С 7 по 14 октября 2024 года пройдет объявление лауреатов Нобелевской премии. Организация Clarivate уже не первое десятилетие составляет собственный рейтинг Citation Laureates, в который попадают возможные получатели престижной награды. В этом году в него вошли исследователи мозга, квантовых алгоритмов и даже представители Google DeepMind.
История появления рейтинга
Впервые список Thomson Reuters Citation Laureates опубликовали в 1989 году. Его составляли сотрудники научного подразделения информационного агентства Thomson Reuters Дэвид Пендлбери и доктор Юджин Гарфилд — основатель Института научной информации (ISI). Они разработали собственную методологию для повышения точности прогнозов. Гарфилд на протяжении многих лет изучал корреляцию между высокой частотой цитирования и получением престижных премий, особенно Нобелевской, а Пендлбери предложил анализировать только самые цитируемые научные статьи.
В октябре 2016 года Thomson Reuters Intellectual Property and Science Business выкупили компании Onex Corporation и Baring Private Equity Asia. Новую независимую компанию назвали Clarivate Analytics. Она фокусируется на научных и академических исследованиях, патентной аналитике и нормативных стандартах, защите товарных знаков, фармацевтических и биотехнологических инсайтах, а также управлении интеллектуальной собственностью.
Как формируется рейтинг
Выбор лауреатов начинается с изучения самых цитируемых статей на Web of Science — собственной аналитической платформе компании с информацией о ведущих международных публикациях и изданиях. Она полностью индексирует контент научных материалов, опубликованных за последние 120 лет. В Clarivate, как правило, оценивают публикации с 1970 года по настоящее время, а фокусируются на статьях, размещенных за последние 20–30 лет. Этот временной интервал выбирают, поскольку лауреатов отмечают Нобелевской премией уже спустя некоторое время после совершенного открытия или прорыва, убедившись, что их вклад действительно оказал значительное влияние на развитие той или иной области науки.
Из-за требований к цитируемости Clarivate изучает лишь 0,01% всех материалов с Web of Science — это около 8700 статей из 61 млн, опубликованных с 1970 года.
При этом, как правило, отбираются материалы, которые были процитированы от 2000 раз.
Помимо количества ссылок, процесс отбора учитывает, были ли авторы статей основными первооткрывателями или же теми, кто продолжал работу пионеров, так как первые получают приоритет при получении Нобелевской премии. Кроме того, в Clarivate проверяют, получали ли исследователи международные или национальные награды.
Прошлогодний Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине Каталин Карико выступает на Неделе Нобелевской премии в Стокгольме, Швеция, 7 декабря 2023 года. Фото: Szilard Koszticsak / EPA-EFE
Аналитики также пытаются спрогнозировать, может ли Нобелевский комитет признать то или иное достижение заслуживающим награды, учитывая его особое внимание к некоторым типам открытий: например, к тем, которые перевернули давно устоявшуюся парадигму.
Наконец, в Clarivate анализируют последние Нобелевские премии, чтобы понять, какие темы могут получить развитие в течение следующих нескольких лет.
По крайней мере один человек из списка лауреатов цитирования Thomson Reuters получал Нобелевскую премию каждый год с 1989 года, за исключением 1993 и 1996 годов. С 2002 по 2024 год в число Нобелевских лауреатов из рейтингов вошли в общей сложности 75 человек.
С кем Clarivate угадала
Clarivate практически каждый год верно угадывает хотя бы одного кандидата Нобелевской премии. Вот лишь некоторые участники списка, которые в итоге получили награду Нобелевского комитета:
Константин Новоселов — физик российского происхождения, научный сотрудник Королевского общества и кафедры физики конденсированных сред в Манчестерском университете. В 2010 году он получил Нобелевскую премию по физике «за революционные эксперименты, исследующие двумерное вещество графен». Ученый смог продемонстрировать, что однослойный углерод обладает исключительными свойствами, которые проистекают из мира квантовой физики.
Дженнифер Даудна — американский биохимик и генетик, одна из создательниц технологии редактирования генома CRISPR-Cas9. Получила Нобелевскую премию по химии в 2020 году за разработку метода редактирования генома. Даудна одной из первых предположила, что механизм CRISPR/Cas9 может использоваться для запрограммированного редактирования генов.
