Можно ли ожидать в ближайшем будущем окончания войны с ХАМАС и могут ли начаться боевые действия в Ливане? Об этом «Новая-Европа» поговорила с израильскими экспертами.
Конец «Железных мечей»
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что интенсивная фаза боев в городе Рафах на юге сектора Газа практически завершена. Но это не означает, что подходит к концу война. По словам израильского лидера, боевые действия будут продолжаться до тех пор, пока ХАМАС не окажется полностью отстранен от власти.
Также Биньямин Нетаньяху добавил, что вскоре израильские военные смогут перебросить войска к границе с Ливаном, где участились перестрелки с «Хезболлой» — радикальным исламским движением, поддерживаемым Ираном.
Нетаньяху отверг идею о том, что сектором Газа вместо ХАМАС должна управлять палестинская администрация, базирующаяся на Западном берегу.
— Биньямин Нетаньяху заявил о близости конца наземной операции в Рафахе, — говорит «Новой-Европа» военный эксперт, бывший сотрудник спецслужб и полиции Израиля Сергей Мигдаль. — Это совсем не означает полного окончания войны в секторе Газа, которая будет длиться до уничтожения организованных структур ХАМАС, его лидеров и боевиков в анклаве. Боевые действия условно можно поделить на три этапа: первый — это артиллерийские обстрелы и авианалеты. Он завершился в ноябре 2023 года. Второй, происходящий сейчас, — общевойсковая операция. А когда организованное сопротивление ХАМАС в анклаве будет подавлено, начнутся полицейские зачистки, в ходе которых при помощи фильтрации всего мужского населения в возрасте примерно от 17 и до 47 лет будут выявляться боевики. Всего в категорию подлежащих проверке могут попасть 300–400 тысяч мужчин. Параллельно будет происходить поиск и ликвидация проложенных под землей тоннелей.
На это, по данным специалистов, может уйти до двух лет, что вполне устраивает премьер-министра Нетаньяху, который хочет переизбраться в ноябре 2026 года на волне победы.
— Представители ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) заявляют, что активная фаза общевойсковой операции в городе Рафах на юге сектора Газа приближается к своему окончанию, — рассказывает «Новой-Европа» израильский военный обозреватель Давид Шарп. — Граница с Египтом, так называемый Филадельфийский коридор, находится под контролем Израиля. По большей части Рафаха уже прошли войска. Находящаяся там бригада террористов, состоящая из четырех батальонов, в качестве единой организованной структуры находится на грани уничтожения. Такая же ситуация с формированиями «Исламского джихада». Но часть боевиков из всех террористических организаций уже могла уйти в другие населенные пункты сектора Газа. Ведь полного окружения Рафаха пока нет.
Палестинцы ищут пропавших под обломками дома в Аль-Нусейрат на юге сектора Газа, 18 июня 2024 года. Фото: Mohammed Saber / EPA-EFE
Болевые точки
ЦАХАЛ использует тактику «болевых точек», когда на каком-то участке анклава происходит внезапная стремительная операция. В подобных условиях террористы обычно вынуждены принять бой и не успевают покинуть место сражения. Такие рейды происходили в знаменитой больнице Аль-Шифа, куда после ухода израильских войск начали стекаться террористы. В итоге госпиталь был окружен силами спецназа и прорвавшейся сквозь городскую застройку танковой бригады. Немало боевиков было убито и во время освобождения заложников в лагере беженцев Нусейрат. При этом в основном используется стратегия истощения сил террористов, которые не получают помощи от союзников и вынуждены прятаться в подземельях или пытаться раствориться в толпе.
В центральной части сектора Газа расположены два города — лагеря беженцев: Нусейрат и Дейр-эль-Балах. Их почти не коснулась общевойсковая операция в анклаве. Войска заходили в эти населенные пункты в ходе операции по освобождению заложников, но не зачищали всю территорию. Там, по оценкам специалистов, могут оставаться практически в полном составе два батальона ХАМАС. Именно туда из Рафаха ушла по тоннелям, либо смешавшись с местным населением, немалая часть боевиков. Сейчас они пытаются вести против войск ЦАХАЛ партизанскую войну. В этом боевикам очень помогают проложенные под сектором тоннели, общую длину которых уже оценивают в тысячу километров.
