Главнокомандующий ВСУ Александр Сырский в ноябре поставил задачу каждому командиру боевых воинских частей сформировать штатные подразделения рекрутинга. В Генштабе решили, что так командирам будет легче вербовать добровольцев, и таким образом они смогут доукомплектовать свои подразделения.
Как будет работать новая система рекрутинга, смогут ли малоизвестные бригады конкурировать с узнаваемыми и каковы шансы, что у ТЦК и СП (территориальных центров комплектования и социальной поддержки, аналогов военкоматов) полностью заберут функционал по набору людей в армию? Читайте в материале Hromadske, который с согласия коллег «Новая-Европа» публикует целиком.
«Бусификация» — распространенный в Украине неофициальный термин, которым описывают нарушения прав человека во время мобилизации. Главным образом — силовые методы задержания мужчин для дальнейшей отправки на фронт. Само слово произошло от народного обозначения микроавтобусов («бусик») и, соответственно, английского bus (автобус).
В начале декабря представитель омбудсмена Дмитрия Лубинца в Киеве и Киевской области Никита Козыренко заявил, что «бусификацию» в Украине почти полностью искоренили. Позже сам Лубинец подчеркнул, что «ни о какой победе и достижениях речь идти не может», и назвал слова своего подчиненного вырванными из контекста. Омбудсмен также заявил, что по его обращениям открыты дисциплинарные производства и уголовные дела в нескольких регионах.
Российские власти, которые уже почти три года ведут полномасштабную войну против Украины, постоянно нарушают права граждан. Сейчас мобилизация в РФ носит «ползучий» характер. «Новая газета Европа» подробно рассказывает о том, как россиян призывают на фронт, и о том, как можно избежать отправки в армию.
Эйчары по-армейски
За рекрутинг в воинских частях ранее отвечала структура морально-психологического обеспечения. Одни и те же люди искали потенциальных рекрутеров, награждали военнослужащих, расследовали нарушения дисциплины и следили за психическим здоровьем армейцев.
«Сегодня кто-то 100 грамм выпил, кто-то кого-то, может, побил, а кому-то надо звание Героя выписывать. Когда ему этот рекрутинг делать, неясно. Это наша стандартная практика.
У тебя есть 24 часа в сутки, можешь еще себе 25-й час организовать и в этот час делать рекрутинг»,
— подчеркивает военный эксперт Павел Нарожный.
В рекрутинговом агентстве Lobby X отмечали недовольство граждан, пытавшихся устроиться на работу в ВСУ, потому что не всегда получали обратную связь от бригад. «Это же, в частности, обусловлено тем, что люди, которые занимаются со стороны воинских частей этой работой, делают ее в свободное от основных обязанностей время», — говорит руководитель агентства Владислав Грезев.
Теперь же в каждой боевой части должно появиться свое подразделение рекрутинга. По информации источника Hromadske в Генштабе, бригадам была поставлена задача выполнить приказ Сырского до конца этого года.
Причем должен быть не один рекрутер, а группа от 3 до 7 человек в зависимости от численности бригады, сообщил наш собеседник. Он считает, что выделить такое количество каждый командир бригады «может себе позволить».
Сейчас самой успешной в рекрутинге является Третья отдельная штурмовая бригада. 70–80% военных сегодня — это добровольцы, которые пришли через рекрутинг или сами выбрали бригаду в учебном центре и проходили отдельный отбор, рассказал Hromadske руководитель Киевского рекрутингового центра этой бригады Владимир Давидюк.
Но большинство боевых частей все еще ждут помощи ТЦК и СП. В 81 отдельной аэромобильной бригаде рекрутинговый центр создали относительно недавно, поэтому люди к ним поступают в основном через территориальные центры комплектования, рассказала Hromadske пресс-секретарь Валерия Скорик.
Поддержать независимую журналистику![expand](/ic_expand_triangle_24dp.svg)
А вот 93 отдельная механизированная бригада «Холодный Яр» занимается рекрутингом уже около 10 месяцев. Здесь главные сержанты подразделений сами для себя набирают людей. Командиры видят, кого берут, а добровольцы понимают, под чьим руководством будут работать.
«Они у нас едут на ротационной основе. Поехали на месяц, отработали и вернулись обратно в район. И так оно и будет происходить, потому что
трудно провести рекрутинг человеку, который не был на поле боя, который не знает, что это такое»,
— говорит Иван Буряк.
![Сотрудники пункта набора в украинскую армию в Запорожье, 19 марта 2024 года. Фото: Valentyn Ogirenko / Reuters / Scanpix / LETA](https://novayagazeta.eu/static/records/4d879467c34e451c8d0b3745b5cdf65c.jpeg)
Сотрудники пункта набора в украинскую армию в Запорожье, 19 марта 2024 года. Фото: Valentyn Ogirenko / Reuters / Scanpix / LETA
Билборды сами себя не оплатят
Во всех бригадах, с которыми общалось Hromadske, приказ о штатных рекрутерах оценивают положительно. Другой вопрос: как малоизвестным боевым частям привлекать к себе людей.
«Будет конкуренция между подразделениями. Конкуренция обязательно породит качество — как самой работы рекрутинга, так и работы в воинских частях по отношению к людям. Потому что популизмом, фотографиями и видео ты не всегда затянешь людей. Надо еще затягивать (имеется в виду агитировать. — Прим. ред.) своими действиями и правдивостью своих слов», — считает Иван Буряк.
