2 мая российская студия Odd Meter выпустила на ПК (в Steam и GOG) игру Indika, в которой, как отмечают авторы, «религия сталкивается с жестокой реальностью». По сюжету в альтернативной России XIX века юная монахиня с кризисом веры слышит голос дьявола в голове и путешествует с набожным беглым заключенным в попытке обрести себя.
Еще задолго до выхода Indika привлекла внимание геймеров и журналистов и в РФ, и в других странах, став одним из самых ожидаемых артхаусных проектов за счет визуального стиля и нестандартного сюжета. Создатели проекта, среди прочего, смело рассуждают на религиозные темы, а директор студии открыто осуждает вторжение России в Украину.
«Новая-Европа» прошла Indika и теперь рассказывает, что нужно знать о квесте, кто его разработал и каким он в итоге получился.
О чём игра Indika
Конец XIX века, альтернативная Российская Империя. В неназванной губернии стоит большой женский монастырь, где живет и работает девушка по имени Индика. Героиня исправно молится, выполняет все приказы старших монахинь и ни на что не жалуется. Однако окружающие не любят Индику и чуть ли не плюют ей под ноги.
Всё дело в том, что девушку считают бесноватой, — и не без причины. В ее голове не утихает навязчивый и слегка противный голос, который озвучивает все плохие мысли Индики и толкает на злые поступки. Этот голос вполне может быть и подсознанием монахини, но она считает его дьяволом.
В один день Индику выставляют из монастыря посреди зимы. Героиня должна отдать некое важное письмо отцу Герману в Данилов монастырь. Девушка отправляется в путь, который изменит ее отношение к вере и к самой себе.
Скриншот игры Indika, представленный в официальном акаунте steam-сообщества
Кто придумал Indika и почему игра стала одной из самых ожидаемых в этом году
Адвенчуру создала основанная в Москве студия Odd Meter. Ее сотрудники после начала полномасштабного вторжения переехали в Казахстан. Indika — вторая игра студии, до нее разработчики выпустили лишь SACRALITH: The Archer’s Tale — VR-экшен о стрельбе из лука.
Режиссером и автором сценария выступил Дмитрий Светлов. В интервью он рассказывал, что всегда интересовался историей России конца XIX века и православием. Светлов утверждает, что «в таком сеттинге» игру никто еще не делал. Главными источниками вдохновения он называет Гоголя, Достоевского, игры The Stanley Parable и INSIDE, а также «окружающую реальность».
Впервые Indika показали еще в 2020 году. В демонстрации присутствовали геймплейные эпизоды, которые не вошли в финальную версию; судя по всему, игру полностью переделали по ходу разработки. После выхода демо-версии в Steam Indika стала по-настоящему ожидаемой во всём мире: ролики с ее прохождением набирали сотни тысяч просмотров, внимание на них обращали и западные профильные издания. Как геймеры, так и журналисты отмечали отличную графику, небанальный сеттинг и великолепную игру актеров.
Дмитрий Светлов, основатель студии Odd Meter. Фото: cyber.sports.ru
По словам Светлова, православные активисты регулярно угрожают ему убийством за оскорбление чувств верующих. Глава студии не скрывает политических взглядов: он открыто осудил вторжение России в Украину и раскритиковал людей, для которых «патриотизм — это самозабвенная оголтелая поддержка власти». В комментариях в официальном сообществе во «ВКонтакте» одни поддерживают позицию Odd Meter и хвалят игру, а другие утверждают, что по разработчикам «плачет уголовка». В октябре 2023-го появилась информация, что на разработчиков подали жалобу в Следственный комитет РФ, но дальше сообщений на форумах дело еще не пошло.
Какой получилась игра и чем она необычна
Геймплей Indika ограничивается перемещением и нажатием на кнопку действия. Здесь нет ни боевой системы, ни выбора ответов в диалогах. Присутствует прокачка способностей, но даже в загрузочных экранах предупреждают, что она бесполезна. Главная героиня с каждым новым уровнем лишь зарабатывает абстрактные очки праведности, которые ни на что не влияют.
Подобные Indika игры обычно называют симуляторами ходьбы. В них герой лишь перемещается из одной точки в другую, пока разработчики рассказывают историю. Студия будто бы хотела, чтобы игроки получали от геймплея минимум удовольствия. В первом же задании Индике поручают тащить ведра с водой пять раз подряд — при этом путь от колодца до бочки занимает минимум две минуты. Рутина поначалу сбивает с толку, но идеально подходит тематике: игрока учат смирению и послушанию, ведь задание оказывается бессмысленным — вредная монахиня все равно выливает воду из бочки.
