«Новая газета Европа» уже писала об отце Николае и публиковала его рассказ о себе. Он родился в 1984 году, пришел в церковь в начале 2000-х, потом занимался бизнесом, а в 2016-м принял священный сан в Челябинской епархии. Служил в небольшом поселке под Челябинском, строил храм, главным спонсором которого выступала «Русская медная компания». Ее представители преследовали священника после того, как он осудил войну, был запрещен в служении и в первый раз покинул Россию. В 2022–23 годах он делал это трижды, пока не нашел приют в Черногории, откуда в итоге переехал во Францию с помощью проекта помощи антивоенным священникам из России «Мир всем».
О нынешнем статусе и планах отец Николай по понятным причинам говорит осторожно. Но в выражении своей этической и политической позиции готов идти до конца. «Новая-Европа» с ним поговорила.
— Два года назад вы уехали из РФ и призвали всех россиян последовать вашему примеру, утверждая, что страной управляет сумасшедший человек. Сегодня, на фоне «электоральной процедуры» в РФ, вы решили повторить этот призыв. Он стал еще более актуальным?
— За два года ничего не изменилось. Увы, Россией по-прежнему управляет человек, который не отдает себе отчета в мотивах своих действий! И, кажется, мировое сообщество начинает это понимать. Совсем недавно президент США Байден назвал Путина сумасшедшим.
Россия напоминает мне фильм «Обитель проклятых». По его сюжету молодой доктор приезжает устраиваться на работу в психиатрическую больницу. Он общается с главврачом, с персоналом. С обычными, как ему кажется, людьми, профессионалами своего дела. Но в конце фильма выясняется, что настоящий персонал больницы заперт в подвале, а больницу захватили психически больные люди. При этом за главврача себя выдает самый опасный пациент больницы. И, конечно же, всё заканчивается трагично.
Россия больна. А тех людей, которые могли оздоровить общество, избавить его от страхов и ненависти, либо заставили уехать, либо посадили, либо убили. Как Алексея Навального.
И даже если на улицу выйдет миллион человек, безумец отдаст приказ стрелять. Стрелять по женщинам и детям. И сытые силовики будут стрелять.
Однажды мировые лидеры уже недооценили одного диктатора, и поплатились миллионами жизней; я молю Бога, чтоб это не повторилось. Пока нынешние мировые лидеры не поймут, что человек, не отдающий себе отчет в своих действиях и управляющий ядерной страной при современном уровне технологий, является угрозой не только для жителей России и Украины, но и для всей планеты, ничего не изменится.
Христос с теми, кому плохо. Сейчас плохо прежде всего украинцам. И если западный мир — христианский, то он обязательно поможет Украине.
А россиянам, у которых еще жива совесть, и спустя два года считаю пастырским долгом повторить свои слова. У власти сумасшедший человек! Уезжайте! Спасайте себя и своих близких!
Тем же, кто думает, что выполняет Божью волю, убивая украинцев, что «отдает душу свою за други своя», скажу: не обманывайтесь! Мы должны умирать за друзей своих, а не убивать. Христос не учил убивать.
— К каким последствиям для вас привели ваши обличения Путина и войны?
— К потере всего. Ведь я уехал в никуда. Без всего. Со мной была лишь моя вера, что Бог не оставит меня. И Он не оставил. Было непросто. И испытаний было много. Но с каждым испытанием крепла и вера.
Священник Николай Платонов. Фото из личного архива
— Где вы живете и служите сейчас?
— Пройдя через долгий период испытаний, я Божьей милостью добрался до Европы. А ведь были дни, когда меня укрывало ночью звездное небо.
Сейчас я нахожусь во Франции. Я приехал сюда служить Богу, быть в церкви. Но точно не в русской православной. Получится ли? На этот вопрос у меня пока нет ответа.
— В своих блогах вы пишете, что болен не только Путин, а больна вся Россия. Как бы вы назвали эту болезнь и когда появились ее первые симптомы? Есть ли лекарство против такой болезни?
— После 24 февраля 2022 года я пытался найти разные аргументы, чтобы переубедить своих родных и близких, поддерживающих Путина. Начиная с примера нацистской Германии — что не всякая власть от Бога — и заканчивая Нагорной проповедью Христа. Аргументов было много, и они были так очевидны, что тот факт, что меня не услышали, заставил задуматься: что же не дает людям увидеть очевидные вещи?