Эксперт Павел Нарожный предполагает, что для штатных рекрутеров могут установить KPI, сколько людей они должны привлечь в свои бригады за определенный срок — неделю или месяц. И бригады будут вынуждены конкурировать между собой.
«И вот человек ехал в Центр рекрутинга, по дороге увидел 25 билбордов Третьей штурмовой, 5 билбордов Пятой штурмовой, а, например, Тридцать второй ОМБр не увидел, потому что их нет. Он приезжает и говорит: «Ну, я такой бригады не знаю». А люди ведь нужны во всех бригадах», — говорит Нарожный.
Владислав Грезев отмечает: каждая бригада должна лучше работать над медийной частью, развивать свои пресс-службы. По его словам, важно «подсвечивать» командиров, показывать их сильные стороны, раскрывать культуру, обычаи, традиции в бригаде, специфику работы. Этому будущих штатных рекрутеров будут учить.
Но на успешную рекламную кампанию по рекрутингу нужны деньги. Где их взять? Военный эксперт и основатель благотворительной организации не знает ответа на этот вопрос:
«Я не представляю себе ситуации, когда ко мне придет комбриг какой-то бригады и попросит предоставить 5 млн гривен на проведение кампании рекрутинга. У нас нет этих денег.
У меня стоят заявки на зарядные и радиостанции. А если я сделаю сбор в интернете и скажу, что нам нужно собрать 5 млн на рекламу рекрутинга, никто на это денег не даст. Это совершенно нереально собрать» — добавил Нарожный.
Собеседник Hromadske в Генштабе ВСУ отмечает: каждый командир бригады, который будет создавать подразделение рекрутинга, получит отдельное юридическое лицо и собственный финансовый счет. Искать средства командиры смогут «разными способами, не запрещенными законодательством».
В Вооруженных силах также есть отдельная программа, предусматривающая расходы на агитационные мероприятия. Если раньше средства направлялись только на центры рекрутинга и территориальные центры комплектования, то теперь, по данным Hromadske, их получат и подразделения рекрутинга воинских частей.
![Реклама с призывом вступать на службу в Одессе, 6 апреля 2023 года. Фото: Nina Liashonok / Ukrinform / Zuma Press Wire / Splash News / Vida Press](https://novayagazeta.eu/static/records/c3a851f834e241178a1f8dd6b7d05cc5.jpeg)
Реклама с призывом вступать на службу в Одессе, 6 апреля 2023 года. Фото: Nina Liashonok / Ukrinform / Zuma Press Wire / Splash News / Vida Press
Заглянуть в глаза будущему командиру
«Рекрутер — отдельная профессия определенная специальность, этому тоже нужно учиться», — говорит уполномоченный Минобороны по рекрутингу Алексей Бежевец.
Он отмечает, что сейчас заканчивают разрабатывать методические рекомендации по поводу того, как искать людей, проводить собеседования, как взаимодействовать с кандидатами онлайн и тому подобное.
«У рекрутера не просто должны быть коммуникационные способности, а еще и опыт. Человек должен классно ориентироваться в Вооруженных силах или в Силах обороны в целом: где, кто, чем занимается, какая специфика той или иной должности и как это выглядит на практике.
Не просто как это прописано в уставах, а чем реально занимается человек с утра до ночи на той или иной должности, чтобы объяснить это добровольцу»,
— подчеркивает Бежевец.
Владислав Грезев из Lobbi X считает, что рекрутеры должны быть коммуникабельными, мультизадачными, уметь найти подход к любым людям и решать сложные задания. Опыт работы в сфере подбора персонала был бы плюсом.
По мнению пресс-секретаря 81 бригады Валерии Скорик, идеальный рекрутер — человек с боевым опытом, ранее служивший в боевом подразделении. Потому что военные, служащие в бригаде от года, хорошо знают начальников служб, командиров подразделений и специфику работы.
![Новобранцы на учебном полигоне в Харьковской области, 14 ноября 2024 года. Фото: Sergey Bobok / AFP / Scanpix / LETA](https://novayagazeta.eu/static/records/651a80c136094a6e9ed48deaaf604b44.jpeg)
Новобранцы на учебном полигоне в Харьковской области, 14 ноября 2024 года. Фото: Sergey Bobok / AFP / Scanpix / LETA
Работникам ТЦК пора писать рапорты?
Рекрутинг действительно работает, и это отмечают как в Генштабе, так и в бригадах. Но в то же время количество мобилизованных через центры комплектования пока значительно выше.
Военный эксперт Павел Нарожный уверен: рекрутинг все равно не даст нужного количества мобилизованных, ведь не все желают идти в армию. Поэтому повестки и принудительная мобилизация останутся.
Сержант Иван Буряк из 93 бригады уверен, что рекрутинг мог бы полностью перенять на себя функционал по набору людей в армию, а другие функции ТЦК и СП могли бы осуществлять в ЦПАУ. Но для этого есть одно важное условие.
«Когда люди осознают, что если они не пойдут, то у них не будет тех или иных возможностей в гражданской жизни, тогда рекрутинг себя полностью сможет заменить. И это будет здоровая конкуренция, когда люди сами будут искать, к кому хотят присоединиться», — подытожил Буряк.
Автор: Виктория Коломиец
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».