КарикатураКультура

Парад шаманов

Худшая музыка эпохи «СВО»

Парад шаманов

Митинг против блокировки аккаунтов российских пользователей YouTube перед посольством США в Москве, Россия, 19 июля 2024 года. Фото: Максим Шипенков / EPA-EFE

Пиар-успехи заслуженного артиста России, выступающего под псевдонимом Shaman и дающего концерты перед посольством США в Москве, впечатляют. Куда ни посмотри — именно его лицо, его униформа и его композиции ассоциируются с новой государственной провоенной пропагандой. Оппозиционная пресса пишет про него колонки, а завистливая «патриотическая» молодежь ищет альтернативы. Хотя, по славящимся своей достоверностью сообщениям пресс-секретаря Путина, сам Владимир Путин «едва ли глубоко знаком с творчеством певца» (очевидно, правитель слушает песни исключительно народных артистов, а до этого звания Ярославу Дронову не хватает участия в санкционных списках еще пары стран).

Пока тот самый канонический Shaman уверенно идет к ушам президента, мы решили обратить внимание на ряд других, не менее знаковых шаманов новой русской эстрады, незаслуженно оставшихся на периферии внимания. С основной версией они, конечно, не сравнятся, но послушать их треки, если будет исследовательское настроение, стоит — это важные артефакты эпохи.

Шаман плоскоземельный

Юрий Лоза — «Ребята воюют»

Критик Гагарина, Led Zeppelin и Rolling Stones (в программе Захара Прилепина), в качестве извинений предлагавший Мику Джаггеру спеть «Плот», свой патриотический хит выпустил быстро — 9 мая 2022 года. Невыразительное сопровождение заунывного вокала и лирики в стиле «воюют, себя отдавая, / и кровью пропитаны рвы / бывает, ребят убивают, / и полнится перечень вечно живых» кое-как спасает только визуальный ряд: начинается БТРами и крестным ходом, продолжается кадром старта ракеты (на строчку «от пуль нашу жизнь заслоня»), затем — портретами погибших на разных войнах солдат. Монтажные переходы осуществляются крестообразно. Плоскость Земли, в которую верит Лоза, никакого выражения не находит — а какой мог бы получиться поэтический спор с «Мы вращаем Землю…» Владимира Высоцкого!

Шаман в юбке

Татьяна Картукова — «Матушка»

Мягкий патриотический хит, в котором милая девушка в платке на светлом фоне исполняет оммаж народной песни. Сам по себе из 2024 года он даже не выглядит людоедским (для нашей подборки — огромное достижение). Кроме строчек «для меня святая Русь, для других — занозонька», политической конъюнктуры в нем не найти. Все решает контекст: появление клипа 24 марта 2022 года и бесконечное количество рилзов, где на песню положены кадры с военными, «утро жены военного», получение звания «мать-героиня» по указу Путина и так далее. Обозначение исполнительницы как «Шамана в юбке» придумали не мы: так ее действительно величают. Например, вот в этом интервью, где в ответ на комплимент девушка отвечает странно: «Я не Шаман, а он не в юбке». По обоим пунктам хочется добавить: пока.

Шаман мятежный 

Аким Апачев — «Лето и арбалеты»

По словам автора, после мятежа Пригожина эту песню, написанную про ЧВК «Вагнер», никто не запрещал, хотя «исполнить ее на Первом канале» невозможно — но борется с ней не Константин Эрнст, а «наш противник, западный мир». На уточняющий вопрос Ксении Собчак, а есть ли смысл «ее сейчас петь, когда ясно, что никакие «вагнера» не подъедут», упитанный исполнитель бросается в объяснения, что «вагнера» ныне всюду, да и Пригожин сам жив, вероятно, и еще вернется, и вот тогда… Сама композиция, удаленная с ютуба, но доступная на других платформах, представляет некоторый интерес: в ней есть энергия и ритм, а неочевидное сочетание «лето» и «арбалеты» (казалось бы, при чем тут арбалеты? Пояснения автора, что он вдохновлялся Твардовским, еще больше запутывают ситуацию, если только это не отсылка к «Тёркину на том свете») продолжается «танцами» «ихтамнетов» «под звон монеты». «Вагнеров» лирический герой сравнивает со «спартанцами», «партизанами» и «монахами-скитальцами» и перечисляет места сражений — от Триполи до Бенгази, Пальмиры и Донбасса. Бахмут в оригинальной версии 2021 года не упомянут, там что ждем расширенную версию.

Шаман шансоновый 

Вика Цыганова — «Вагнер»

Продолжим тему ЧВК «Вагнер», благо в песенной культуре она нашла богатое отражение. Певица, ставшая мемом после интервью с Юрием Дудем, также является гордой обладательницей звания «Заслуженная артистка республики Тыва». Если знать о нежных отношениях Сергея Шойгу с родным краем, исполнение Цыгановой песни в поддержку вагнеров, конечно, могло быть расценено в Минобороны личным предательством. Не случайно сама исполнительница разумно поспешила заявить, что Пригожин ей никогда и не нравился. Сам же Пригожин использовал песни Цыгановой «как приманку для противника». Из лирических подробностей текста, пожалуй, интерес представляет только определение «Вагнера» как русского ЧВК.

