ПОРТРЕТ ЯВЛЕНИЯ-2024Общество

Химера суверенной сети

Сергей Голубицкий о том, как в 2024 году Рунет распался на народную и «антинародную» части

Химера суверенной сети

Церемония награждения национальной «Премии Рунета – 2024». Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»

Предлагаю для начала разобраться с терминологической схоластикой. Проблема в том, что объективно существует много разных «рунетов», и нам нужно с порога определиться, какие итоги мы собираемся подводить.

Самое распространенное представление: Рунет — это языковое пространство. Мол, если говорят на портале, форуме или в соцсети по-русски, значит, это Рунет и есть. Что, конечно, абсурд. Хотя бы потому, что подобное определение лишает термин практического содержания.

Если Рунет — это цифровая форма языка, то никакой эволюции у этой формы отдельно от самого языка быть не может. Раз так, то разговор об «итогах года» автоматически превращается в разговор о «властном новоязе» — всех этих уродливых аббревиатурах и прочих дикостях, которыми главначпупсы испокон веков любили насиловать русский язык.

Сама по себе тема, конечно, прикольная и открывает невиданные горизонты для сарказма (чего стоит одна лишь депутатская интенция «очистить» язык от иностранных влияний!), но что-то мне подсказывает, что редакция рассчитывала поговорить не об этом.

Еще одна сомнительная идея — идентифицировать Рунет по доменному признаку (*.ru, *.su, *.рф), то есть административно-технологически. Сомнительность идеи в ее непродуктивности: многие тысячи порталов, сосредоточенных на самой что ни на есть «русскости», размещаются в доменах зонах *.com, *.org, *.net и проч. и, следовательно, оказываются за пределами подобной идентификации.

По ходу дела хочу обратить внимание читателя на первый подводный камень. Те, кто умышленно или подсознательно протаскивает идею идентификации Рунета по его «родному» домену, загоняют этот сегмент мирового информационного пространства в рамки политических границ. То есть в юрисдикцию государства под названием РФ.

Вы ведь не сможете зарегистрировать домен *.ru не у российского доменного регистратора. Который, как все понимают, находится в абсолютном подчинении родного Левиафана — российской государевой воли.

Подводный камень идентификации Рунета по доменному признаку органично выводит нас на третью трактовку термина. Рунет — это территория русскоязычного интернета, которая находится во властной юрисдикции российского государства.

Полагаю, что как раз такой «Рунет» редакция «Новой-Европа» имела в виду, когда интересовалась итогами 2024 года, посему дальше мы будем вести речь о нем.

Но прежде чем погрузиться в подведение итогов Рунета как части российских политических реалий, помяну (из любви к академизму!) последнюю интерпретацию термина «Рунет».

Рунет рассматривают как территорию «русских вопросов». В этом случае любая часть мирового информационного пространства, в которой проявляется интерес ко всему, что связано с русскими культурой и цивилизацией, может считаться самым что ни на есть настоящим Рунетом.

Всероссийский чемпионат по компьютерному многоборью для москвичей старшего возраста. Фото: Сергей Киселев / Агентство «Москва»

Всероссийский чемпионат по компьютерному многоборью для москвичей старшего возраста. Фото: Сергей Киселев / Агентство «Москва»

Подобная интерпретация на первый взгляд может показаться фактурной и продуктивной. Однако она не просто ошибочна, но и порочна.

Ошибочность в том, что не существует ни одного способа вычленить Рунет как цифровой образ «русских вопросов» из мирового информационного пространства (пусть и только русскоязычного). В этом едином информационном пространстве «русские вопросы» живут совместно с «португальскими вопросами», «французскими вопросами», «малайскими вопросами» и т. д. Любая попытка расчленить эту универсальную цифровую материю обречена на провал.

Опаснее ошибочности представления о Рунете как о цифровом образе «русских вопросов» только его порочность. Порочность эта рождается из идеологической диверсии, известной всем как «русский мир».

Иными словами, если на каком-то русскоговорящем молдавском, украинском, казахстанском, латвийском, эстонском или французском форуме энергично обсуждают «русские вопросы», то эти форумы сразу же как бы становятся «нашим», «своим» Рунетом.

