С 1-го сентября в российских школах должен был появиться факультативный предмет «Семьеведение» — курс по прививанию детям ценностей семьи. Программа рассчитана на 6 классов: с 5-го по 11-й. Пока с новым предметом ничего не понятно: в некоторых школах он уже преподается, в других — нет ни плана занятий, ни понимания, когда они начнутся и начнутся ли вообще.
«Новая-Европа» разбирается, что сейчас происходит с «Семьеведением», и вспоминает, как мы вообще дошли до той точки, когда «традиционные семейные ценности» становятся частью школьной программы.
Кодекс счастливой семьи
В 2024 году в российских школах появился предмет «Семьеведение» — по крайней мере, в некоторых. Рабочая программа курса так описывает его задачи:
«Целью курса является введение молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия».
Длина курса — 34 часа. Предмет необязательный и должен преподаваться в формате внеурочной деятельности — как и «Разговоры о важном», то есть оценок и экзаменов по нему не будет. Единой методички нет: предполагается, что в каждой школе учитель сам будет решать, как именно выстраивать урок. Но общие темы обозначены в программе:
«Человек и общество» — в рамках этого блока школьникам расскажут, как и для чего создают семью.
«Мои родственники, похожие и разные» — раздел поможет изучить историю семьи и понять ценность отношений с родителями, бабушками и дедушками.
«О семейном уюте и не только» — о домашнем хозяйстве.
«Важней всего погода в доме» — об атмосфере в семье.
«Современная семья и ее право» — о семейном законодательстве.
Некоторые школы отчитываются, что предмет уже начался. На сайте «Урмарской СОШ им. Г. Е. Егорова» Чувашской республики говорится, что 11 сентября прошел первый урок среди десятиклассников. «Урок прошел в форме дискуссии, — сообщает администрация. — С обучающимися обсудили тему “Как и для чего создаются семьи”. На основе презентации провели беседу о том, какими были семьи в различные исторические эпохи, рассмотрели духовно-нравственные ценности семьи. Посмотрели и проанализировали репродукции картин известных художников, посвященных семье в разные исторические эпохи».
В официальном сообщении отмечено, что школьники уделили особое внимание обсуждению «труда на земле», «ведь только в трудолюбивой семье можно было вырастить настоящего человека, любящего свой народ».
На сайте другой чувашской школы рассказывается, что школьники составили «кодекс счастливой семьи». Первый урок, посвященный созданию семьи, прошел и в нескольких чебоксарских школах.
Владимир Путин проводит открытый урок «Разговор о важном» в школе в Кызыле, Тыва, Россия, 2 сентября 2024 года. Фото: Вячеслав Прокофьев / Спутник / EPA-EFE
В других школах пока непонятно, когда начнется «Семьеведение». Ученики 57-й и 91-й школ рассказали «Новой-Европа», что пока такого предмета у них в программе нет и никто из учителей не обсуждал с ними его введение. Преподавательница другой московской школы, пожелавшая остаться анонимной, рассказала, что в их школе «Семьеведение», видимо, в этом году не будет вообще. «Может быть, в следующем», — сказал на педсовете директор школы.
Добровольно-принудительное православие
Первой попыткой введения в школьную программу так называемых традиционных ценностей стал предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который появился в качестве эксперимента в нескольких российских регионах в 2010 году. Учебник по этому предмету тогда подвергся критике со стороны многих.
«Учебник содержит многочисленные признаки грубого нарушения Конституции РФ в части двух статей: статьи №14, объявляющей РФ светским государством, и статьи №13, запрещающей навязывание какой-либо идеологии, — писал заведующий кафедрой философии исламского мира в институте философии РАН Андрей Смирнов. — Учебник агрессивно, в миссионерском ключе грубо навязывает ученикам определенную религиозную идеологию, открыто враждебную светскому государству».
В 2012 предмет ввели во всех школах. Он состоит из шести модулей по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».
На практике родители учеников часто сталкивались с тем, что выбора нет: администрации школ заранее ставили на бланках галочку напротив «Основ православной культуры».
«Дело в том, что в этом году дочь перешла в 4 класс и у них ввели курс “основы религиозных культур и светской этики”, — жаловались родители на одном из форумов. — Первого сентября дочь принесла домой бумажку, в которой написано “выберите курс из предложенных и впишите название”. Я выбираю светскую этику, но ребенок говорит мне: “Учительница сказала выбирать православную культуру”. На следующий день бумажку мне возвращают, а моя запись “светская этика” перечеркнута красной ручкой и написано “православная культура”. Как ошибку в тетрадке исправила, честное слово. Только двойки не хватает.