Шаман ленинградский 

Сергей Шнуров — «Повар»

Трио эпосов о «Вагнере» завершим песней самого Сергея Шнурова (и его песенной группировки «Ленинград»). Это, пожалуй, самая интересная из композиций — причем не только исполнением, но и собственной историей. Эта песня написана в средневековой, если даже не сказать античной, манере — исключительно для ушей заказчика. Легенда гласит, что ее обнаружили при обыске в доме Пригожина, буквально на флешке. Шнуров использует свои традиционные поэтико-музыкальные приемы: нецензурную лексику, женский вокал, разнообразие инструментов, хаматоватую манеру подачи. Сравнение Пригожина с ковидом является находкой авторов, как и жалоба, что Пригожин «денег не даст» за эти песни. Интерпретировать лирику можно либо как издевательство над штампами («Постмодерн», — скорее всего, оправдывался в высоких кабинетах Шнуров), либо как реальные комплименты (сомнений в том, что определение «руки по уши в крови» нравилось самому Пригожину, нет никаких).

Шаман кубинский

Куба — «Вставай, Донбасс!»

Максимально незатейливая композиция, напоминающая треки Александра Харчикова (антисемита, нацбола, любимого барда Александра Проханова и просто безумца): «Мама, ну как дела в краю степей и терриконов? / Я слышал, пришли враги на нашу землю и хотят всех уничтожить поскорей». Схема, прямо скажем, не великая — возможно, оттого и притягательная для определенной группы фанатов человекоубийства. Сходство с официальной линией роспропаганды довольно глубоко: враги, уничтожить, не мы их, так они нас, — собственно, на этом всё. Во второй части композиции есть ностальгический момент: вслед за «Мама, жизнь продолжалась от Донецка до Одессы, / И зеленели города, возили уголь поезда, дымили трубы как всегда» ритмически хочется продолжить вопросом: «А что случилось?» Сравнение Донбасса с Кубой, а Игоря Гиркина, например, с Фиделем Кастро — не реализовано, что грустно. Потенциал вновь упущен: достойный конкурент Юрия Лозы из начала списка.

Шаман рок-н-ролльная

Юлия Чичерина — «Моя Спарта»

В перерывах между обращениями к ВСУ и печалью из-за того, что с концертов (например, в Екатеринбурге) уходят слушатели, Чичерина продолжает свой крестовый поход в книгу рекордов Гиннесса — в борьбе за номинацию «певица, исполнившая наибольшее количество пропагандистских песен». Из всего обилия ее творчества (каемся, осилить смогли лишь малую его часть) мы остановились на песне-посвящении командиру отряда «Спарта» Владимиру Жоге, убитому 5 марта 2022 года. Именно его отец годом позже предложил Путину пойти на пятый президентский срок (т. е. Жога умер, а дело его, заключающееся, конечно, не в благополучии людей Донбасса, а в бессрочной власти Владимира Путина, живет). В припеве присутствует целиковая цитата «никому не сдается наш гордый «Варяг»», что требует вновь вспомнить эту занимательную историю. Никому не сдающийся крейсер «Варяг» в действительности сдался — корабль самозатопили, а экипаж эвакуировали, — и он вернулся в Россию с согласия правительства Японии (сам крейсер японцы подняли и ввели в состав своих ВМФ). А ведь были времена

Шаман талантливый

Хаски — «Бог войны»

Неожиданная разновидность шамана в нашем трек-листе. Популярное мнение, господствующее в среде оппозиции, гласит: артист, ставший певцом войны, будто по некому мистическому закону обязан потерять свой талант. К сожалению или к счастью, жизнь устроена значительно сложнее. И человек, который поддерживает сепаратистов Донбасса аж с 2014 года и дружит с Захаром Прилепиным, может быть не просто хорошим, но и действительно талантливым, своеобразным исполнителем. До 2022 года прогрессивная аудитория закрывала глаза на его деятельность именно по этой причине: и когда в 2018 году ему отменили выступление и посадили в СИЗО на 12 суток, на концерт в поддержку пришел Навальный, а выступали там Оксимирон и Нойз. С началом полномасштабной войны, конечно, отношение к Хаски изменилось: да и сам, почувствовав, видимо, перемену в отношении аудитории, куда-то пропал. Тем не менее, несколько композиций он все же выпустил, и если не знать про взгляды и биографию автора, то приведенную песню «Бог войны» вполне можно трактовать даже как антивоенную. В ней есть сравнение «войны» с «работой», но есть и неотступность смерти — «то ли демона, то ли дрона». Из всех фигурантов списка Хаски все еще остается настоящим артистом, едва ли не единственным среди всех поддерживающих войну. Но веру, что «однажды его лирический герой пересилит его самого», оставим мечтателям.

P.S.

У «патриотической» публики существует поверье, что засилье «проклятых либералов» в русской культуре мешает развитию провоенных артистов. Данный материал доказывает, что это не так: мы и пишем о них, и даем ссылки на их творчество. Так что теперь ждем симметричный ответ — аналогичный материал на страницах «Российской газеты» с рассказом о новых композициях Нойза, Монеточки, Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука, Оксимирона и Земфиры. 

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.