КомментарийКультура

Война никогда не меняется

«Новая-Европа» рассказывает, что нужно знать о Fallout перед просмотром нового сериала от Amazon и создателей «Мира Дикого Запада»

Война никогда не меняется

Актриса Элла Пернелл в роли Люси Маклин. Кадр из сериала

11 марта вышел «Фоллаут» — шоу по мотивам одноименной серии видеоигр про постапокалипсис в США. Фанаты называют сериал образцовой адаптацией, в которой верно переданы дух и эстетика Fallout. Незнакомые с франшизой зрители и критики тоже высоко оценивают шоу и хотят, чтобы второй сезон вышел как можно скорее.

«Новая-Европа» рассказывает о франшизе Fallout: о чем были оригинальные игры и почему они стали популярными, что стоит знать о вселенной Fallout и с какой части начать знакомство с серией, а также делится впечатлениями от сериала и сравнивает его с первоисточником.

Что нужно знать о вселенной Fallout

Мир «Фоллаута» ничем не отличался от нашего вплоть до 1950-х. Человечество так и не открыло полупроводники и микропроцессоры, но создало умных роботов и первые компьютеры. В 1969 году правительство США изменило систему штатов и поделило территории на 13 содружеств. Калифорния и Невада объединились в Юго-Западное Содружество, а Массачусетс вошел в Содружество Новой Англии. Обновленные Соединенные Штаты сохранили название, но изменили флаг.

История пошла совсем по другому пути. Холодная война не просто не сошла на нет, а усилилась. Советский Союз не распался, огромную конкуренцию США стал составлять коммунистический Китай. Американское общество застряло в развитии, мода и технологии 1950-х вроде громоздких черно-белых телевизоров остались на месте. В 2050-х наступил дефицит ресурсов, в мире начались войны за территории с нефтью и газом. США вторгаются в Мексику и Канаду, ООН распадается из-за своей неэффективности, Китай высаживает войска на Аляску. Трения между глобальными державами настолько усиливаются, что в 2077 году начинается ядерная война и на крупнейшие города падают бомбы.

Из раздаточного пресс-релиза к сериалу Fallout. Источник: press.amazonstudios.com

Из раздаточного пресс-релиза к сериалу Fallout. Источник: press.amazonstudios.com

Однако человечество не исчезло. Часть людей укрылась в убежищах — подземных бункерах с запасами еды, электричеством и фильтрами для очистки воды. Туда в основном попали счастливчики — купившие свое место в убежищах богачи, политики, бизнесмены, актеры и прочие влиятельные люди. Другие же остались на поверхности. Многие из них под воздействием радиации превратились в гулей — похожих на зомби существ, которые могут жить сотни лет. Но часть укрылась и смогла пережить ядерную зиму.

Спустя сто с лишним лет потомки обитателей убежищ стали выбираться на поверхность. Они с удивлением обнаружили, что в радиоактивной Пустоши постепенно восстанавливается общество. Люди ведут торговлю и расплачиваются крышками от стеклянных бутылок с ядер-колой, строят поселения, ищут ресурсы в руинах и даже разводят скот, среди которого есть двухголовые коровы, которых называют браминами. Многие выжившие становятся бандитами, но есть и те, кто вступает во фракции. В Пустоши есть вооруженные группировки — например, военизированное Братство Стали, которое ищет на руинах США уцелевшие довоенные технологии. А еще есть свои государства вроде Новой Калифорнийской Республики.

Потомки выживших сохранили культуру предков и ведут себя соответствующе. В Неваде воссоздали Дикий Запад — со своими ковбоями, шерифами и салунами. По всей Пустоши расположены радиостанции, где безостановочно крутят песни середины XX века. Молодежь и старики слушают The Ink Spots, Боба Кросби, Нэта Кинга Коула и Скитер Дэвис.

Сколько частей в Fallout и о чем они

Первая игра из серии Fallout выпущена в 1997 году. Источник: cообщество Steam

Первая игра из серии Fallout выпущена в 1997 году. Источник: cообщество Steam

Первая Fallout вышла в 1997 году. С тех пор выпустили три номерных продолжения и четыре спин-оффа. Ими занимались разные студии со своим видением вселенной, поэтому за 27 лет серия значительно изменилась.

Оригинальная Fallout, созданная Black Isle Studios, задала рамки франшизе и определила ее эстетику. Действие разворачивается в 2161 году, спустя 84 года после ядерной войны. Главный герой — житель калифорнийского Убежища-13, который идет в Пустошь за новым чипом для очистки воды. Ему говорят, что устройство может находиться в соседнем Убежище-15, куда и нужно отправиться.