Скриншот игры Indika, представленный в официальном акаунте steam-сообщества
Незамысловатую ходьбу лишь единожды разбавляют экшен-эпизодом — когда Индику преследует гигантская злая собака. В остальной части прохождения развлекают пространственными головоломками. Некоторые из них действительно сложные: например, перемещение между комнатой и ее двумя отзеркаленными версиями. В остальном без сюрпризов: героиня большую часть прохождения лезет на ящики, едет на лифтах и старается не упасть с большой высоты.
Самые интересные геймплейные решения связаны с воспоминаниями Индики о прошлом. Флэшбеки оформлены в виде двумерных ретро-игр с пиксель-артом: там героиня прыгает с платформы на платформу, собирает монетки и добирается до другой стороны пруда на лягушках. Эти эпизоды сделаны нарочито веселыми, они ярко контрастируют с заунывной основной частью игры, где Индика созерцает серые пейзажи России.
Поддержать независимую журналистику
Скучный игровой процесс компенсируется отличным нарративом. Индика попадает в причудливые локации: рыбный завод с огромными консервами, фабрику по производству краски, заброшенную деревню с перекошенными домами и полупустой город с гигантской церковью. Понять, что в этом мире настоящее, а что — вымысел героини, почти невозможно. В пути героиню сопровождает беглый зэк Илья, который вступает в философские дискуссии и искренне заботится об Индике. Диалоги в игре получились крайне правдоподобными: герои запинаются, меняют интонации, переходят на крик и шепот. По ходу прохождения заметно, как эмоции в голосах отражают их внутренние изменения. Актерская работа здесь одна из лучших в истории российских игр, а работа с озвучкой — выдающаяся.
Впечатляет не только сценарий, но и визуальный ряд. Графика выглядит отлично даже на низких настройках, а в роликах кажется чуть ли не фотореалистичной. Всё благодаря отличной лицевой анимации — персонажи максимально похожи на реальных людей. Поверить в происходящее и проникнуться историей здесь очень просто.
Indika длится всего три с половиной часа, и это идеальный хронометраж. Будь она длиннее даже на треть, игрок наверняка бы заскучал от примитивного геймплея. Но концовка получилась чересчур резкой: история обрывается на полуслове, будто на середине. Авторы не успевают раскрыть основные мысли своей работы, поэтому игру не получится назвать цельным произведением.
Скриншот игры Indika, представленный в официальном акаунте steam-сообщества
Разработчикам словно тесно в подобном формате: они не понимают, как и зачем развлекать игрока. Гораздо уместнее позиционировать Indika как анимационный фильм — ее лучше сравнивать не с видеоиграми, а с фильмами Алексея Германа, вроде «Трудно быть богом». Потому и смысла пробовать ее самостоятельно почти нет — вы ничего не потеряете, если посмотрите видеопрохождение.
Как INDIKA критикует религию
Примечание редакции: В этом разделе есть серьезные спойлеры к игре. Если не хотите узнавать о деталях сюжета, отложите чтение на потом.
В Indika показаны душевные метания героини и ее споры с дьяволом. Сатана часто предстает голосом разума и задает каверзные вопросы о религии: скажем, почему на святой воде нельзя делать суп и что греховного в обычных человеческих эмоциях вроде гнева на окружающих и вожделения. Дьявол постоянно спорит с монашкой о православии и указывает ей на лицемерие окружающих, которые якобы пекутся о добре и при этом ни с чего плохо обращаются с Индикой.
Со временем и главная героиня начинает сомневаться в религии. Повсюду она видит лишь зло: изнасилование девушки, убийства невинных людей и предательство близких. Вдобавок выясняется, что Индика попала в монастырь не по своей воле: в 15 лет ее туда сослали родители. Девушка не понимает, как бог вообще допускает совершение грехов, и почему одни поступки считаются добродетельными, а другие — недопустимыми. Если в начале Индика часто читает молитвы, то в конце видит в себе не человека, а рогатого демона.
Скриншот игры Indika, представленный в официальном акаунте steam-сообщества
В мире Indika нет ни единого положительного персонажа. Даже главная героиня в конце теряет моральный облик и идет на грех. С виду добрый Илья оказывается таким же, как все: лицемерным и подлым человеком, который притворялся набожным исключительно по корыстным причинам. Даже священник в церкви не соблюдает тайну исповеди и доносит на главных героев солдатам.
Дмитрий Светлов на всякий случай заявляет, что в игре нет оскорбления чувств верующих. Однако в Indika православие показано исключительно с негативной стороны. Разработчики порицают священнослужителей за всё, в том числе и за обман последователей. Спасающий души и тело обратившихся святой предмет, к которому герои шли на протяжении всей игры, в конце оказывается обычной безделушкой. Более явного авторского высказывания о религии и не придумаешь.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».