СюжетыОбщество

«Бакальчук и какие-то решалы из 1990-х, которые делят вещевой рынок»

Источники «Новой-Европа» — о возможных причинах скандала вокруг Wildberries и почему туда вмешался Кадыров?

«Бакальчук и какие-то решалы из 1990-х, которые делят вещевой рынок»

Вывеска одного из пункта выдачи Wildberries в Санкт-Петербурге. Фото: Артем Приахин / SOPA Images / Sipa USA / Vida Press

В России начался один из крупнейших акционерных конфликтов — основатели маркетплейса Wildberries Татьяна и Владислав Бакальчук сделали публичным процесс раздела супружеской собственности. Уникальным его делают две особенности. Во-первых, никогда до этого супруги не делили в России компанию, которая стоит более 7 млрд долларов. Во-вторых, впервые при разделе столь масштабного бизнеса в качестве «крыши» или «белого рыцаря» выступает Рамзан Кадыров.

Как выяснила «Новая газета Европа», о заступничестве главу Чечни мог попросить Владислав Бакальчук. Но у Кадырова, как предполагают наши источники, скорее всего, ничего не получится: в этом случае хозяин Чечни и его люди вступают в конфликт с администрацией президента и сенатором Сулейманом Керимовым.

О том, что Wildberries будет трансформирована, а супруги Бакальчук разводятся и делят бизнес, участники российского рынка электронной коммерции знали уже несколько месяцев. «Там у них семейный конфликт, это было известно», — сказал нам топ-менеджер одной из крупнейших компаний в российском e-com. Пара прожила в браке как минимум 20 лет, и у них семеро детей.

В июне 2024 года стало известно, что Татьяна Бакальчук, которая, по данным ЕГРЮЛ, владеет 99% в электронной площадке (а у ее мужа — 1%), нашла нового партнера для развития — крупнейшего в России оператора наружной рекламы компанию Russ. За этой фирмой, по данным «Коммерсанта» и ряда СМИ (они не были подтверждены официально), стоит член Совета Федерации Сулейман Керимов.

Объединенную компанию назвали «РВБ», и Wildberries получила в ней 65%, а Russ — 35%. Именно на «РВБ» будут переведены все контракты с продавцами, которые до этого торговали на маркетплейсе. Это значит, что отныне генерировать финансовый поток для своих совладельцев будет именно объединенная компания, а не Wildberries, которая, между прочим, в 2023 году заработала 19 млрд рублей чистой прибыли. А стоит она, по оценке Forbes, 7,2 млрд долларов.

В какой актив на фоне этой сделки может трансформироваться 1% (а это более 70 млн долларов при оценке компании более чем в 7 млрд долларов) Владислава Бакальчука в Wildberries, сейчас ничего определенного сказать нельзя. Для этого пока просто недостаточно той информации, которая есть в публичном поле, объяснил «Новой-Европа» российский юрист одной из международных юридических фирм, которая работает со слияниями и поглощениями.

«Возможна ситуация, когда Владислав Бакальчук может претендовать и на 50%, но здесь все зависит от решения суда.

Если Бакальчук приобрела акции в период брака и при этом у супругов остался режим совместной собственности в отношении совместно нажитого или есть брачный договор, который делит не 99% на 1%, а в другом соотношении, то не имеет значения, какое количество акций на кого оформлено. Тогда ему все равно принадлежит 50%, а также требуется его согласие на сделку, если иное не определено в брачном договоре. К тому же, у них еще может быть дополнительное акционерное соглашение», — объяснил нам юрист.

Сам Владислав Бакальчук настаивает, что его бизнес с супругой должен делиться в соотношении 50 на 50. А Кадырову он пожаловался на то, что компания Russ «в сто раз меньше [Wildberries — «Новая-Европа»], а в совместном предприятии доли примерно одинаковые». Он не уточнил, по какому параметру меньше, — если по выручке, то Russ уступает маркетплейсу не в 100, а примерно в 20 раз. А значит, сообщил Бакальчук главе Чечни, новый партнер его супруги «под видом объединения отжимает бизнес, уводит активы».

Источники «Новой-Европа» поделились с нами двумя версиями о том, что происходило во время этой сделки.

Основатель и генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук выступает на бизнес-форуме «Поколение», Москва, 18 ноября 2023 года. Фото: Антон Новодережкин / Коммерсантъ / Sipa USA / Vida Press

Основатель и генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук выступает на бизнес-форуме «Поколение», Москва, 18 ноября 2023 года. Фото: Антон Новодережкин / Коммерсантъ / Sipa USA / Vida Press

По первой версии, Владислав Бакальчук был недоволен тем, что его отстранили от менеджерской позиции в Wildberries, где он руководил операционной деятельностью, а также тем, что ему не дали крупного пакета в объединенной компании.

Все это происходило на фоне бракоразводного процесса (о котором сообщила и Татьяна Бакальчук в видеообращении). А он, по некоторой информации, осложняется еще и тем, что основательницу маркетплейса и гендиректора Russ Роберта Мирзояна могут связывать между собой романтические отношения.

