СюжетыОбщество

«Не дождетесь, радужные гномы!»

Жительница Дагестана, скрывавшаяся в Грузии из-за гиперконтроля семьи и угрозы принудительного брака, вернулась домой. Родственники ее убедили

«Не дождетесь, радужные гномы!»

Иллюстрация: проект «Ветер»

В начале января правозащитная организация СК SOS опубликовала пост про очередную беглянку из Дагестана — 18-летнюю Заиру Пирову. Родственники девушки объявили ее в розыск, наняли частного детектива и написали заявление в полицию Грузии, где девушка на тот момент находилась.

Они были уверены, что CК SOS и правозащитница из Дагестана Светлана Анохина хотели продать девушку на органы либо заставить ее заниматься проституцией в Арабских Эмиратах. Никакие аргументы и ссылки на то, что Заира по собственной воле ушла из дома, не работали. По мнению родственников, правозащитники «промыли ей мозги» и даже заранее заставили пройти проверку в больнице, чтобы убедиться, что с ее «органами всё в порядке».

Проект «Ветер» связался с родителями девушки и рассказывает историю о конфликте традиционных ценностей с тягой к свободе. Мы приводим материал коллег полностью.

Текст впервые был опубликован на сайте проекта «Ветер» .

«Пирова Заира Назимовна пропала во Владикавказе. Семья девушки предполагает, что ее похитили, они ищут ее три месяца. 22 декабря она въехала в Грузию из Армении. Родители Пировой Заиры просят всех, кто увидит их дочь, сообщить об этом нашей редакции».

Новость с таким содержанием появилась на сайте грузинского СМИ 24News 30 декабря прошлого года. К материалу приложена фотография, на которой юная девушка с заплетенными в косу волосами держит букет цветов. Через неделю после этого в телеграм-канале кризисной группы СК SOS, которая помогает женщинам, подвергающимся домашнему насилию, и ЛГБТ-людям эвакуироваться из республик Северного Кавказа, появился пост про Заиру. На выложенным правозащитниками видео девушка, уже коротко постриженная, говорит, что ушла из дома по собственной воле:

«Я — Пирова Заира, совершеннолетняя девушка. Я добровольно ушла из дома из-за избыточного контроля и нежелания в будущем выходить замуж. Мои родственники искали меня, писали заявления в полицию, угрожали моим друзьям. Сейчас меня ищут в Грузии, и в грузинских медиа пишут, что меня якобы похитили. Это неправда. Прошу меня не искать. Я не хочу возвращаться домой, потому что боюсь, что там мне грозит опасность», — говорит Заира.

Заира Пирова. Фото из инстаграм-аккаунта сестры Заиры

Заира Пирова. Фото из инстаграм-аккаунта сестры Заиры

Почти сразу в комментариях под всеми постами про Заиру на аккаунтах СК SOS стали писать ее родственники. Они обвинили правозащитников в попытке продать девушку в рабство или «сдать на органы». Комментаторы, которые с ними спорили, считали, что родня Заиры манипулирует ею и пытается запугать.

18-летняя Заира — вторая из пятерых детей Назима и Заремы Пировых. Семья жила в небольшом селе Дружба в Каякентском районе Дагестана. Отца девушки знают практически все односельчане, он работает стоматологом. Мать — домохозяйка, замуж вышла в 18 лет.

— У нас благополучная семья, мы соблюдаем традиции нашей республики, почитаем старших и младших. Муж врач-стоматолог, заведующий нашей поликлиникой в селе. Мы стараемся делать всё ради своих детей. У меня не было высшего образования, но я старалась дать это своим детям, потому что всякое ведь может случиться. Вдруг они разведутся, останутся одни. Я смотрю наперед, чтобы у них был свой заработок, чтобы у них была работа, свой доход, — говорит Зарема «Ветру».

Комментарии матери Заиры под постом СК SOS в Instagram

Комментарии матери Заиры под постом СК SOS в Instagram

Заира училась во Владикавказе в колледже на фельдшера. В соседней республике она жила вместе со своей старшей сестрой — студенткой медицинского факультета. Как говорит мама девушек, они не хотели теснить родственников, живущих в Северной Осетии, поэтому взяли в ипотеку квартиру для дочерей.

— Они жили, ходили, кушали, как хотят. Всё было прекрасно, пока в один прекрасный день мне не позвонила моя старшая дочь и не сказала, что Зайка [так в семье называют Заиру.Прим. авт.] не вернулась домой, — вспоминает Зарема.