Очевидно, что не дает какой-то грех. Но какой грех делает человека слепцом? Это гордость. “Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и находясь во тьме, думает, что она во свете. Кто пленен гордостью, тому нужна помощь Самого Бога; ибо суетно для такого спасение человеческое», — пишет преподобный Иоанн Лествичник.
Война — это крайняя степень гордыни. Люди уверены в своей святости настолько, что считают, будто им дозволено убивать.
Как еще можно объяснить то, что они, не скрывая, оправдывают стопроцентно захватническую войну?! Не тем ли, что им впервые за долгое время хорошо? Жизнь превратилась в интерактивную геополитическую игру, в которой те, кто наслаждается гордым имперским величием, сидя на диване, принимают непосредственное участие.
— Должен ли христианин, если он против войны, но не может покинуть Россию, оставаться прихожанином РПЦ? Осталось ли в этой церкви что-то живое и спасительное?
— Оставаться там очень опасно. Ведь храмы Московского патриархата транслируют общую «линию партии», линию войны. И не забывайте, что в этих храмах читают кровавую молитву о победе.
Если вам посчастливится и вы найдете храм, где не транслируют прокремлевскую повестку, не читают эту страшную «молитву о победе», то в такой храм нужно бежать, а не идти, ведь там служит практически святой человек.
— Почему, по-вашему, остальному христианскому миру не хватило решимости полностью порвать с РПЦ после того, как она стала идеологически обслуживать «СВО»?
— Не хватило невежества. Ведь разрывает со всеми связь именно РПЦ. А христианский мир не таков. Это мир милосердия, терпения и сестринского ожидания возвращения погрязшей в пороках сестры.
— Почитаете ли вы как мученика Алексея Навального? Следует ли ставить вопрос о его канонизации?
— Абсолютно уверен в том, что Алексея рано или поздно канонизируют. Могу ответить противникам этой мысли одно: а чем его подвиг менее значим, чем подвиг царя Николая?
Алексей был умней, добрей и смелей. Он вывез свою семью, а потом, после отравления, после того как был на краю смерти, вернулся. Вернулся бы в такой ситуации царь Николай? Очень сомневаюсь.
Фото: Hannibal Nanschke / EPA-EFE
Ну а тем, кто говорит, что он вернулся из-за политических амбиций, скажу: Алексей вернулся ради России, а Россия — это люди. Загляните в святцы — сколько там мы найдем святых царей и князей-завоевателей? А Алексей был миротворцем. О завоевателях Христос не говорил, а о миротворцах говорил.
И тот факт, что, имея огромное количество последователей, вышедших на улицу, Алексей не повел их на Кремль устраивать кровавый переворот, говорит о его светлой душе. Он лишь пытался достучаться до власти и до людей. Достучаться и донести: мы можем измениться!
Его безграничная вера в человека не является ли очередным живым примером Христовой веры в человека, и как следствие — крестной жертвы? Ради этой веры и любви он и вернулся. Он был очень добрым и верующим человеком. Перечитайте его пасхальное обращение 2014 года.
Кто-то говорит, что Навальный «не ходил в храм». Дорогие мои, сейчас миллионы людей благополучно ходят в России в храмы и читают там молитву о победе в кровавой, захватнической войне с некогда братским народом.
Поможет ли их окамененной нечувственности и жестокосердию хождение в храм? Хождение в храм — это не гарантия спасения.
А как узнать — святой ли Алексей? Это очень просто. Предлагаю всем, с той верой, какая у вас есть, просить у Алексея то, что вам нужно. Но только доброе просите! И по чудесам узнаем, достоин ли Алексей канонизации, или нет. Свершившиеся чудеса можно публиковать в соцсетях.
— Ну и последнее: каков ваш прогноз дальнейшего развития событий и как скоро закончится война?
— От пророков во мне лишь та часть души, что отвечала у пророка Илии за уныние. Молюсь, чтобы закончилась прямо сейчас. Чтоб перестали гибнуть люди. Уверен, многие видят, что адская воронка войны засасывает мир в безвозвратную тьму.
И чем дольше мировое сообщество ждет, не останавливая кровавого диктатора, тем меньше шансов избавить мир от многомиллионных жертв, повторив страшную ошибку XX века.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».