Каждый батальон ХАМАС насчитывает обычно от 1200 до 1500 бойцов и привязан к местности, на которой формируется. На вооружении боевиков есть противотанковые управляемые ракеты, минометы и гранатометы. Они отлично знают системы тоннелей, выкопанных под позициями и жилыми домами. В городах — лагерях беженцев Нусейрат и Дейр-эль-Балах, где еще не проводилась полномасштабная общевойсковая операция, находятся многие палестинцы, перемещенные с севера анклава или из других городов сектора. В случае ввода войск этих людей необходимо будет передислоцировать в уже зачищенные места, такие как город Хан-Юнис.
— В Нусейрате и Дейр-эль-Балахе могут находится заложники, — рассказывает Давид Шарп. — Однако их боевики также могут перемещать между городами. Для того чтобы успешно выявлять и освобождать заложников, нужен полный контроль над всей территорией сектора Газа. Такого решения мы пока от израильских властей не видим.
— В населенных пунктах, где сегодня нет израильских военных частей, появляются так называемые гуманитарные бригады, состоящие из мужчин с палками и белыми повязками, — утверждает Сергей Мигдаль. — Это те же самые боевики, припрятавшие оружие.
В квартирах и частных домах они сделали схроны, в которых находятся автоматы, гранатометы и взрывчатка. Разные жилища соединены проходами и сетью тоннелей.
Израильские солдаты патрулируют границу с сектором Газа на юге Израиля, 13 июня 2024 года. Фото: Abir Sultan / EPA-EFE
В центре сектор Газа разделен войсками ЦАХАЛ на две части так называемым коридором Нецарим, где израильтяне ликвидировали всю застройку и организовали свои опорные пункты. При помощи этого коридора происходит отделение северной части анклава от южной. Подобный коридор под названием Кисуфим планируется организовать и на юге.
Сегодня фильтрационные действия ЦАХАЛ проводит в коридоре Нецарим. Согласно данным Давида Шарпа, на севере сектора Газа даже после проведения там общевойсковой операции может находится около двух тысяч боевиков. Они дезорганизованы, но могут продолжить сопротивление или устраивать теракты. В этом минус сегодняшнего подхода израильских властей, не желающих полностью оккупировать сектор и полагающихся на рейды и внезапные войсковые операции.
Главарей не нашли
Из первой десятки главарей ХАМАС сегодня, судя по всему, уничтожено трое: Салех аль-Арури, убитый в Бейруте на совещании, заместитель командующего всего боевого крыла организации Марван Исса и начальник оперативного отдела боевого крыла Раид Салах. В последнем случае подтверждения со стороны боевиков пока нет, но бункер в лагере беженцев Аль-Шати, в котором Салах должен был находиться, несколько дней назад атаковали бетонобойными бомбами.
По слухам, для лидера террористов Яхья Синвара и его семьи подготовлено от 12 до 15 бункеров — командных пунктов, в которых сконцентрированы средства связи и контроля, куда выведено видеонаблюдение с разных объектов в секторе Газа.
— Двое главарей ХАМАС в анклаве — глава всей организации Яхья Синвар и руководитель ее боевого крыла Мохаммед Дейф — так и не были обнаружены и уничтожены, — замечает Давид Шарп. — Это большая неудача для израильтян. Возможно, ЦАХАЛ и спецслужбы Израиля знают, где прячутся командующие террористов, но боятся наносить туда удар из-за находящихся рядом в качестве живого щита заложников.