Как сказал нам источник, знакомый с ситуацией в компании, в Wildberries предполагали, что Владислав Бакальчук будет искать покровительства у влиятельных чиновников и бизнесменов, — и готовились к корпоративному конфликту. Но в руководстве маркетплейса никто не ждал, что «разборки» будут вынесены на публику, и уж тем более все были в шоке от появления Кадырова и предъявленного им публично обвинения в «наглом рейдерском захвате» с помощью «нескольких известных кавказцев». И о том, что нужно «вернуть в семью Татьяну Владимировну». А несколько менеджеров других компаний на рынке электронной коммерции, с которыми поговорила «Новая-Европа», сказали буквально одну и ту же фразу: «Это все дичь какая-то».

Двое опрошенных «Новой-Европа» источников, близких к компании, сказали, что на этот раз Кадыров перестарался, потому что сделку уже одобрила администрация президента. Дело в том, что

Татьяна Бакальчук и ее команда выбрали правильные слова и в письме в Кремль преподнесли объединение с Russ как создание «крупнейшей цифровой банковской сети и платежной системы для расчета в рублях по всему миру, в обход SWIFT»

и «сильнейшего конкурента» таким глобальным компаниям, как Amazon, Alphabet, Alibaba и SoftBank. В Кремле очень любят такие мегапроекты, поэтому, по данным Forbes, Путин лично одобрил план и поручил замглавы президентской администрации Максиму Орешкину его поддержать. А потом положительный отзыв Кремля подтвердил его пресс-секретарь Дмитрий Песков.

Владислав Бакальчук на встрече с Рамзаном Кадыровым. Фото:  Telegram

Владислав Бакальчук на встрече с Рамзаном Кадыровым. Фото: Telegram

Именно поэтому, как сказал один из наших источников, никто в Wildberries даже не воспринял всерьез намерение Кадырова сорвать сделку: в руководстве маркетплейса считают, что у главы Чечни недостаточно ресурса, чтобы изменить то, что уже понравилось Путину.

Есть и вторая версия. Wildberries за последние годы слишком резко выросла и стала не просто сетью по доставке, но социально значимым бизнесом (сеть из 40 тысяч пунктов выдачи заказов по всей России), чтобы власти могли просто оставить ее в руках основательницы. Быть просто лояльной Кремлю, как Татьяна Бакальчук (она активный член РСПП — «профсоюза олигархов»), теперь уже мало — такие активы должны контролировать доверенные лица Кремля. Такие, как Сулейман Керимов. Это косвенно подтверждают и источники «Коммерсанта», которые еще в июне утверждали, что у Russ есть «сильный административный ресурс», который нужен Wildberries.

Один из наших собеседников на рынке ретейла предположил, что дело не в разводе — на Татьяну Бакальчуку могли надавить, чтобы она передала бизнес вопреки позиции супруга. А тот пошел искать заступничества у Кадырова. Пока остается открытым вопрос, для чего самому чеченскому главе понадобилось здесь выступить «белым рыцарем» — так на корпоративном жаргоне называют того, кого привлекает один из участников конфликта акционеров, чтобы не позволить состояться недружественному для него поглощению. Правда, по итогам вмешательства «белый рыцарь» обычно получает долю в бизнесе. Неизвестно, есть ли такие амбиции относительно Wildberries у Кадырова.

Татьяна и Владислав Бакальчук на встрече в офисе Wildberries. По утверждению Татьяны Бакальчук, на встрече проводилась презентация новой структуры объединенной компании топ-менеджменту. Фото:  Telegram

Татьяна и Владислав Бакальчук на встрече в офисе Wildberries. По утверждению Татьяны Бакальчук, на встрече проводилась презентация новой структуры объединенной компании топ-менеджменту. Фото: Telegram

Любопытно, что глава Чечни поручил

«вернуть в семью Татьяну Владимировну» депутату «Единой России» от республики Адаму Делимханову. Он тут же сообщил, что задания «будут выполнены быстро и на сто процентов. Мы доведем все до конца!»

— и это понятно: для него это не в первый раз. Ранее он уже выполнял щепетильные поручения Кадырова, связанные с переделом крупных кусков бизнеса. Например, в 2015 году Делимханов мог участвовать в корпоративном конфликте вокруг крупного рыбопромыслового «Норебо Холдинга». Любопытно, что тогда у кадыровского порученца ничего не вышло, и в итоге компанию забрала себе не та сторона, которой, предположительно, помогал Делимханов.

Один из удивительных аспектов история с Wildberries — это парадоксальное столкновение «России модерна», которую предприниматели нового поколения пытались строить последние два десятилетия, и «России архаики», которая в итоге появилась и, похоже, победила с началом полномасштабного вторжения Путина в Украину. С одной стороны — высокотехнологичная платформа для электронной коммерции и совершенно новый формат ретейла, который сформировался буквально в последние годы, с другой — один из самых одиозных путинских назначенцев, который построил в отдельно взятом регионе России средневековый султанат и деспотию на бюджетные деньги. Именно об этом говорят все опрошенные «Новой-Европа» участники рынка: «Бакальчук с ее технологиями и амбициями — и какие-то решалы из 90-х, которые делят вещевой рынок, это же просто с ума сойти», — сказал один из них.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.