Аренда однокомнатных квартир во всей России в среднем подорожала на целую треть, сообщил гендиректор федерального портала «Мир квартир» Павел Луценко. В 2025 году рост цен на аренду продолжится, считает он. Причины — высокая ключевая ставка, инфляция, общий рост цен и рост зарплат в среднем, а также отмена льготной ипотеки.
В соцсетях молодые люди ужасаются стоимости аренды и задаются вопросом: а смогут ли они в принципе с такими ценами на всё заработать на собственное жилье хоть когда-либо.
«Новая-Европа» поговорила с теми, кто ищет или недавно нашел квартиру в России, и узнала, с какими трудностями сталкиваются арендаторы и насколько, по их ощущениям, выросла аренда.
Александра*, 20 лет, Нижний Новгород, флористка
— Я помню, как я переезжала в Нижнем Новгороде в первый раз в 2021 году и искала квартиру. В тот момент я была студенткой Нижегородского строительного техникума. Я нашла студию за 17 тысяч рублей в месяц, но она находилась очень далеко, на окраине города. Сделать это было достаточно сложно, потому что никто не хочет сдавать молодым. Это был не самый приятный опыт.
Там я жила восемь месяцев, а потом съехала в коммуналку, где живу сейчас. Она стоит уже 10 тысяч рублей за комнату. В целом, с коммуналками дела обстоят еще хуже и противнее, но я живу рядом с центром, это хороший район: удобная транспортная развязка, всё близко, есть торговые центры, метро. Правда, дома — просто ужас. Они все старые. Неоднократно было, что я выхожу из дома, а на лестнице лежат бомжи, раскидана куча бутылок, через которые надо переступать. Беря во внимание всё это, цена отвратительная и несправедливая. Других, более дешевых вариантов попросту нет.
Цены растут с каждым годом. Сейчас я уже почти месяц нахожусь в поисках нового жилья, чтобы попытаться найти что-то дешевле или хотя бы улучшить свои условия. Но снять, например, квартиру-студию за 20 тысяч рублей очень тяжело. Соотношение цена/качество меня не устраивает — я не знаю, если честно, откуда такие цены.
Самый дешевый вариант, который я смогла найти, была студия на 13 квадратных метров за 14 тысяч рублей, но за пределами города — в Нижегородской области.
Состояние квартир плачевное. По ощущениям, цены за последние годы взлетели на процентов 20 так точно. В 2021-м было легче найти жилье, сейчас предложений меньше. Я ходила на просмотры трех-четырех комнат: это тоже был не самый лучший опыт, потому что в коммуналках живут не самые приятные люди. Если честно, руки уже опускаются: цены выросли, часто плохой ремонт и неудачное расположение, также порой говорят, что не сдают молодым.
С начала войны, в принципе, всё стало дороже. А роста зарплат нет. Квартиры же сдают обычные люди, собственники. Все хотят побольше заработать, чтобы был какой-то пассивный доход.
Даниил, 20 лет, Москва, в поисках работы
— На днях приехал в Москву из Чебоксар искать работу. Квартиру мы уже сняли с другом. Сначала мы рассматривали лучшие варианты — двушку в пределах МКАД. Но сейчас их сдают только от 11 месяцев, то есть если я захотел бы расторгнуть договор, то мне не вернули бы залог, а он равен сумме месячного проживания, то есть совсем не маленький. У нас в планах пока пожить месяца три, поэтому такие варианты нам не подходили. Потом мы начали искать однушки, но их мало, залог бешеный, а стоят они так же, как двушки: 55–60 тысяч рублей в месяц.
60–70% вариантов сдают либо только девушкам, либо семейным парам. То есть нам с другом было сложно: у арендодателей возникали мысли, что в квартире будет шумиха. Я заметил, что предложения о сдаче выставляются в основном с утра, и все более-менее хорошие варианты разбирают за два часа, а то, что осталось к вечеру, мало кому нравится — из-за плохого ремонта или расположения. Во время поиска я не раз думал, что уже в хостел пойду жить, потому что цены очень высокие и найти что-то нормальное просто невозможно. Сложность — хард, 10/10.
В итоге мы нашли студию у метро Первомайская в группе «ВКонтакте», которую сдавала молодая семья. Они сказали, что на 3,5 месяца сдают, это нам подошло. Квартира всего 16 квадратных метров, цена — 55 тысяч. Ощущение, что за год цены поднялись минимум на 25%.
Если денег много, то за 80–100 тысяч можно найти какой-нибудь хороший вариант.
А если ты среднестатистический гражданин, среднестатистический студент не из Москвы, а из региона — остается либо смело искать хостел, либо ехать обратно домой, либо бомжевать.