Не важно, что на этих форумах могут доминировать идеи, за которые в «кошерном» Рунете (том, что обретается в доменной зоне *.ru) лепят сегодня на потоке «трёшечки» и «пятерочки». Важно, что формально они принадлежат к «русскому миру», со всеми вытекающими из такого определения патерналистскими претензиями и самонаделенными полномочиями.

Интерпретация Рунета как планетарной территории «русских смыслов» — это не предмет академических дискуссий, а мощное оружие для гибридных войн.

Потрафив академизму, возвращаемся теперь к Рунету как российской государственной юрисдикции и посмотрим, что же такого необычного случилось там в уходящем году.

Если кратко, то в 2024-м в Рунете правили бал все те же дремучие тренды, заложенные в далеком 2008-м, когда российская власть взяла стратегический курс на цивилизационную автаркию.

Ключевое слово тут цивилизационная, потому как это ноу-хау путинизма. В истории человечества зафиксированы случаи автаркии экономической, которая использовалась государствами для защиты от внешнего давления, либо для милитаризации национальной экономики.

Церемония награждения национальной «Премии Рунета—2024». Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»

Церемония награждения национальной «Премии Рунета—2024». Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»

Современная РФ, однако, внешнеэкономические связи всеми силами пытается сохранить, зато уже 16 лет энергично реализует политику цивилизационного обособления под предлогом «культурной несовместимости с Западом». И тут перед нами возникает задачка похитрее диалектики Гегеля: с чего бы это?..

Необходимость сохранения внешнеэкономических связей лежит на поверхности, поскольку продиктована экономической несамодостаточностью РФ. А вот с «цивилизационной автаркией» выходит нестыковка, потому что идея построения такой автаркии — это оксюморон. Цивилизационная автаркия либо есть, либо ее нет. Привить, навязать или построить ее невозможно.

В норме народ никогда не культивирует свою инаковость, он ощущает ее внутри себя (если ощущает!) и органично выстраивает жизнь по собственным лекалам столетиями (а кто-то и тысячелетиями).

Лучший пример органичной цивилизационной автаркии — китайцы. Этот народ живет своей неповторимой обособленной жизнью и в самом Китае, и в любом государстве за пределами Поднебесной (вспоминаем последний посещенный нами Чайнатаун).

Если построение цивилизационной автаркии — оксюморон, то в чём тогда российское ноу-хау?

Как-то мне даже неловко это обсуждать: ноу-хау в том, что никто никакую «цивилизационную автаркию» на самом деле не строит.

В России под «защитой традиционных ценностей» камуфлируется банальное желание властных элит править вечно.

С учетом белыми нитками шитых «тайных смыслов» мы можем в лучшем случае говорить об автаркии идеологической. Тем более, что в истории России этот тренд звучит заезженной пластинкой: неужто кто-то забыл про сотворение уникальной исторической общности — homo soveticus, предыдущей идеологической автаркии, затянувшейся на 74 года?..

Я бы не жонглировал столь дотошно тонкостями российского самовыпиливания из внешнего мира, если бы они не имели прямого отношения к итогам-2024 в Рунете.

Ключевое слово для определения идеологической автаркии, рядящейся под цивилизационную уникальность ради сокрытия подлинной житейской интенции, — химера. Это же слово передает суть деструктивного зуда, который охватил Рунет последние годы.

Судите сами. Главный тренд 2024 в Рунете: запретить всё, что вредит «традиционным русским ценностям».

Здесь химерично всё, начиная с самих несуществующих традиционно русских ценностей. Потому что почитание традиций, нравственность, добропорядочность, приоритет семьи, уважение к старшим и проч. — это ценности равно японские, американские, французские, китайские и еще у сорок сороков наций и народов. Но это лишь начало химеры.

Химерично желание строить Рунет на базе феномена (Интернета), который является почти на 100% продуктом англосаксонской пассионарности со всеми её мессианскими замашками, — видимо, смертельно опасными для «русского духа».