9 сентября прошлого года Заира сбежала из дома. За месяц до этого она связалась с СК SOS. В своем заявлении девушка написала о гиперконтроле со стороны семьи и замужестве, которого она не хочет.

— Также она жаловалась на случаи применения физической силы к ней. Она не называла это побоями. Но описанных конкретных случаев нам показалось достаточно для того, чтобы мы решили, что она заслуживает помощи,

— рассказывает пресс-секретарь CК SOS Александра Мирошникова. — Она говорила, что большая часть случаев домашнего насилия — опять же, она сама это так не называла, — пришлись на ее детство. Религиозная бабушка давила на родителей Заиры за то, что их дети недостаточно соблюдают ислам. Поэтому в детстве ей и сестрам частенько доставалось.

Кризисная группа обычно дает некоторое время своим заявителям, на случай, если те решат всё-таки остаться дома. Заира не передумала и с помощью правозащитников всё же совершила побег.

SIM-карта Заиры, к которой был привязан мессенджер Telegram, была куплена на имя ее отца еще четыре года назад. Поэтому родители девушки смогли восстановить ее, получить доступ к аккаунту и найти там переписку, которая убедила их в том, что девушку похитили. Заира переписывалась с куратором СК SOS, который помогал ей купить билеты из Владикавказа в другой российский город, подсказывал, какие вещи лучше с собой взять, а что оставить дома в целях безопасности.

Заира после побега. Фото: СК SOS

Заира после побега. Фото: СК SOS

Сначала девушка считала, что оставаться в России будет безопасно, и планировала просто переехать в крупный город. Первое время она жила в шелтерах — квартирах, предоставленных СК SOS. В целях безопасности жилье приходилось периодически менять, перемещаясь из одного города в другой. Наконец, было принято решение о переезде в Петербург.

Сама Заира, как говорит ее мама, не знала даже, как на автобусе проехать из одного города в другой, поэтому билеты на самолет она не смогла бы купить сама. Это видно и из переписки девушки с куратором.

— А может, вы скинете деньги моей подруге, а она купит билет с ее мамой, они знают о моей ситуации, — пишет девушка правозащитнику из СК SOS (переписка есть в распоряжении редакции, стилистика авторская).

— На всякий случай, заранее придумай легенду, кто это тебе 12 тр [тысяч рублей] скинул. Тебе это легче будет сделать, чем мне. Эх, нехорошо, если кто-то о плане будет знать, — отвечает куратор.

— Я ей доверяю. Она никому не скажет. Я уверена в ней, — заверяет его Заира.

В следующих сообщениях куратор просит девушку на всякий случай записать видеообращение о том, что она ушла из дома по собственной воле. Это стандартная практика, которая может обезопасить как саму девушку, так и правозащитников, если родственники подадут заявление о похищении. Затем сотрудник СК SOS рекомендует ей надеть кепку и маску в аэропорту, чтобы ее не отследили по камерам.

Семья Заиры раньше ни о каких правозащитниках, помогающих девушкам из Северного Кавказа, не слышала, поэтому обнаруженная переписка их напугала.

— Каждый шаг ей диктовали, что делать, куда идти. Это явно не просто так же делается. Кто будет бесплатно покупать билеты, оплачивать дорогу, содержать все эти четыре месяца? — искренне удивляется мама Заиры.

Заира в полицейском участке Санкт-Петербурга. Фото: СК SOS

Заира в полицейском участке Санкт-Петербурга. Фото: СК SOS

Семья беглянки объявила ее в розыск как пропавшую без вести. Сотрудники полиции, с которыми они были на связи, сообщали им о передвижениях Заиры. Когда девушка была в Питере, 19 сентября, она пошла в отделение полиции, чтобы сняться с розыска, — о нём она узнала благодаря запросу адвоката СК SOS.

Чтобы сняться с розыска, обычно бывает достаточно написать письменное заявление о том, что человек, пишущий это заявление, ушел из дома по собственной воле. Но всё работает иначе, когда дело касается беглянок с Северного Кавказа. Сотрудники полиции долго не отпускали Заиру: как выяснилось потом, они ждали, пока в отделение приедет ее родственник.

Когда родители Заиры узнали от правоохранителей, что их дочь в Санкт-Петербурге, они отправили в отделение своего «представителя» — дальнего родственника. Мужчина пытался уговорить девушку вернуться домой, но та отказывалась. Он снял на видео момент, как говорит Заире:

— Ты что, не любишь родителей? Почему ты не возвращаешься к ним? 

— Кто вам сказал, что я их не люблю?! Хватит на меня давить, — отвечает девушка и начинает плакать.