Fallout — изометрическая игра с видом сверху. Бои проходят в пошаговом режиме, а у персонажа есть очки действия для атаки и перемещения. Сейчас играть в Fallout слегка непривычно, но всё окупается интересным сюжетом и персонажами. Выходец из убежища решает конфликты между руководителями городов и бандитами, знакомится с гулями и Братством Стали, а также определяет судьбу Западного побережья Пустоши.

Вторая часть Fallout вышла в 1998 году. Источник: cообщество Steam

Вторая часть Fallout вышла в 1998 году. Источник: cообщество Steam

Fallout 2 от тех же разработчиков вышла в 1998 году, спустя всего год после первой части. Игровой процесс не отличается от исходного, зато здесь гораздо больше квестов и локаций, а история стала длиннее. Действие Fallout 2 начинается в 2241 году, через 83 года после первой части. Главный герой — Избранный, потомок Выходца из убежища. Он должен найти в Пустоши устройство ГЭКК, которое позволит улучшить природные условия в пустыне.

Игроки часто называют Fallout 2 лучшей частью серии. Ее полное прохождение занимает порядка 83 часов. Трудно поверить, что разработали ее всего за девять месяцев.

В следующие шесть лет по Fallout выходили только спин-оффы от других компаний. В Fallout Tactics 2001 года, созданной Micro Forté, вы управляете отрядом Братства Стали. В игре нет нелинейного сюжета и открытого мира, а акцент смещен с участия в диалогах на тактические бои.

А Fallout: Brotherhood of Steel 2004 года, которую разработала Interplay, — экшен с видом сверху. Игру раскритиковали за примитивный геймплей, где нужно лишь убивать однотипных врагов. Кроме того, обе игры признали неканоничными для франшизы.

В 2008 году, спустя десять лет после Fallout 2, вышла полноценная третья часть. Fallout 3 создавала другая компания — Bethesda Game Studios, известная по серии The Elder Scrolls. Действие перенесли из Калифорнии в Вашингтон, а главный герой — выходец из Убежища-101. В столичной Пустоши он должен найти пропавшего отца.

Третья Fallout переняла геймплей The Elder Scrolls IV: Oblivion — здесь тоже большой открытый мир, который вы можете исследовать как угодно. Но узнаваемые элементы Fallout на месте: эстетика ретрофутуризма, жестокие бои, черный юмор и сюжет с выходцем из убежища.

Fallout 3 фактически перезапустила франшизу и сделала ее по-настоящему популярной среди игроков. Третья часть разошлась тиражом в 12 млн копий за семь лет, а ее средняя оценка среди критиков — 93 балла из 100. Ни до, ни после Fallout не получала такого признания.

Fallout 3 был выпущен в 2008 году. Источник: steam сообщество

Fallout 3 был выпущен в 2008 году. Источник: steam сообщество

Через два года, в 2010-м, вышел спин-офф с подзаголовком New Vegas. Его создала студия Obsidian Entertainment, основанная разработчиками первых двух Fallout из Black Isle. New Vegas работает на том же движке, что и третья часть, и почти не отличается геймплеем и графикой.

Действие разворачивается в Неваде, в окрестностях бывшего Лас-Вегаса. Главный герой, в отличие от протагонистов предыдущих частей, никак не связан с убежищем и работает простым курьером. Его убивает таинственный незнакомец по имени Бенни, который хотел получить платиновую фишку из груза курьера.

В New Vegas значительно расширили нелинейность и улучшили диалоги. Эту часть любят так же сильно, как и вторую, и называют лучшей современной Fallout.

Следующую Fallout пришлось ждать пять лет. В 2015-м вышла Fallout 4, которую вновь создавала Bethesda. Выходец из бостонского Убежища-111 ищет в Пустоши пропавшего сына.

Графику значительно улучшили, а отзывчивость управления при стрельбе точно выросла. Но систему диалогов и нелинейность значительно упростили: игра больше напоминает не старые части Fallout, а современные шутеры в открытом мире вроде Borderlands.

Fallout 4 появилась на консолях и PC в 2015 году. Источник: steam сообщество

Fallout 4 появилась на консолях и PC в 2015 году. Источник: steam сообщество

Это не помешало Fallout 4 стать самой продаваемой игрой в серии: продано 25 млн копий. Оценки же критиков и игроков просели: упрощения в игровом процессе приняли в штыки.

Пятая часть еще не вышла. Все эти годы фанаты довольствовались спин-оффами. В 2015 году вышла казуальная Fallout Shelter — мультяшная стратегия, где вы управляете собственным убежищем и следите за его жителями. Игра условно бесплатная и доступна на телефонах.

В 2018-м появилась Fallout 76 — мультиплеерное ответвление серии. Действие перенесли из Бостона в Западную Вирджинию. Хронологически это первая игра во франшизе, ее действие начинается в 2102 году, спустя 25 лет после ядерной войны. Игру на выходе критиковали за спорный геймплей: в Пустоши не было неигровых персонажей, а игроки выполняли однотипные задания вроде убийства десяти мутантов. Со временем игру обновили и значительно улучшили: теперь это полноценная часть Fallout, в которую можно играть с друзьями.

