В 2024 году в реестр «террористов и экстремистов» добавили 669 человек — это рекорд по сравнению с аналогичными периодами как минимум с 2019 года. Сейчас в списке можно найти обвиняемых как в подготовке терактов, так и в «дискредитации армии».
28 марта четверых предполагаемых исполнителей теракта в «Крокусе» Росфинмониторинг внес в реестр террористов и экстремистов. Спустя два дня туда попали два сотрудника оренбургского гей-бара. Они стали фигурантами первого в России дела об «экстремистском движении ЛГБТ».
С февраля 2014 года реестр вырос в пять раз — сейчас там 14294 человека. Среди них можно найти писателя Бориса Акунина, бывшего чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова, сооснователя «Диссернета» Андрея Заякина и преподавателя «Шанинки» Бориса Кагарлицкого. Только за первые три месяца 2024 года перечень пополнили 669 человек — это рекорд по сравнению с аналогичными периодами как минимум за шесть лет. За январь-март прошлого года в реестр внесли 480 человек, а в 2022 — 378.
Среди «террористов и экстремистов» — 52 несовершеннолетних. Самый юный из них, 14-летний Егор Лаускис, попал в реестр в феврале 2024 года. Летом его отправили в колонию за поджог релейных шкафов «по заданию украинцев» — об этом сообщила Sota со слов его школьного друга. В ноябре «террористом» также признали 16-летнего Александра Левичева из Красноярска. Летом школьника задержали сотрудники ФСБ по подозрению в подготовке теракта на Кировском рынке.
За десять лет число несовершеннолетних «террористов и экстремистов» выросло в 3,5 раза. В 2024 году в реестр внесли 17 подростков младше 18 лет.
За время полномасштабной войны в Украине, как ранее писала «Новая-Европа», ФСБ отчиталась о более 100 предотвращенных терактах. 76 из них, по официальным данным, — диверсии под руководством украинских спецслужб.
В феврале террористами признали трех украинцев, которые по сообщениям ФСБ, готовили атаки против АЭС. В марте в реестр попали морпех ВСУ Антон Байдраков — в ДНР его осудили за военные преступления, а также москвич Ярослав Владыко, приговоренный к 10 годам колонии за попытку вступить в «Правый сектор». Сейчас в реестре можно также найти украинских политиков — депутата Верховной Рады Алексея Гончаренко, экс-главу МВД Арсена Авакова, экс-советника главы офиса президента Алексея Арестовича, а также бизнесмена Игоря Коломойского.
Поиск угрозы среди украинцев стал основным направлением контртеррористической деятельности ФСБ с начала вторжения. Если число уроженцев Дагестана — самой массовой национальной группы в реестре — упало в 1,5 раза с 2021 года, то число уроженцев Украины выросло в 2,6 раз.
Перечень «террористов и экстремистов» Росфинмониторинга был создан вместе с ведомством в 2001 году. Но тогда нахождение в реестре не влекло никаких санкций. В июне 2013 года были приняты поправки в закон о противодействии незаконным финансовым операциям — с тех пор всем, кто попал в перечень, запретили осуществлять финансовые операции с имуществом, вступать в наследство и пользоваться банковскими картами. А зарплату разрешили снимать только в размере десяти тысяч рублей по заявлению. Впрочем, как писала «Новая газета», многие работодатели в принципе не желают связываться с «террористами».
«Список Росфинмониторинга — это гражданская смерть, так как на работу никто не возьмет. Из-за нахождения в списке не берут на работу и родных. Такая же ситуация с учебой», — говорила «ОВД-Инфо» водительница троллейбуса Дина Гарина, осужденная по делу об оскорблении двух сотрудников Центра по противодействию экстремизму.
Реестр пополняется не по инициативе Росфинмониторинга, а по решению следственных или судебных органов. «Я тоже в свое время читал »Фандорина« [герой книг Акунина]. Но это ничего не значит — закон суров, но это закон, как говорили древние», — так замруководителя ведомства Герман Негляд прокомментировал внесение в реестр писателя Бориса Акунина.
Выйти из реестра, как отмечают эксперты, сложно даже после погашения судимости, а оспорить решение внесения в перечень «террористов и экстремистов» почти невозможно.