Медиаэкран с трансляцией «Прямой линии» и большой пресс-конференции Владимира Путина. Фото: Василий Кузмиченок / Агентство «Москва»

Медиаэкран с трансляцией «Прямой линии» и большой пресс-конференции Владимира Путина. Фото: Василий Кузмиченок / Агентство «Москва»

Химерично бороться с «тлетворным влиянием Запада», используя коммуникационные протоколы, которые чуть менее чем на 100% не только основаны на запатентованных изобретениях этого проклятого Запада, но еще и реализованы на западном же оборудовании.

Предвижу наивное возражение: а как же Китай? Там тоже весь интернет построили американские корпорации. Поставили оборудование, настроили протоколы, наладили производство внутри страны. Даже Великий китайский файрволл для китайцев возвели ребята из Intel, IBM, Microsoft и Cisco.

Всё так. Американцы построили дом, в котором теперь живет китайский Джек. Отделенный от внешнего мира семью замками своего самодостаточного цифрового мира.

Ключевое слово здесь — самодостаточного! Китайцы живут в цифровом мире, который их полностью устраивает: свои поисковики, чат-мессенджеры, свои цифровые кошельки, социальные сети. Всё это есть и со всем этим им хорошо и комфортно. И всё это — на американском оборудовании, которое не только ранее поставляли, но и теперь продолжают поставлять. Причем с американских заводов, развернутых в самом Китае. И руководящей китайской компартии в страшном сне не приходит идея тыкать селедкой своей уникальной самобытности в харю американских «антитрадиционных ценностей».

Это потому, что китайский интернет, равно как и китайская цивилизационная автаркия — явления естественные и органичные. А не лицемерно химерические нарративы, призванные скрыть подлинные интенции.

Если кто-то думает, что химеричность российских деклараций не мешает воплощению в жизнь «новых веяний», то он трагически ошибается. Прямым следствием химеричности интенций является химеричность достижений.

Установка на запрет всего, что вредит «традиционным русским ценностям», на практике выражается в том, что по факту не запрещено ровным счетом ничего. Интенция, конечно, есть. Зато результата нет. Потемкинская деревня.

Весной 2024 в интервью «Радио Свобода» я позволил себе вольность пророчества, которое балансировало на грани шарлатанства (до того всё лежало на поверхности): обещал Мумину Шакирову, что до осени YouTube в Рунете «закроют». Когда я снова разговаривал с Мумином осенью, он искренне восхищался, что пророчество «сбылось» даже раньше, чем я планировал, — еще в августе.

О, да! Закрыли. И что? У кого-то, кто, находясь в РФ, испытывает жгучее желание посмотреть эфир заблокированного «Радио Свобода», возникают какие-то непреодолимые сложности? Вот уж воистину: не смешите наши випиэны!

Церемония награждения национальной «Премии Рунета—2024». Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»

Церемония награждения национальной «Премии Рунета—2024». Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»

Запретили то, запретили это. Одну «западную гадину» заDDOSсили, другую зароскомнадзорили. Объявили крестовый поход против VPN. Застращали Тима Кука так, что малодушный капиталист удалил из App Store десяток-другой раскрученных VPN-брендов.

И что? А ничего. У кого-то есть сложности с выбором из тысяч и тысяч оставшихся на рынке VPN-сервисов? YouTube по-прежнему недоступен? (Автор, очевидно, исходит из предположения о высокой технической грамотности пользователя Рунета, который действительно хочет получить доступ к «запрещенной информации».Прим. ред.) Провели на Северном Кавказе стопятьсотое учение по отключению глобальной сети и не подключили быстренько обратно?

Борьба с врагами «традиционно русских ценностей» ведется так, как только и можно бороться с химерой, а именно — методом громкой декларации и последующего тихого спуска на тормозах.

Мы только что сформулировали итоговый тренд Рунета 2024:

всё громогласно запретили, а потом всё тихо обратно запустили. Не потому, что кто-то там из властных смалодушничал, а потому что невозможно бороться с тем, чего нет.

И вот мы подходим к главному в разговоре об итогах Рунета в 2024 году. К главному подвоху, который коварно поджидает нас, притаившись в фундаменте описанной выше конструкции.

Все мои сентенции о химерах «русских традиционных ценностей», интерпретациях Рунета и безумии идеологической автаркии гроша ломанного не стоят, потому что отражают не действительность, а лишь мое (наше, читатель?) иллюзорное представление об этой действительности.