— США называют цифру в 15 тысяч убитых боевиков. Израиль считает, что уничтожено 17–18 тысяч, — добавляет Сергей Мигдаль. — Еще немало членов ХАМАС и «Исламского джихада» получили ранения. Общее число террористов, находившихся в секторе Газа, оценивалось в 40 тысяч. Ясно, что две трети из них уже не могут держать в руках оружие. Сегодня в вооруженное подполье рекрутируют 16–17-летних мальчишек, которые быстро погибают на передовой. Однако в Рафахе и нескольких других населенных пунктах сохраняется частичный военный контроль боевиков. Считается, что в Рафахе сегодня находится несколько региональных батальонов террористов. Их сейчас добивают в ходе уличных боев, происходящих и в центре города. Вскоре Рафах будет окружен. Силы Армии обороны Израиля продвигаются вдоль моря, замыкая кольцо вокруг сил ХАМАС. На границе с Египтом саперы находят и взрывают тоннели, ведущие в соседнюю страну. Думаю, что всё закончится в ближайшие две-три недели.
Туннель под зданием ООН в Газе, который по мнению израильских военных использовался боевиками ХАМАС, 8 февраля 2024 года. Фото: Ariel Schalit / AP Photo / Scanpix / LETA
Взяться за «Хезболлу»
После окончания общевойсковой операции во всех частях сектора Газа управление со стороны ХАМАС станет невозможным. Будут уничтожены организованные подразделения и ликвидирована иерархическая структура. Боевики потеряют возможность атаковать крупными силами и защищать свои линии обороны. При этом тысячи разрозненных членов террористических бандформирований останутся на территории анклава. Если их не трогать, со временем террористы начнут самоорганизовываться в мелкие отряды и продолжать свою деятельность.
— У израильского коалиционного правительства пока что нет единого плана на будущее сектора Газа, — отмечает Сергей Мигдаль. — Это решение откладывается на времена, когда ХАМАС будет окончательно разбит и его система управления и обороны окажется полностью демонтирована. Правое крыло кабинета министров Израиля предлагает полностью оккупировать сектор Газа и вернуть туда военно-гражданскую администрацию, как это было до 1993 года. Этот институт должен контролировать распределение ресурсов, сбор налогов, обеспечение безопасности, функционирование инфраструктуры и так далее.
Сложность заключается в том, что ХАМАС сразу же пригрозит отрезать голову любому, кто попробует сотрудничать с израильской властью.
И скорее всего, отрежет. Министр национальной безопасности Израиля Бен-Гвир предлагает выселить всех арабов с территории анклава и вернуть туда израильские поселения и кибуцы. Ясно, что другие члены правительства на это не согласны, но такая точка зрения существует. При этом делегации Израиля постоянно ездят в Катар и другие арабские страны с предложениями о поиске новых путей развития региона.
Давид Шарп убежден, что окончание операции в Рафахе высвободит силы ЦАХАЛ, которые планируется использовать в операции против «Хезболлы» в Южном Ливане. Большая война на севере Израиля может начаться уже в ближайшие недели. Такого решения ждут от властей многие израильтяне. Ведь сегодня обстрелы со стороны «Хезболлы» происходят практически каждый день, а десятки тысяч жителей приграничных территорий после эвакуации вынуждены находиться вдалеке от своих домов.
— Если решение о вводе войск в Ливан будет принято, то операция начнется незамедлительно, — заявляет Давид Шарп. — Возможен еще сценарий внезапной эскалации, при котором стороны будут обмениваться всё более мощными ударами со всё более тяжелыми последствиями. Тогда война пойдет по раскручивающейся спирали. Но даже в случае, если события станут развиваться по плану Израиля, до начала широкомасштабной операции в Ливане остается, судя по всему, не так много времени. Даже давление США, возражающих против большой войны, не должно иметь решающего значения. В данном случае выбор стоит перед израильтянами, многие из которых понимают необходимость устранения опасности со стороны «Хезболлы».
Палестинские беженцы, покинувшие северную часть сектора Газа, живущие в лагере на пляже Дейр-эль-Балах, юг сектора Газа, 3 мая 2024. Фото: Mohammed Saber / EPA-EFE
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».