Израиль и ХАМАС достигли соглашения о возвращении израильских заложников в обмен на освобождение палестинских заключенных и прекращение военных действий в секторе Газа. Об этом сначала со ссылкой на чиновников сообщили СМИ, а затем подтвердили официальные лица разных стран: договоренности удалось добиться благодаря усилиям Катара, Египта и США.
О чём договорились стороны?
Премьер-министр Катара Мухаммед Аль-Тани заявил, что соглашение начнет действовать в воскресенье 19 января (в 12:15 по Израилю), первый этап продлится шесть недель (42 дня). В первый день сделки ХАМАС отпустит троих заложников, а на седьмой — еще четверых. Всего за это время боевики освободят 33 израильтян. Среди них будут также Авер Менгисту и Хишам ас-Сайид, которых ХАМАС удерживает в Газе на протяжении долгих лет.
В пресс-службе израильской армии уже рассказали, что готовятся принимать заложников.
По данным СМИ, Израиль будет освобождать по 30 палестинских заключенных за каждого гражданского заложника и по 50 палестинских заключенных (включая отбывающих пожизненное заключение) за каждую израильскую женщину-солдата, освобожденную ХАМАС. К концу первого этапа Израиль освободит всех палестинских женщин и детей до 19 лет, задержанных с 7 октября 2023 года, пишет Reuters со ссылкой на источник. Общее число освобожденных палестинцев будет зависеть от количества освобожденных заложников и может составить от 990 до 1650 заключенных. На шестой неделе Израиль дополнительно отпустит 47 палестинских заключенных, которые были освобождены в рамках «сделки Шалита» в 2011 году и потом вновь задержаны Израилем.
Сначала ХАМАС отпустит живых заложников, затем он передаст тела убитых. Как отмечает израильское издание Ynet, ХАМАС до сих пор не передал Израилю список всех живых заложников: он должен сделать это лишь на седьмой день прекращения огня. По данным журналистов,
сначала ожидается освобождение женщин, затем — взрослых старше 50 лет, а после — раненых мужчин. Среди них — Ярден Бибас, отец Ариэля и Кфира, которых боевики похитили в возрасте четырех лет и десяти месяцев соответственно.
Боевики ХАМАСа больше года удерживают граждан РФ Максима Харкина и Александра Труфанова. Отца последнего убили 7 октября 2023 года в кибуце Нир Оз, а 50-летнюю маму и 73-летнюю бабушку тоже взяли в заложники, но освободили в ноябре того же года по договоренности с МИД России. Тогда же Израиль и ХАМАС заключили первую и последнюю сделку об обмене заложников на палестинских заключенных.
Участники акции протеста отмечают 5-й день рождения Ариэля Бибаса, который находится в заложниках в Газе, Тель-Авив, Израиль, 5 августа 2024 года. Фото: Ricardo Moraes / Reuters / Scanpix / LETA
Всего 7 октября 2023-го террористы, ворвавшиеся на территорию Израиля, захватили в заложники более 250 человек. Около 100 из них до сих пор остаются в в секторе Газа; предполагается, что треть из них мертвы.
По информации Reuters и Ynet, во время первого этапа реализации сделки израильские войска постепенно выйдут из центральной части Газы, а эвакуированные палестинцы вернутся в северную часть анклава. Соглашение предусматривает, что в период прекращения огня в сектор допустят 600 грузовиков с гуманитарной помощью, 50 из которых будут перевозить топливо. На север отправят 300 грузовиков.
Переговоры по второму этапу соглашения начнутся на 16-й день первого этапа и, как ожидается, будут включать освобождение всех оставшихся заложников, в том числе израильских солдат-мужчин, постоянное прекращение огня и полный вывод израильских солдат из сектора Газа.
Третий этап будет включать возвращение всех оставшихся тел погибших заложников и начало восстановления Газы под надзором Египта, Катара и ООН.
Предположительно, сделку примут подавляющим большинством голосов в кабинете министров и правительстве Израиля, пишет Ynet. Они должны будут опубликовать список заключенных, которых планируются отпустить из тюрем, чтобы у израильских граждан оставалась возможность (скорее формальная, так как Высший суд, вероятнее всего, не станет препятствовать сделке) подать апелляцию на решение, заявив, что освобождение осужденных за теракты нарушает их базовые права.
Участники акции протеста, выступающие за освобождение заложников удерживаемых ХАМАСом в Газе, около здание Минобороны в Тель-Авиве, 15 января 2025 года. Фото: Jack Guez / AFP / Scanpix / LETA
Как отреагировали обычные люди?
Семьи заложников поблагодарили Трампа, Байдена и международных посредников за работу над соглашением.
«С ноября 2023 года мы с нетерпением ждали этого момента и теперь, после более чем 460 дней заточения наших родственников в туннелях ХАМАСа, мы как никогда близки к воссоединению. Это значительный шаг вперед, который приближает нас к возвращению всех заложников: живых— для реабилитации, а умерших — для надлежащего захоронения», — говорится в совместном заявлении. Родственники заложников также подчеркнули, что «не успокоятся, пока не увидят последнего заложника, вернувшегося домой».