Пол Кругман — журналист, писатель и профессор Принстонского университета США. В 2008 году он получил премию за анализ торговых моделей и мест расположения экономической активности. Теория Кругмана объясняет влияние глобализации и свободной торговли на мировую экономику. Она основывается на тезисе, что затраты на производство многих товаров можно снизить при больших объемах производства, поэтому продукция для местного рынка постепенно вытесняется масштабным производством для мирового.
Мартин Эванс — британский генетик, профессор Кардиффского Университета, который разработал методы выращивания эмбриональных стволовых клеток мышей и смог вывести трансгенных мышей. В 2007 году получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за открытие принципов введения специфических генных модификаций у мышей с использованием эмбриональных стволовых клеток».
Представитель компании Clarivate Analytics Ирина Тихонкова на восьмой украинской Викиконференции, Киев, 24 августа 2018. Фото: Сергій Петров (CC BY-SA 4.0) / Wikimedia
Кто попал в рейтинг 2024 года
В сентябре 2024 года Clarivate представила список возможных лауреатов Нобелевской премии. В него вошли 22 исследователя из шести стран, которые внесли значительный вклад в развитие ключевых областей, включая чистую энергетику, нанотехнологии, квантовые вычисления и других.
В этом году 11 фаворитов Clarivate — из США, шесть — из Великобритании, двое — из Швейцарии и по одному из Германии, Израиля и Японии. Вот некоторые из них:
- Джонатан С. Коэн — заслуженный профессор кафедры исследований питания человека в Юго-Западном медицинском центре Техасского университета. Коэн организовал лабораторию, специализирующуюся на изучении генетических причин метаболических нарушений работы внутренних органов, в частности сердца и печени. Вместе со своим партнером, Хелен Х. Хоббс, профессором внутренней медицины и молекулярной генетики в Юго-Западном медицинском центре Техасского университета, Коэн смог идентифицировать гены, которые играют важную роль в метаболизме жиров, холестерина и триглицеридов. Лаборатория Коэна смогла продемонстрировать, что мутации продукта гена человека PCSK9 связаны с низким уровнем холестерина в плазме крови и обеспечивают защиту от ишемической болезни сердца. Кроме того, лаборатория выявила генетическую причину развития жировой болезни печени у людей. Все эти открытия привели к созданию новых препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. По мнению аналитиков из Clarivate, Коэн может претендовать на Нобелевскую премию по физиологии и медицине за открытие липидного метаболизма;
- Дэвид Дойч — приглашенный профессор физики в Центре квантовых вычислений Лаборатории Кларендона и почетный член колледжа Вольфсона в Оксфордском университете. Он стал одним из пионеров в области квантовых вычислений. В 1992 году Дойч совместно с австралийским математиком Ричардом Йожей предложил один из первых квантовых алгоритмов. В 1997 году Дойч опубликовал книгу «Структура реальности: Наука параллельных вселенных», в которой описал логику квантовой механики и ее значение в понимании реальности. Физик также выдвинул гипотезу мультивселенной, где каждый сценарий разыгрывается в соответствии с многомировой интерпретацией квантовой физики. В этой мультивселенной есть два вида событий: классические, которые ограничены одной вселенной (или бесконечным набором идентичных вселенных), и квантово-механические события, которые распределены по большому количеству почти идентичных вселенных. Дойч считает, что все эти вселенные можно визуализировать с помощью теории вычислений, созданной Аланом Тьюрингом. В 2011 году вышла вторая книга Дойча «Начало бесконечности», которая развивает эти идеи. В ней автор представил свою объяснительную теорию, суть которой заключается в том, что цель науки — не предсказание развития событий, а их объяснение. Ученый утверждает, что сбывшееся предсказание становится результатом правильного объяснения, а благодаря совершенствованию теорий люди учатся лучше понимать мир. Дойч может получить Нобелевскую премию по физике за революционный вклад в квантовые алгоритмы и вычисления;
Дэвид Дойч. Фото: www.daviddeutsch.org.uk