Многопользовательская Fallout 76 увидела свет в 2018 году. Источник: steam сообщество

Многопользовательская Fallout 76 увидела свет в 2018 году. Источник: steam сообщество

Почему Fallout так популярен среди игроков

Игры серии Fallout, за редкими исключениями, всегда сохраняли высокую планку качества и оставались актуальными на протяжении десятилетий. Секрет успеха — в нескольких весомых причинах.

У Fallout уникальная вселенная с отличной эстетикой. Игр в сеттинге ретрофутуризма не так много — с ходу вспоминаются лишь антиутопические BioShock и Atomic Heart. Но других ретрофутуристичных игр, действие которых происходит после апокалипсиса, попросту нет. В Fallout уживаются роботы в фетровых шляпах и тренчах, фанатики из Легиона Цезаря, размышляющие о Римской империи, и вооруженные до зубов солдаты Братства Стали в силовой броне. В этот мир всегда хочется возвращаться, чтобы собирать в руинах крышки от бутылок, слушать по радио джазовую музыку и расстреливать радскорпионов.

Еще Fallout примечательна отличным ролевым отыгрышем. Почти во всех играх серии вы сами создаете героя, определяете его характеристики и уникальные черты. Ничто не мешает создать обольстительного наглеца, который может убедить главного злодея сдаться, — так было в первой Fallout. Или стать мерзавцем, который готов пожертвовать людьми ради крышек, — в Fallout 3 вы вольны взорвать атомную бомбу и уничтожить целое поселение. А еще во многих Fallout позволяют создать персонажа с интеллектом на отметке 1 из 10: в этом случае персонажи даже не будут понимать вашу речь.

Также Fallout цепляет непредсказуемостью. В открытом мире может произойти что угодно: в первой части есть вероятность случайно наткнуться на разбитый НЛО, а в New Vegas — найти комплекс с разумными гулями, которые хотят улететь с Земли на космических ракетах.

Последняя важная причина популярности Fallout — отличный баланс драмы и комедии. В играх серии представлено мрачное будущее, в котором люди для выживания готовы пойти на всё. Но авторы показывают, что человечество не меняется даже в таких суровых условиях. Фанаты годами создают смешные мемы по франшизе: потешаются над чрезмерно агрессивным сержантом Дорнаном из второй части, танцуют под Big Iron Марти Роббинса и иронично издеваются над Престоном Гарви, который навязчиво предлагает герою четвертой части помочь очередному поселению.

Какие игры стоит пройти новичкам

Первая и вторая Fallout сильно устарели — как геймплейно, так и визуально. Их стоит отложить, а знакомство лучше начать с третьей или четвертой Fallout. Триквел неплохо выглядит и сейчас, а геймплейно все современные Fallout основаны именно на ее игровом процессе. У четвертой лучшая графика и самый удобный геймплей, но сюжетно она проигрывает остальным Fallout.

Компромиссный вариант — Fallout: New Vegas. Она продолжает идеи первых двух частей и совмещает их с геймплеем третьей. А еще это отличная самостоятельная игра, которую захочется перепройти несколько раз, путей прохождения основного сюжета как минимум три. Как пройдете современные части Fallout, можете приступить к первым двум играм или спин-оффу Fallout 76 — там можно поиграть с друзьями.

РПГ-игра Fallout: New Vegas была выпущена в 2010 году. Источник: steam сообщество

РПГ-игра Fallout: New Vegas была выпущена в 2010 году. Источник: steam сообщество

А вот Tactics, Brotherhood of Steel и Shelter можно пропустить. Первые две фактически вычеркнули из франшизы как современные разработчики Fallout, так и игроки. А Shelter хоть и приятная стратегия, но совсем не обязательная для прохождения.

Кадр из неканонической игры Fallout: Shelter, сделанной на успехе основных игр компании Bethesda. Источник: steam сообщество

Кадр из неканонической игры Fallout: Shelter, сделанной на успехе основных игр компании Bethesda. Источник: steam сообщество

Что нужно знать о сериале и можно ли его смотреть без прохождения игр

Действие шоу «Фоллаут» разворачивается в 2296 году, после событий всех игр серии. В калифорнийской Пустоши ищут ученого Уилзига, сбежавшего с технологией ядерного синтеза из секретной организации «Анклав». На его поиски отправляются три главных героя: жительница Убежища-33 Люси, солдат Братства Стали по имени Максимус и наемник-гуль Купер Говард, в прошлом знаменитый голливудский актер. Люси выбралась из убежища, чтобы обменять Уилзига на своего похищенного отца. Максимус ищет Уилзига по заданию Братства, а Купер Говард преследует собственные не до конца понятные цели.

