принадлежит госкорпорации «Ростех».

Еще один пример — АО «Уральские радиостанции». Прямо на своем сайте компания рассказывает, что она «в течение многих лет является исполнителем гособоронзаказа, процесс производства радиостанций контролируется сотрудниками военного представительства», а также, что ее продукция (радиостанции «Эрика») активно применяется «на новых территориях». К тому же в прошлом «Уральские радиостанции» заключали госконтракты с ФСИН, Погрануправлением ФСБ, в/ч 5583 (683-й отдельный полк связи Росгвардии).

Поддержать независимую журналистикуexpand

В лидеры среди поставщиков попал индивидуальный предприниматель Синицын Илья Александрович. Он закупил товаров двойного назначения почти на 19 миллионов долларов. В то же время он выступает директором компании ООО «Кор Системс». На сайте компании указано, что она сотрудничает с находящимися под санкциями производственным объединением «Север» — производителем компонентов для ядерных боеприпасов, а также «Старт» — эта компания, в свою очередь, производит зенитный ракетный комплекс «Игла-С».

В сотню крупнейших импортеров микрочипов входит компания «Элситон компонент» — она активно работает с госзаказом, в частности заключила десятки контрактов с разными воинскими частями в России, производителем самолетов «Сухой» и управлением архивами ФСБ.

Другой пример крупного господрядчика среди топ-100 импортеров американских микрочипов — компания «Имотэк». Среди ее заказчиков — Рязанский приборный завод, производитель радиолокационных прицельных комплексов для авиации.

Кто помогает россиянам получить подсанкционные товары

Микропроцессоры американских производителей приходят в Россию не напрямую из США, а через посредников в третьих странах. По подсчетам «Новой-Европа», среди топ-100 крупнейших поставщиков чаще всего встречаются компании из Гонконга, есть поставщики из Китая, Турции, ОАЭ и Таиланда — все эти страны не входят в глобальную коалицию стран, которые приняли санкционные ограничения против России.

Но есть и исключения: например, товары двойного назначения поставляют в Россию компании, зарегистрированные и в Сербии, и в Турции, и даже в Евросоюзе. Хотя суммы таких поставок значительно меньше.

Так, относительно небольшие поставки в Россию западной микроэлектроники, на 75 тысяч долларов, делала компания, зарегистрированная в стране Евросоюза Венгрии, — Aerospace Components (сейчас она называется Smart Energy Technology). Она не включена в западные санкционные списки.

Ее учредители — россияне Андрей Сивожелезов и Андрей Русак. Причем в России они вместе с «Объединенной ракетно-космической корпорацией» (ОРКК) владеют бизнесом по дистрибуции микроэлектроники. ОРКК производит, например, ракету Х-101, которая разрушила детскую больницу «Охматдет» в Киеве.

Российские военные открыли огонь из 152-мм самоходной гаубицы «Гиацинт-Б» по украинским позициям в направлении Красного Лимана, 17 ноября 2023 года. Фото: Станислав Красильников / IMAGO / SNA / Scanpix / LETA

Российские военные открыли огонь из 152-мм самоходной гаубицы «Гиацинт-Б» по украинским позициям в направлении Красного Лимана, 17 ноября 2023 года. Фото: Станислав Красильников / IMAGO / SNA / Scanpix / LETA

Анализ крупнейших поставщиков показал, что россияне часто регистрируют компании за рубежом для обхода санкций. Так, согласно турецкому реестру, учредитель турецкой Yildiz Cip Teknoloji — россиянин Александр Акулов. Полный тезка этого человека, по данным «СПАРК-Интерфакс», — директор и бенефициар российской компании ООО «Теле-Нова» с миллиардным оборотом. Компания занимается телекоммуникационным оборудованием, а главная страница сайта гласит: «Быстро и безопасно получите импортное оборудование и материалы для Вашей инфраструктуры». В отношении его турецкой компании введены санкции ЕС и Швейцарии, но не США.

Незначительный объем микропроцессоров (всего чуть более чем на 5000 долларов) ввезла в Россию индийская компания Avrora Marine Systems. Она примечательна тем, что в списке ее учредителей — руководители российского НПО «Аврора», занимающегося производством и поставкой оборудования для российского военно-морского флота.

