КомментарийПолитика

«Даже в безвыходной ситуации нужно бороться»

Людмила Васильева, выступающая против войны 82-летняя блокадница, идет на выборы губернатора Петербурга. «Новая-Европа» поговорила с теми, кто отдал за нее подпись

«Даже в безвыходной ситуации нужно бороться»

Встреча с Людмилой Васильевой во дворе предвыборного штаба в Петербурге, 19 июня 2024 года. Фото: Василиса Остапенко / «Вот Так»

На выборы губернатора Петербурга выдвинулась 82-летняя блокадница Людмила Васильева. Для регистрации кандидатом ей нужно собрать более 76 тысяч подписей избирателей и сдать их до 30 июня включительно. Ее главному оппоненту, нынешнему главе города Александру Беглову, это делать не нужно: он баллотируется от «Единой России».

Васильева выступает против репрессий и войны в Украине, ее несколько раз задерживали на антивоенных митингах. Кроме того, она не боится прямо называть Владимира Путина убийцей.

Сегодня подписи за Васильеву ставят не только в Петербурге, но и за рубежом. Но на сбор у волонтеров практически не осталось времени.

«Новая-Европа» поговорила с петербуржцами о том, почему они решили поддержать антивоенную кандидатку, с какими мыслями и надеждами приходили в штаб — и чего ожидают от кампании в стране, где выборы уничтожены.

«Если вообще ничего не делать, то ничего и не произойдет»: Мария*, 48 лет

— Мне очень хотелось, чтобы в Петербурге повторился феномен Екатерины Дунцовой и отчасти, может быть, Бориса Надеждина: когда фактически ноунейм становится политическим актором регионального или даже федерального масштаба. Хочется, чтобы то же самое произошло и с Людмилой Васильевой.

Есть потребность в оздоровлении гражданского общества и политического поля. Мы все прекрасно понимаем, какая ситуация сейчас в России. Но если вообще ничего не делать, то ничего и не произойдет. Поэтому мы, осознавая всю трудность этого пути, всё-таки по нему идем.

В штабе было чудесно, ребята там большие молодцы. Мне было очень приятно видеть такую заряженную позитивом молодую команду. Сама Людмила — потрясающая. Она в своем возрасте сохранила здравый ум, которому позавидуют многие люди даже моего поколения. Видно, что она очень старенькая, но что она старается и что она неравнодушна к судьбе города и людей. Мне бы очень хотелось, чтобы Людмила Николаевна познакомилась с Еленой Андреевной Осиповой — с нашей знаменитой художницей. Они обе — совесть Петербурга.

К тому же Людмила выступает за окончание войны. Это, конечно, сейчас очень небезопасная повестка, но ее взгляды, я уверена, привлекают очень много людей. Они от всего этого (войны и ее последствий. — Прим. ред.) устали.

Скорее всего, собрать нужное количество подписей всё же не получится (по данным на 23 июня, команда Васильевой собрала чуть более 2,5 тысячи подписей, менее 5% от необходимого; более актуальную информацию штаб не публиковал.Прим. ред.). Но даже если этого не удастся сделать, мне кажется, что у команды Васильевой есть план Б. Какой именно — я не знаю. Но факт объединения горожан принесет свои плоды, потому что, кроме губернаторских, есть еще и выборы муниципальных депутатов (они пройдут одновременно с выборами главы города, с 6 по 8 сентября.Прим. ред.).

«Не получится сейчас — получится в следующий раз»: Оксана, 47 лет

— Я очень хочу, чтобы у нас была сменяемость власти. И я шла в штаб с радостными мыслями о том, что наконец-то появилась достойная кандидатка и что это женщина.

Я радикальная феминистка, и принцип «выбери женщину» для меня имеет первостепенное значение.

Я ознакомилась с программой Людмилы Васильевой, я читала о ней статьи. Мне всё понравилось, и я даже была удивлена, почему она не попала в орбиту моего внимания раньше, поскольку политикой я интересуюсь достаточно активно. Например, за Бориса Надеждина тоже ходила ставить подпись, регулярно слушаю оппозиционные каналы.

Мне очень нравится, что Васильева за мир, что она социально активная для своего достаточно зрелого возраста, что она прекрасно выглядит. Простите, я устала от неприятных мужчин в костюмах. Может быть, это субъективно и малозначительно. Но я легко могу ее представить на выступлении, например, в Европарламенте.

Мне очень понравилось, что она говорит о работе в команде, а не тянет всё одеяло на себя, что она хочет взаимодействовать с молодежью, а не подбирает себе сотрудников только своей возрастной группы, как это часто бывает в политике. Поэтому она идеал.

Мне сложно предсказать, удастся ли собрать необходимое количество подписей или нет. Я боюсь, что могут не успеть. Но это абсолютно неважно.

Я считаю, что не надо складывать руки раньше времени. Нам нужно уже сейчас учиться собираться вместе, консолидироваться, видеть, что нас много, что мы хотим перемен, мы готовы к ним, и мы делаем для этого всё, что возможно.

И Васильева своим примером показывает, что это возможно и что даже, казалось бы, в безвыходной ситуации можно и нужно бороться. Если у нее получится, я буду на седьмом небе от счастья. Если нет, я не перестану ее поддерживать. Вдруг, например, она выдвинется в муниципальные депутаты. Это не последние выборы, не получится сейчас — получится в следующий раз.