Идея создания сериала принадлежит Джонатану Нолану — шоураннеру фантастического шоу HBO «Мир Дикого Запада». Он также известен как младший брат Кристофера Нолана и один из сценаристов «Темного Рыцаря», «Интерстеллара» и «Престижа».

Режиссер Джонатан Нолан и актриса Элла Пернелл на съемках сериала Fallout. Фото:  press.amazonstudios.com

Режиссер Джонатан Нолан и актриса Элла Пернелл на съемках сериала Fallout. Фото: press.amazonstudios.com

Джонатан продюсирует «Фоллаут» вместе со своей женой Лизой Джой и Тоддом Говардом, руководителем разработки Fallout 3 и Fallout 4. Нолан также стал режиссером первых трех эпизодов. Шоураннерами «Фоллаута» выступают автор «Капитана Марвел» Женева Робертсон-Дуорет и сценарист комедийного сериала «Портландия» Грэм Вагнер.

По словам Тодда Говарда, события «Фоллаута» каноничны для игр, а сам сериал входит в игровую вселенную. Проходить игры серии перед просмотром шоу необязательно: два главных героя — Люси и Максимус — знакомятся с Пустошью и правилами мира вместе со зрителями.

Каким получился сериал

«Фоллаут» отлично переносит на экран вселенную игр и не отходит от фольклора вселенной. Фанаты будут рады бережному отношению создателей ко всем элементам Fallout — от брони персонажей до дизайна коробок с довоенной пищей. Никакой долгой экспозиции и нудных разъяснений каждой мелочи нет, зрителей быстро втягивают в происходящее. Сериал ценен и расширением предыстории: здесь впервые подробно показывают довоенный мир Fallout.

Сторонних зрителей завлекают интригующим и комплексным сюжетом о глобальном конфликте в Пустоши. Больше всего «Фоллаут» напоминает «Мир Дикого Запада» — в первую очередь структурой сюжета и персонажами. Наивная и добрая Люси напоминает Долорес, которая тоже чрезмерно доверяла людям. Неуверенный в своих убеждениях Максимус похож на Бернарда Лоу — идейного человека, который ставит под сомнение слова руководителя. Купер Говард будто и вовсе списан с Человека в черном — он тоже жестокий антигерой в шляпе, который досконально знает правила мира и ни во что не ставит других людей.

Fallout Tactics: Brotherhood of Steel 2001 года выпуска отошла от канонов серии игр Fallout. Источник: steam сообщество

Fallout Tactics: Brotherhood of Steel 2001 года выпуска отошла от канонов серии игр Fallout. Источник: steam сообщество

Создатели отлично передали дух веселого приключения, за которое ценят оригинальные игры. На пути к сюжетной цели герои переживают многое: перестрелку в городке, сражение с большим мутантом-амфибией, знакомство с другим убежищем и столкновение с продавцами органов в заброшенном супермаркете. Ни один эпизод не выглядит лишним, в каждом сюжет продвигается вперед, а персонажи заметно развиваются. Переживания героев показывают и через отлично поставленные флэшбеки, лучше всего раскрыли Купера Говарда и тайны его прошлого.

Минусы, разумеется, есть. Из-за ограниченного бюджета создателям не удается показать мир Fallout во всей его красе: на протяжении восьми серий мы видим лишь одно полноценное поселение, а экшен-сцен — в особенности с участием мутантов — совсем немного. В каких-то элементах сериал проигрывает первоисточнику, например в проработанности фракций и их мотивов.

Даже в отрыве от первоисточника «Фоллаут» — один из лучших сериалов года. В отличие от «Одних из нас» и многих других видеоигровых фильмов и шоу, сериал Джонатана Нолана — самостоятельное произведение, которое не опирается на существующий сюжет. Его авторы придумали историю, которая не уступает оригинальным играм и в чем-то даже их превосходит. Центральная сюжетная линия, несмотря на банальный троп о зловещей корпорации, захватывает внимание лучше всех основных историй игр.

Братство стали. Кадр из сериала Fallout

Братство стали. Кадр из сериала Fallout

Что будет с Fallout дальше

Полноценная пятая часть Fallout выйдет нескоро: сначала Bethesda должна закончить работу над The Elder Scrolls VI. Игровые журналисты предполагают, что релиз Fallout 5 случится только к 2031 году.

До тех пор Bethesda планирует развивать уже существующие игры. Для онлайновой Fallout 76 продолжают выходить масштабные обновления и дополнения с новым сюжетным контентом. А 25 апреля Fallout 4 обновят для компьютеров и современных консолей: в игре улучшат графику и производительность.

В отрыве от этих игр у фанатов остается только сериал. Его уже продлили на второй сезон, дата премьеры пока неизвестна. О разработке других проектов по Fallout тоже нет информации.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.