В ответ я пишу, что, мол, по закону номер такой-то имею право выбрать любой вариант, и выбираю именно светскую этику, баста.
Ну раз так, то покупайте сами учебник, сами учите и сдавайте, учителей нет, отвечают мне. Ну ок. Но ребенок при этом сидит на уроке православной культуры со всеми (что выяснилось случайно). “Как же я одну ее отпущу куда-то, пусть даже в школьную библиотеку или столовую, вдруг с ней что-то случится”».
Фотографии учебника нравственных основ семейной жизни по предмету «семьеведение». Фото: Андрей Кураев / LiveJournal
Таких примеров много. Мама другого ученика пишет: в их школе сказали, что преподавать будут то, что выберет большая часть класса. Большинство проголосовало за «Основы православия».
«Когда нам внезапно ввели “Основы православной культуры”, бунтовали родители, чьи дети были, например, мусульмане, — вспоминает школьник Игорь. — У нас были дети других национальностей: татары, таджики. Еще бунтовали родители атеистов, потому что их дети внезапно должны были сидеть 45 минут на обязательном предмете, когда они вообще не исповедуют никакой религии».
Наука о нравственности и девственности
Параллельно с изучением религии периодически возникали дискуссии о необходимости преподавать школьникам «Семьеведение». В 2016 году идею такого предмета продвигал уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.
В 2017 году в школах 60 регионов ввели факультативный предмет «Нравственные основы семейной жизни» — для старшеклассников. Этот курс был разработан священником Дмитрием Моисеевым и монахиней Ниной Крыгиной с целью «ввести старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и подготовить их к созданию крепкой и счастливой семьи».
Пособие Моисеева и Крыгиной вызвало множество вопросов. Например, согласно программе Юровской школы в Костромской области, после окончания курса ученики должны были «твердо стоять в православной вере», знать историю святых семей и различать «добрачный и предбрачный» этапы отношений. Тема сексуального просвещения в учебнике практически не поднималась, а средства контрацепции авторы упоминали лишь вскользь, отмечая, что они «убивают любовь и делают ее бесплодной и мнимой». Зато в пособии есть, например, глава под названием «Наука о девственности», которая пропагандирует воздержание.
В этом же тексте заявляется, что у мужчин «умственный диапазон» шире, чем у женщин.
Фотографии учебника нравственных основ семейной жизни по предмету «семьеведение». Фото: Андрей Кураев / LiveJournal
Курс так и не стал обязательным, но от идеи не отказались: в 2021-м «Семьеведение» стало частью программы по обществознанию. По словам председательницы «Союза православных женщин» Наталья Дмитриевская, изменение в программе положительно повлияло на самарских школьников: «Ситуация улучшилась. В Самаре среди десятиклассников число не желающих создать семью сократилось в два раза. Число желающих создать многодетную семью увеличилось более чем в два раза. Число желающих вступить в брак раз и на всю жизнь увеличилось с 49% до 85%».
Откуда берутся дети?
В 2024 году «Семьеведение» наконец стало отдельным предметом. Кроме проблем с очевидной идеологической ангажированностью, к предмету можно предъявить те же претензии, что и к его предшественникам. Так, в программе нет ничего о средствах контрацепции или заболеваниях, передающихся половым путем.
«Это плохо по множеству причин, — прокомментировала “Настоящему времени” психолог Татьяна Чувилькова. — Если ребенок не узнает из нормальных источников про анатомию, про физиологию, про то, откуда дети берутся, про собственное здоровье, про телесные границы, он может узнать об этом неизвестно где, и невозможно проконтролировать содержание этой информации».
Учителя тоже не рады. В канале «Педагоги России» под постом с выложенной программой «Семьеведение» они пишут:
«То есть классным руководителям сейчас еще кроме классного часа, уроков о важном и профориентации добавят час на Семьеведение???»
«Будем молчать, каждый год будут придумывать для нас бесплатные новшества» (орфография и пунктуация сохранены. — Прим.ред.).
«Если какая-то организация говорит нам, чем именно является семья, то это уже фашизм, — считает педагог Дима Зицер. — И это не слишком сильное слово».
Занятие по «семьеведению» в одной из школ. Фото: Андрей Кураев / LiveJournal
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».