Вечером 15 января тысячи людей вышли на улицы Тель-Авива, чтобы призвать власти к скорейшему заключению сделки. В Иерусалиме сотни собрались, чтобы выразить протест против уступок ХАМАСу.
На какие уступки пошли стороны?
«На первом этапе сделки ХАМАС пошел на две значительные уступки: террористы согласились отпустить заложников без гарантий полной остановки боевых действий, и они не смогли заставить ЦАХАЛ покинуть границу с Египтом — оставить так называемый «Филадельфийский коридор», — рассказывает «Новой-Европа» военный эксперт, бывший сотрудник спецслужб и полиции Израиля Сергей Мигдаль. — По всей длине границы сектора Газа анклав будет блокирован израильскими военными. Для этого создается специальная буферная зона. Ранее ХАМАС на эти условия не соглашался. Как всегда бывает в переговорах с палестинцами, самые сложные вопросы оставили на потом: на второй этап сделки, который начнет обсуждаться на 16-й день перемирия. При этом власти Катара надеются на полное окончание войны. Израильские министры озвучивали не раз, что ЦАХАЛ собирается продолжить боевые действия после шести недель прекращения огня, вернув живыми максимально возможное число заложников».
«На первом этапе сделки Израиль сделал несколько важных шагов, на которые не соглашался ранее, — объясняет «Новой-Европа» израильский военный обозреватель Давид Шарп.
— К примеру, уход из «коридора Нецарим» приведет к тому, что на север сектора Газа вернутся местные жители и боевики. И потом эту территорию надо будет зачищать заново. Кроме того, на свободу выйдет огромное число преступников,
две сотни из которых — это приговоренные к пожизненным срокам матерые террористы, виновные в убийствах израильтян. Точное число освобожденных палестинцев станет понятно лишь по итогам сделки. Ведь неизвестно, сколько из 33 возвращаемых заложников окажутся живыми. При этом риски для оставшихся в застенках заложников резко возрастают».
Члены семей заложников, удерживаемых ХАМАСом в секторе Газа, и их сторонники реагируют на новость о прекращении огня во время акции протеста в Тель-Авиве, 15 января 2025 года. Фото: Abir Sultan / EPA
Мигдаль напоминает, что к этому моменту в руках террористов находятся 98 заложников из 250 похищенных на 7 октября. Есть информация о том, что 37 из них наверняка уже погибли или были убиты еще до похищения их тел. В живых, судя по всему, осталось 45–50 человек. У правительства Израиля есть конкретный список имен тех, кого он хочет получить в обмен на освобождаемых из тюрем преступников. Эксперт уверен, что за тела погибших Израиль не станет отпускать десятки боевиков. ХАМАС потребовал, чтобы 14 заложников обрели свободу лишь в последний день сделки. Это, по мнению Мигдаля, делается для того, чтобы иметь возможность до конца давить на Израиль.
Выпускать заключенных из израильских тюрем будут в сектор Газа, на Западный берег реки Иордан, а также за границу. На втором этапе сделки встанет вопрос об освобождении тысяч террористов, включая тех, кто принимал участие в нападении 7 октября.
«Выход на свободу 1300 преступников, среди которых 200 с кровью на руках, — это неизбежная плата за провал контрразведки, армии и политического руководства 7 октября», — заявляет Мигдаль.
Вид на филадельфийский коридор и разрушенные здания в Газе, 13 сентября 2024 года. Фото: Ilia Yefimovich / dpa / picture-alliance / Scanpix / LETA
Как будут возвращаться беженцы?
«Жители севера сектора Газа уходили в южную часть анклава для того, чтобы не попасть в зону ведения боевых действий, — замечает Мигдаль. — Хотя ЦАХАЛ выйдет с коридора «Нецарим», разделяющего сектор на части, американская ЧВК, а также наблюдатели ООН будут следить за тем, чтобы террористы не проникали на север вместе с возвращающимся в свои дома мирным населением. Планируется фильтровать весь людской поток при помощи средств наблюдения, выявляя известных боевиков».
Из северной части сектора Газа, включая жителей самого города Газа, на юг переместилось около 900 тысяч или 1 миллиона человек. После окончательного ухода ЦАХАЛ из коридора «Нецарим», который должен состояться на 22 день сделки, все они начнут возвращаться назад, уверен Шарп. Это, по его словам, лишит Израиль одного из козырей в споре с ХАМАС, поскольку беженцы в гуманитарной зоне в Аль-Маваси оказывали значительное давление на руководство боевиков.
По мнению Шарпа, проверить на участие в террористических организациях сотни тысяч беженцев, проходящих с юга анклава на север, невозможно. Максимум, что можно сделать, — контролировать, чтобы никто не нес открыто автоматическое оружие. Эксперт предполагает, что
после возвращения боевики присоединятся к подельникам в подполье: таковых только в городе Газа может быть около двух тысяч.
Так, Шарп прогнозирует очередную военную кампанию, поскольку ЦАХАЛ придется заново отвоевывать территорию на севере.