Уже в который раз в своей журналистской карьере я вынужден вернуться к вечной (и ненавистной из-за своей вездесущности!) теме. Теме «мозгов нации». Ну или «г**на нации», как сермяжил первый Ильич.

Снова и снова, скрепя сердце, вынужден констатировать: «мозги нации» видят только ту реальность, которую хотят (только и могут?) видеть.

Наша интеллигентская реальность не имеет отношения не только к самой реальности, но даже к той картине, которую выстраивает в своих головах российская власть. А все потому, что власть в РФ не интеллигентская, а народная! По крайней мере последние 107 лет.

Проблема всех наших «итогов» и выводов в ошибочной посылке, что российскую власть интересует картина мира в головах «мозгов нации». Ошибка в самом допущении, что российскую власть волнует, попадет ли в YouTube, запустит ли VPN, услышит-увидит ли «крамольный фейк» та жалкая пригоршня социально ничтожных «воинов света», коими мним себя мы, «жалкие очкарики», разметанные по миру либо жмущиеся внутри страны под плинтусом страха и молчания.

Открытие 26-го Российского интернет форума (РИФ-2022) в подмосковном пансионате «Лесные дали». Фото: Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

Открытие 26-го Российского интернет форума (РИФ-2022) в подмосковном пансионате «Лесные дали». Фото: Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

Народную российскую (советскую) власть мысли, желания, поступки и выводы «мозгов нации» никогда не интересовали, не интересуют, интересовать не будут. Поэтому всё, что мы тут возомнили про легкость обхождения запретов в Рунете, яйца выеденного не стоит.

Потому что единственный, до которого российской власти есть дело — его величество НАРОД, — будет поступать так, как он только и поступает последние 400 лет, — с пониманием! С пониманием желаний власти, которая, как известно, от Бога. По крайней мере верховный правитель — всегда и точно от него.

Посему главный реальный итог Рунета 2024 таков: народу сказали, что YouTube — это плохо и там честному любителю Родины делать нечего, и народ не будет ходить в YouTube, Facebook, Twitter, Discord! А будет ходить туда, куда ему сказали: в Rutube, VK Видео, Платформу, Яндекс Дзен, Nuum, «ВКонтакте».

Сказали: VPN — это зло! Значит, не вопрос, зло! Народная власть это знает, и только такая исторически выверенная реакция народа ее интересует.

Тут никаких осечек и сбоев не случается. Ни в 2024-м, ни в 2023-м, ни в 2022-м, ни в Рунете, ни в риаллайфе. А что там себе фантазируют, трафя чувству собственной значимости, «мозги нации», народную власть не интересует ни разу.

Подводим итоги.

Ключевой тренд Рунета-2024 — закручивание гаек вплоть до полного срыва резьбы. В пандан закручиванию во всей остальной жизни общества, не совпадающей с новой линией партии.

Эффективность закрутки высокая. На то есть 400 лет народного опыта и народного понимания, что перечить власти — себе дороже.

Доступ интеллигенции к свободной информации в Рунете никакого значения не имеет, потому что от этого доступа ровным счетом ничего в жизни страны измениться не может. Просто потому, что от интеллигенции ничего не зависит.

Если вспомнить, что я писал выше про идеологическую автаркию как камуфляж желания вечного сохранения власти, можно попытаться как-то пощадить чувства интеллигенции и похлопать ее (нас) по плечу: жизнь страны не зависит не только от «мозгов нации», но и от любого внутреннего субъекта.

Парадигма власти в РФ (именно парадигма, а не выдавливание одного властного клана другим) может измениться только в результате сокрушительного военного поражения либо резонансного разноса экономики.

С учетом сложившегося в мире status quo ни то, ни другое не случится. Посему грядущие тренды Рунета в 2025-м будут совпадать с итогами года 2024-го: цифровое пространство в доменной зоне *.ru будет и дальше очищаться от западного тлетвора, народ будет спокойно смотреть reels на разрешенных площадках, «мозги нации» будут играючи подключать VPN и заниматься самовозгоном в запрещенных YouTube, Twitter, Facebook и Discord.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.