В то отделение полиции Заира пришла вместе с адвокатом, которого ей предоставили правозащитники. Впоследствии частный детектив, нанятый семьей девушки для ее поисков, будет настойчиво пытаться с ним связаться.

— Они не дают ей поговорить с нами. Спланировали всё, будто мы ее враги, — возмущается мама Заиры. — Но у нас девочки растут в любви, у нас даже голос не повышали на детей. Если бы не было такой любви, например, я бы после 11 класса сразу отдала бы замуж ее. Нет, мы стараемся. Мы хотим хорошего будущего для своих детей, только по их согласию выдаем замуж. Сколько раз свататься приходили к старшей? Я говорила: «Нет, медицинский институт надо закончить, а потом уже думать о замужестве». Она и сама тоже не хотела, говорила: «Мама, у меня вся голова забита, я с утра до вечера на занятиях, потом учу конспекты занятий. Я не хочу замуж». Ну хорошо, не хочешь. Когда захочешь, тогда и выйдешь. Столько хороших женихов было. Мы не отдавали девочек. Тут они придумали какую-то легенду, якобы мы ее хотим заставить выйти замуж.

Родители сами поехали в Санкт-Петербург, снова подали заявление о розыске, чтобы дочь доставили в отделение полиции. Но ничего не вышло. 21 декабря сотрудники правоохранительных органов сообщили им, что Заире «давным-давно» сделали загранпаспорт, и теперь она за пределами страны.

Поняв, что родственники не намерены прекращать ее поиски, Заира решила покинуть страну. Из Москвы она собиралась улететь в Турцию, однако в аэропорту Шереметьево ее задержали сотрудники полиции, несмотря на то, что она уже была снята с розыска. Они не отпускали ее достаточно долго, и девушка опоздала на свой рейс. В итоге правозащитники приобрели ей билеты в Армению, откуда она затем отправилась в Грузию.

Встреча Заиры с родителями после возвращения на российско-грузинской границе

Встреча Заиры с родителями после возвращения на российско-грузинской границе

Узнав, что Заира в Грузии, Назим и Зарема в срочном порядке стали делать себе загранпаспорта. Ни у них, ни у кого другого из членов семьи их не было. Ну а пока паспорта готовились, они попросили своего родственника в Грузии написать заявление о похищении девушки.

До той заметки в грузинском СМИ ни сама Заира, ни правозащитники не хотели выносить на публику историю о ее побеге. Но из-за опасений, что в Грузии у девушки могут быть проблемы, Заире пришлось опубликовать видеообращение о том, что она по собственному желанию ушла из дома. Открыто действовать начали и родственники. Старшая сестра девушки написала пост, в котором отметила, что никто Заиру насильно замуж выдавать не собирался, что их семья дает «всё самое лучшее» детям. После этого родственники Заиры смогли убедиться, что их опасения не беспочвенны: им начали сыпаться сообщения от людей, которым якобы доводилось слышать о похищениях девушек группой СК SOS.

Одно из таких сообщений опубликовала старшая сестра Заиры с комментарием «Вот пожалуйста!!!»:

«Сестра Ассаламу Алейкум, подобный случай был у друга его сестру также отправили в другую страну, нашли в турции, у нее забрали паспорт, узнайте есть ли врачи в ее кругу общении посещала ли она психолога возможно ей давали препараты действующие сильнодействующие, когда поймали ту девушку которая выкрала сестру друга она рассказала что отправила ее в турцию там приняли организация феминисток и они дальше хотели ее продать, она должна была быть на параде в турции в прошлом году которые требовали равноправие мужчин и женщин» (орфография и пунктуация авторские).

Поддержать независимую журналистикуexpand

В следующем посте она пишет, что Заира, которая раньше не любила ходить по врачам, незадолго до побега стала интересоваться, как и где можно пройти полное обследование организма. Родственники решили, что это СК SOS подговорила девушку, чтобы убедиться, в порядке ли ее органы.

— Это просто неправда, — отвечает на это пресс-секретарь кризисной группы в разговоре с «Ветром». — Мы ее просили решить существующие проблемы со здоровьем, если такие есть, потому что она жаловалась на ком в горле. У нас и так хватает людей после пыток, [лечить которых] очень дорого. Если человека активно ищут, решить проблемы со здоровьем — еще и очень сложная задача. У Заиры же был не срочный кейс, и в таких случаях мы просим попытаться решить свои проблемы до побега.

О конспирологических версиях про продажу на органы рассказывала и мама девушки. По ее словам, «таких случаев уже очень много», и в истории Заиры «замешаны крупные суммы», поэтому просто так их дочь «уже не отпустят».