Детали для российского оружия приходят от производителей из 22 стран западной коалиции

Американские детали находят в российском оружии чаще всего, но и другие страны также не смогли остановить поставки своей продукции. В данных ГУР среди поставщиков компонентов появляются 22 страны, которые присоединились к масштабным антивоенным санкциям в отношении России: Швейцария, Япония, Нидерланды, Тайвань, Германия, Польша и другие.

Вместе эти страны составляют 95% всех случаев. Согласно заявлениям администрации президента Украины Владимира Зеленского, в обломках российского вооружения были найдены детали около 250 различных компаний.

Многие эксперты отмечают, что производители до сих пор делают недостаточно для того, чтобы остановить поставки своих товаров в Россию. Ключевая проблема может быть в том, что крупные игроки не заинтересованы вкладываться в сложные системы контроля, а власти стран до сих пор делают недостаточно для того, чтобы такие стимулы появились.

Почему не работают санкции

Эксперты отмечают, что даже не идеально работающие санкции оказывают влияние на боеспособность российской армии. «Несмотря на то что России удалось наладить поставки западных микросхем, сейчас такие детали стоят дороже и могут быть более низкого качества», — отмечают в своем докладе исследователи Киевской школы экономики (KSE). Они также предлагают различные способы, как усилить действие санкций.

Например, наладить обмен таможенной информацией между западными странами (современные технологии позволяют следить за поставками буквально в режиме реального времени), вовлекать новые страны в санкционную коалицию и усилить вторичные санкции, которые накладываются на посредников в третьих странах. Эксперты KSE также говорят о необходимости плотнее работать с производителями деталей, в том числе показать, что для нарушителей есть последствия. «Власти должны показать, что они готовы привлекать крупных игроков на рынке к ответственности», — считают авторы доклада. Это даст необходимый сигнал большим производителям и заставит их внимательнее относиться к экспортному контролю.

После прихода к власти в США Дональда Трампа риторика Белого дома в отношении Украины и ее президента Владимира Зеленского резко изменилась: уже сейчас Трамп называет Зеленского «клоуном» и «диктатором без выборов», устраивает двусторонние мирные переговоры с Россией без участия Европы и Украины, а также восстанавливает дипломатические отношения с Россией и требует не называть страну агрессором. Тем не менее тренд на потепление отношений между Россией и США может быть обманчив: как отмечает исследователь «Трансперенси Интернешнл — Россия» Владислав Нетяев, первая администрация Трампа активно накладывала санкции на российские фирмы, связанные с поставками товаров двойного назначения.

27 февраля президент США Дональд Трамп продлил некоторые санкции, наложенные на Россию, до марта 2026 года, а за месяц до этого, в январе, он заявлял, что в случае срыва переговоров на Россию будут наложены дополнительные санкции.

Кто несет ответственность?

Нарушение санкционного режима — во многих странах уголовное преступление. Тем не менее их соблюдение обычно регулируется на национальном уровне. Любая компания, зарегистрированная в юрисдикции, которая не вводила санкции, например ОАЭ или Китай, не обязана соблюдать ограничения, установленные другой страной, поэтому многочисленные посредники недоступны для американского или европейского правосудия.

В теории у США есть возможность наказать самих производителей, даже если они ничего не поставляют в Россию напрямую. Они обязаны контролировать цепочки своих поставок вплоть до конечного пользователя и несут за это не только моральную, но и юридическую ответственность. Нарушение закона об экспортном контроле влечет за собой наказание до 20 лет лишения свободы и штрафа до миллиона долларов.

«Несмотря на низкую эффективность мер, которые предпринимают компании для остановки экспорта своих деталей в Россию, государственные регуляторы и суды США не штрафовали и не наказывали компании, чьи товары незаконно оказывались в России, хотя у них есть такая возможность, — отмечает Нетяев из «Трансперенси». — Сложность в том, что в суде надо доказать, что компания проигнорировала правила и плохо проверила контрагента». Несмотря на то что в Конгрессе такие обвинения звучали, никто пока не попытался доказать их в суде.

Есть и еще один юридический механизм, который потенциально может коснуться производителей деталей. Если разбирательство о военных преступлениях России в Украине будет проходить в Международном уголовном суде, теоретически доля ответственность может распространяться и на производителей даже гражданских деталей, если их нашли на месте совершения такого преступления. «Но в таком случае в суде необходимо будет доказать, что компания знала или должна была знать, что ее продукция пойдет на военные нужды», — говорит Нетяев. Перспективы такого преследования он оценивает как невысокие.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.