- Демис Хассабис — генеральный директор и соучредитель Google DeepMind, исследователь искусственного интеллекта, нейробиолог, разработчик компьютерных игр. Его компания DeepMind добилась ряда значительных достижений в области создания самообучающихся нейронных сетей, самыми известными из которых стали AlphaGo, AlphaZero и AlphaStar. В 2020 году алгоритм AlphaFold компании смог решить 50-летнюю задачу фолдинга белка. Исследователи искали возможность предсказать трехмерную структуру белка, основываясь исключительно на его одномерной аминокислотной последовательности. Однако проблема заключалась в том, что белок может спонтанно свернуться множеством способов. AlphaFold дает надежные прогнозы базовой физической структуры белка за считанные дни. Алгоритм уже применили для предсказания нескольких белковых структур вируса SARS-CoV-2. Теперь исходный код алгоритма открыт для всех исследователей. В 2024 году вышла версия AlphaFold 3, которая моделирует взаимодействия ДНК и РНК, что важно для будущего открытия лекарств и их быстрого вывода на рынок. Хассабис претендует на Нобелевскую премию по химии за вклад в прогнозирование и проектирование трехмерных структур и функций белков;
- Кадзунари Домэн — профессор Токийского Университета и сотрудник Исследовательской инициативы по супраматериалам Университета Синсю. Исследователь изучает химию материалов с акцентом на динамику поверхностных химических реакций, а также фотокатализ (ускорение химической реакции при воздействии света). Он занимается разработкой фотокатализаторов для расщепления воды и создания потребительских систем производства водорода. В частности, Домэн разработал полупрозрачный фотоанод из нитрида тантала для эффективного расщепления воды под воздействием солнца. Кроме того, он разработал специальные фотокаталитические порошки, которые позволяют расщеплять воду на водород и кислород даже в условиях низкой освещенности и полной темноты. Домэн претендует на Нобелевскую премию по химии за фундаментальные исследования фотокатализаторов для расщепления воды и создания солнечных систем производства водорода;
- Парта Дасгупта — почетный профессор экономического факультета Кембриджского университета, член Британской академии и Королевского общества. Исследователь изучает экономику ресурсов, проблемы бедности и голода, социальный капитал и технологическое развитие более 40 лет. Он опубликовал ряд работ, посвященных развитию экономики с точки зрения взаимосвязи населения, потребления и биосферы, а также несколько книг: «Контроль ресурсов», «Исследование благосостояния и нищеты», «Человеческое благополучие и природная среда» и «Экономика: очень краткое введение». Исследователь разработал концепцию «инклюзивного богатства» как меры человеческого благополучия и помог основать Южноазиатскую сеть по развитию и экономике окружающей среды (SANDEE), которая проводит семинары по экологической экономике для молодых экономистов из Бангладеша, Бутана, Индии, Непала, Пакистана и Шри-Ланки. Также он участвовал в запуске журнала Environmental and Development Economics, чтобы дать возможность экономистам из Азии, Африки и Латинской Америки публиковать свои исследования на Западе. Дасгупта рассматривает экономику роста и бедности, подчеркивая, что она связана с природными ресурсами и зависит от них. Ученый претендует на Нобелевскую премию по экономике за интеграцию природы и ее ресурсов в экономику человека;
- Паоло Мауро — директор Департамента экономических и рыночных исследований Международной финансовой корпорации в Вашингтоне. Мауро работал в Международном валютном фонде в течение 20 лет, в том числе на руководящих должностях в отделах исследований, фискальных вопросов и Африки. Его исследования сосредоточены на фискальной политике и росте в странах с формирующейся рыночной экономикой. Он является одним из самых цитируемых автором по широкому кругу тем, включая коррупцию, ценообразование суверенных облигаций, переосмысление макроэкономики и другие. Кроме того, экономист выступил соавтором трех книг: «World on the Move: Consumption Patterns in a More Equal Global Economy», «Emerging Markets and Financial Globalization» и «Chipping Away at Public Debt». Мауро претендует на Нобелевскую премию по экономике за эмпирические исследования влияния коррупции на инвестиции и экономический рост.
Паоло Мауро. Фото: piie.com
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».