«Я очень люблю Петербург, и мне очень больно видеть, как его уничтожают»: Екатерина, 35 лет

— После начала войны я эмигрировала в Армению, и поэтому отдала свою подпись за Людмилу Васильеву в Ереване.

В штаб я шла с мыслями о том, что [поставить подпись] — это меньшее, что я могу сделать для своего города. Если честно, я ожидала увидеть хоть какую-то очередь, но в тот момент оказалась единственным человеком. Следом зашел молодой человек — и всё.

Когда я только увидела, что Людмила Васильева баллотируется в губернаторы, я подумала: «Вау, ну, Беглов, держись». Всё-таки власти постоянно сакрализируют всё, что связано с войной.

И тут им вызов бросает не просто блокадница, а блокадница с антивоенной позицией. С ней не поборешься излюбленными методами, поэтому это, как минимум, интересно.

Я очень люблю Петербург, и мне очень больно видеть, как его уничтожают. При [губернаторе Александре] Беглове снесли здание, имеющее сакральное значение для горожан: здание лейб-гвардии Финляндского полка, где в блокаду выпекали хлеб. Но еще больнее видеть, как звание «города-героя» начали использовать для рекламы вербовки на контракт. Беглов уничтожает наш город не только физически, но и ментально.

К сожалению, я не вижу большой огласки и того, чтобы яркие оппозиционеры с большой аудиторией призывали ставить подписи за Людмилу Васильеву, как это было с тем же [Борисом] Надеждиным. Поэтому я не очень верю в то, что нужное количество подписей будет собрано.

Однако смысл всё равно есть: он заключается в том, чтобы оставаться осознанным гражданином и продолжать совершать хотя бы минимальные действия, которые от тебя требуются.

Людмила Васильева отвечает на вопросы на предвыборной встрече в Петербурге, 19 июня 2024 года. Фото:  Василиса Остапенко  / «Вот Так»

Людмила Васильева отвечает на вопросы на предвыборной встрече в Петербурге, 19 июня 2024 года. Фото: Василиса Остапенко / «Вот Так»

«Это перекличка людей, не потерявших совесть и связь с реальностью»: Татьяна, 40 лет

— Впервые я увидела Людмилу Васильеву на фотографиях с антивоенного митинга у Гостиного двора — там, где она с плакатом в окружении сотрудников Росгвардии. Тогда мне захотелось разыскать эту прекрасную женщину, просто чтобы подарить ей цветы и поклониться в ноги. Я не такая смелая, как она.

Когда стали приближаться выборы губернатора, я услышала о некоей отчаянной блокаднице, предложившей свою кандидатуру на этот пост, и поняла, что это она и есть.

Мне хотелось засвидетельствовать свое почтение Людмиле, и поэтому я пошла в штаб поставить за нее подпись. Я искренне восхищена силой духа, непреклонностью и порядочностью этой женщины.

В успех самой кампании я не верила изначально.

Очевидно, что фильтр в этой системе настроен так, чтобы быть непреодолимым.

Но смысл в том, чтобы показать прежде всего друг другу, что нас много. Это перекличка людей, не потерявших совесть и связь с реальностью. Я благодарна Людмиле Николаевне за такую возможность. Неизвестно, сколько их еще будет и будут ли вообще.

На мой взгляд, очень важно услышать послание, которое оставляет нам то поколение, — и Людмила Васильева, и Елена Осипова, — отстаивая свои идеалы: они показывают, что дадут фору молодым. Нам остается принять эстафету и не предавать этот город, как бы это пафосно ни звучало.

«Нужно хоть что-то делать, а не просто сидеть и жаловаться»: Михаил, 29 лет

— Я поставил подпись за Людмилу, потому что хочу видеть в избирательном списке не только одобренных [Владимиром] Путиным кандидатов. Также нам нужны кандидаты с открытой антивоенной позицией. Не должно быть, как с [экс-кандидатом в президенты РФ Владиславом] Даванковым, который вроде как за мир, но не совсем. В штаб я шел с мыслями, что нужно хоть что-то делать, а не просто сидеть и жаловаться. Чтобы потом не спрашивать себя, а чего же я сам не сходил подписаться. За [не допущенного до президентских выборов Бориса] Надеждина, к слову, я тоже ставил подпись.

Про Людмилу я мало чего знаю, но

в целом мне достаточно, что она выступает за окончание войны. К тому же она блокадница, и властям будет труднее ее «завернуть» или объявить «иноагентом».

Однако в Петербурге большинству, как и во всей России, всё равно на политику. Пока людей особо не трогают, они ничего и не предпринимают.

При этом я думаю, что Людмила не соберет достаточное количество подписей. Недостаточно сплоченно работают оппозиционные СМИ. Подпись за Людмилу призвал поставить один Максим Кац, да и он мог бы это делать чаще.

Сбор подписей за Людмилу Васильеву в Петербурге. Фото:  Команда Васильевой  / Telegram

Сбор подписей за Людмилу Васильеву в Петербурге. Фото: Команда Васильевой / Telegram

*имена всех героев изменены по соображениям безопасности

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.