— Они искренне верят в то, что Заиру мы увезли и хотим сдать в рабство или на органы. У них самая любимая фраза в комментариях: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». То есть они просто физически не могут поверить, что кто-то готов бескорыстно ей помогать. Это вообще не вписывается в их картину мира. Я не думаю, что они со зла пытаются на нас клеветать. Скорее всего, они искренне уверены в том, что мы хотим как-то навредить, — говорит пресс-секретарь СК SOS Александра Мирошникова.

Помимо этого, родственники девушки считают, что правозащитники «втюхали» ей «какую-то там разноцветную принадлежность». Такой вывод они сделали из того, что в переписке, к которой они получили доступ, Заира говорит о себе в мужском роде.

«Буквально за месяц до её ухода мы с ней яро выбирали ей платье на свадьбу сестры, она долго думала над прической, какие каблуки надеть. зачем человеку, идентифицирующему себя как парень, так париться над образом на свадьбу? ей это они сами вбили в голову, чтобы семья, узнав такое, отвернулась от неё и не искали её.

НЕ ДОЖДЕТЕСЬ РАДУЖНЫЕ ГНОМЫ! она косметику хотела на день рождения, я ей подарила! зачем парню косметика?» — пишет старшая сестра Заиры (орфография и пунктуация авторские).

И родители Заиры, и сестры публиковали обращения к ней, в которых уговаривали девушку вернуться домой, где все ее «любят и ждут». Зарема Пирова говорила, что, в отличие от многих других кавказских семей, в их семье позором случившееся не считают.

— Нас представляют какими-то монстрами, но мы не такие. У нас обычная спокойная семья. Никогда в жизни мы даже руку на нее не поднимали. Мы знаем, что ее психологически обработали.

Ей нужен нормальный психолог, мы поможем и с медицинской точки зрения, и с религиозной, если она захочет поговорить с имамами. Мы хотим свою дочку спасти, — заверяет Зарема.

О ситуации семьи Пировых стали говорить и дагестанские инфлюенсеры. Известный блогер Мурад Алискеров, у которого в Instagram около 500 тысяч подписчиков, выложил видео, где раскритиковал правозащитников.

«История с дагестанскими беглянками вновь набирает обороты. Стоит махачкалинской Айшат поругаться с папой из-за того, что тот запрещает ей шляться по ночам не пойми где, так сразу псевдолиберальная свора прибегает сюда со спасательной операцией, чтобы помочь Айшат избавиться от «абьюза», предоставляя ей машину, телефон, деньги, убежище, адвокатов… Детско-родительские конфликты имеют место быть в абсолютно каждой семье на планете без исключения, но только махачкалинские семьи им не дают покоя», — говорит в своем видеообращении Алискеров.

Это видео к себе репостнули мать и сестра Заиры, несмотря на то, что блогер намекает на побег из дома из-за желания «шляться по ночам».

Вечером 9 января Заира всё-таки связалась со своей семьей. Она поговорила по видеосвязи со всеми родственниками и сказала, что хочет наладить с ними контакт.

«Мы всё обсудили, разъяснили все вопросы, и сейчас я думаю над этой ситуацией. Мне хочется домой, так как я скучаю, но и одновременно опасаюсь, что после моего возвращения ничего не поменяется или даже станет хуже», — рассказала Заира в видеообращении.

При этом теперь родители считают, что их дочь заставили выйти на связь правозащитники, чтобы «отвадить от себя подозрения».

Ночью 9 января СК SOS опубликовала новое заявление девушки, в котором она говорит, что думает над возвращением домой:

«Я добровольно ушла из дома, потому что мне не хотелось в будущем выходить замуж, мне также были неприятны шутки о замужестве. Мне не хватало [той] свободы, которую мне дают мои родители.

И я не хотела терпеть на себе рукоприкладство ни с чьей стороны. Я не связывалась с родственниками четыре месяца, потому что мне было страшно. Я знала, что они угрожали моим друзьям. Но вчера я с ними созвонилась. Мы долго говорили, и я думаю над возвращением домой, потому что мои родители пообещали, что не выдадут меня замуж и дадут мне ту свободу, которую я хотела. Я знаю, что многие девушки теряются после того, как возвращаются домой. Но я считаю, что мои родители и родственники мне не навредят».

Утром 10 января стало известно, что Заира вернулась домой. Об этом в социальных сетях написала ее старшая сестра. В своем посте она в очередной раз обвинила правозащитников в том, что те не давали Заире четыре месяца связаться с семьей и вернуться к ним.

Автор: Милана Очирова

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.