По данным Мигдаля, гуманитарная помощь будет завозится в сектор Газа активнее, чем сегодня. Речь идет о сотнях грузовиков ежедневно: они доставят топливо, а также продукты питания, предметы первой необходимости, медикаменты и палатки, в которых могут разместиться беженцы.
Временные убежища и палатки внутренне перемещенных палестинцев, бежавших из северной части сектора Газа на пляже Дейр аль-Балах, центральный сектор Газа, 6 сентября 2024 года. Фото: Mohammed Saber / EPA
Откуда взялись новости о срыве сделки?
Утром 16 января офис премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху обвинил ХАМАС в срыве достигнутых накануне мирных соглашений. Израильский кабинет министров, который должен был собраться утром 16 января для одобрения документа, отложил заседание до получения подтверждения от посредников, что группировка приняла все части соглашения о прекращении огня.
По другим данным, задержка может быть связана с попытками Нетаньяху в последнюю минуту убедить крайне правого министра финансов Бецалеля Смотрича (он и министр нацбезопасности Итамар Бен-Гвир выступают против таких договоренностей) не выходить из коалиции.
При этом, по информации The Times of Israel, глава «Моссада» Давид Барнеа и израильская переговорная группа всё еще остаются в Дохе для обсуждения последних деталей сделки.
Сам Нетаньяху еще не выступил с официальными комментариями и не обращался к гражданам. Представитель ХАМАС Иззат эль-Решик утверждает, что группировка «привержена» соглашению о прекращении огня в Газе.
Палестинцы реагируют на новость о соглашении с Израилем о прекращении огня в Хан-Юнисе, южная часть сектора Газа, 15 января 2025 года. Фото: Haitham Imad / EPA
Что из нынешней сделки следует о завершении войны?
«Соглашение говорит о частичном освобождении заложников и палестинских заключенных, частичном отводе сил АОИ и продолжении переговоров по оставшимся заложникам. Даже если оно будет выполняться, главный вопрос, что будет дальше, — рассуждает в разговоре с «Новой-Европа» израильский военный эксперт Давид Гендельман. — Постоянное прекращение огня означает окончание войны. Заявленная цель свержения ХАМАС не будет достигнута; стало быть, это победа ХАМАС. Поэтому посмотрим, будет ли второй этап и будет ли постоянное прекращение огня. В любом случае, важным фактором в принятии решения является позиция Трампа. Он хочет освобождения заложников».
По мнению Давида Гендельмана, существуют только два реальных сценария: либо израильская оккупация сектора Газа, либо власть ХАМАС. Так как правительство Израиля под влиянием внутренних и внешних факторов всё еще не хочет израильской оккупации Газы, там остается власть ХАМАС. Остальное — это просто следствие.
«Правые партии в Израиле требуют возобновления военных действий после окончания 42 дней в гораздо более активном режиме, до полной и безоговорочной капитуляции ХАМАС и уничтожения боевиков,
— рассказывает Мигдаль. — Проще говоря, ЦАХАЛ должен провести наземные операции в оставшихся на сегодняшний день практически незатронутыми серьезными военными действиями лагерях беженцев и городах Бурейдж, Дейр-эль-Балах и Нусейрат в центральной части анклава. Там в сотнях километров тоннелей концентрируются боевики со всего сектора Газа. Сейчас террористы пытаются не выпускать из этих населенных пунктов мирных людей, чтобы использовать их в качестве живого щита».
«Я вообще не согласен с самим ведением переговоров, а тем более с соглашением, — заявляет Давид Гендельман. — Но израильское правительство не имеет политической воли, по электоральным, психологическим, внешнеполитическим и другим причинам, чтобы не вести такие переговоры. Я с самого начала войны говорю, что цели «свержение ХАМАС» и «освобождение заложников» противоречат друг другу. Соответственно если мы выбираем сейчас вторую цель, мы отказываемся от первой».
«Если Израиль преследует первоначальную цель — полный разгром ХАМАС, — то Иерусалим не может согласиться на окончательное прекращение боевых действий, — объясняет Давид Шарп. — Остановиться даже на последнем отрезке этого пути будет значить полный провал всего задуманного. В таком случае боевое крыло террористов возродится, наберет силу и снова ударит по мирным израильтянам. Для меня показателем станет возможность террористов вновь обстреливать Израиль ракетами. Пока я вижу три варианта развития событий.
Первый — при котором террористов оставляют в покое и дают им восстановиться. Второй — когда ЦАХАЛ с помощью постоянных рейдов и военных операций блокирует «Филадельфийский коридор», держит ХАМАС за горло и не дает набрать силу. И третий — с полной оккупацией анклава израильскими военными.
Окончательное прекращение боевых действий, в которых уже погибли сотни солдат, грозящее самому будущему израильских граждан, в обмен на жизни пары десятков заложников — абсурдная шкала приоритетов».
Если террористы сочтут себя победителями, они неизбежно придут к выводу, что захватывать израильских заложников выгодно, считает Шарп. В таком случае, добавляет он, Израиль должен будет показать, что любые попытки похитить его граждан оборачиваются крайне серьезными и неизбежными последствиями.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».