В регионах сильно поднимаются цены на недвижимость из-за очень большого спроса. К тому же многие СВО-шники (участники войны в Украине. — Прим. ред.) получают очень большие по меркам регионов выплаты, а среднестатистическая зарплата и среднестатистическая цена за жилье формируется, исходя в том числе и из их дохода. Многим из регионов приходится уезжать на заработки в Москву, и из-за такого бешеного потока людей арендодатели в Москве повышают и без того высокую цену и выдвигают определенные условия: например, минимум 11 месяцев аренды.
Прохожая идет мимо башни Око центра Москва-Сити в Москве. Фото: Юрий Кочетков / EPA
Дмитрий, 24 года, Нижний Новгород, бариста
— Я переехал в Нижний Новгород из Москвы в мае 2024 года, чтобы начать новую жизнь в новом городе, который мне нравится.
Поиск жилья в Нижнем — довольно-таки большая проблема. Цены в центре высокие, и многие варианты носят мошеннический характер: встречаются фейковые квартиры с поддельными фотографиями, иногда просят деньги за возможность посмотреть квартиру.
За последний год цены очень подорожали: мы с девушкой сейчас снимаем однокомнатное жилье с цивильным ремонтом недалеко от центра; мы долго его искали, это хороший подходящий вариант в центре города. Изначально квартира стоила 28 тысяч, но сейчас хозяин поднимает цену сразу на пять тысяч. Именно из-за этого мы решили сменить место жительства: я считаю, что за 32–35 тысяч можно найти варианты лучше.
По району заметно повышение цен, по соотношению цена/качество — всё печально, это очень разочаровывает. В основном все варианты за 40 тысяч — это старые убитые квартиры. Если представить самые страшные квартиры в России — вот примерно что-то такое можно найти. Где-то сантехника очень старая, какие-то квартиры сдаются как студии и выглядят как жутковатые общаги. Но больше всего проблем именно с риэлторами, потому что не знаешь, на кого попадешь и за что платишь.
Жилье подорожало не только в центре, но и на окраинах города. В новых удаленных районах квартиры новые, но как будто бутафорские: мебель и сантехника там некачественная.
Цены растут на всё, с этим связан и рост цен на жилье. А зарплаты не растут. Очень сложно найти подходящий вариант, да и в целом вариантов немного. Мы пока в поисках.
Объявления об аренде квартир на стене дома в Москве. Фото: Юрий Кочетков / EPA
Владимир, 33 года, Санкт-Петербург, администратор в ресторане
— В Петербурге я живу с 2018 года. В первый раз мы искали квартиру с девушкой и нашли студию за 20 тысяч в Приморском районе (расположен на правом берегу Невы в северо-западной части города. — Прим. ред.). Это было достаточно дешево, но оттуда мы съехали: от соседей начали ползти клопы.
После этого мы поехали в Москву, но там цены настолько высокие, что мы поняли: единственный вариант — это общежитие в Измайлово. Но там тоже были проблемы с насекомыми, да и в целом условия ужасные: это была небольшая комната на 10 человек. Нас хватило на полгода, и в 2020 году мы переехали обратно в Петербург.
В Петербурге мы нашли небольшую комнату в коммунальной квартире в 20 квадратных метров за 15 тысяч рублей. Находилась она в Петроградском районе (одна из старейших частей города, считается также одним из самых дорогих районов. — Прим. ред.). Это был более-менее доступный вариант в то время. Там мы и прожили до расставанья. Затем я нашел комнату в коммунальной квартире за 17 тысяч рублей. У меня была самая большая комната — 27 квадратов. В принципе, обстановка была хорошей и уютной, но условия на территории общего пользования были экстремальные: из-за отсутствия горячей воды приходилось греть ее, как в старые добрые времена.
Месяц назад, в декабре, я вновь искал новое жилье. Было сложно, цены несправедливые. В целом, по ощущениям за последний год они выросли на 25–30%. Но можно сказать, что мне повезло: я нашел комнату за 22 тысячи в коммуналке, где всего пять комнат и есть горячая вода. Соседи очень добродушные. Да, не спорю, ремонт старенький, но, по крайней мере, здесь уютно и по-семейному.
Когда я смотрел другие комнаты, то ужасался: это был кошмар с отвратительным ремонтом из 90-х. Во время поиска я порой думал, что легче уж жить под мостом.
Задумывался о запасных вариантах, например, снять хостел. Потому что, извините, я не хочу жить в таких ужасных условиях за такую цену.
Цены на жилье так поднялись из-за того, что повысились тарифы на коммунальные услуги. Соответственно, владельцы комнат повышают аренду, чтобы просто быть в выгоде. Вторая причина — высокий спрос: в городе много приезжих, особенно из стран СНГ, которые готовы снимать за любую сумму.
*имена всех героев изменены по соображениям безопасности
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».