Государственная дума РФ рассмотрит просьбу непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) о помощи. Ранее Съезд народных депутатов всех уровней самопровозглашенной ПМР обратился к Федеральному Собранию России, попросив о содействии в условиях «экономической блокады» со стороны Молдовы. Вместе с экспертами оцениваем военные силы России в непризнанной республике, а также шансы нового конфликта.
«Защищать своих»
Зампред комитета по делам СНГ Госдумы РФ Виктор Водолацкий, говоря о рассмотрении обращения, заметил: «Здесь без Совета безопасности не обойтись. Потому что здесь целый комплекс вопросов поднят. В любом случае мы обязаны защищать своих граждан. Граждане России не должны страдать от маниакальных действий [президента Молдовы Майи] Санду и её приспешников, которые хотят дестабилизировать ситуацию».
В прошлый раз о страданиях «соотечественников» говорил в апреле 2022 года заместитель командующего войсками Центрального военного округа (ЦВО) армии РФ генерал-майор Рустам Миннекаев, заявивший, что
«контроль над югом Украины — это еще один выход в Приднестровье, где также отмечаются факты притеснения русскоязычного населения».
В 2022 году произошло обострение ситуации на границе ПМР и Молдовы. В столице непризнанного региона прогремело несколько взрывов. Заговорили о возможном прорыве со стороны Приднестровья навстречу наступающим российским войскам.
И вот вновь российские политики рассказывают о необходимости «помочь» самопровозглашенной ПМР. Какими силами располагает непризнанный регион, окруженный со всех сторон Молдовой и Украиной, чтобы попытаться прорвать блокаду?
Сухопутный коридор
«Если в 2022 году высадка десанта в район Одессы с кораблей Черноморского флота еще выглядела реальной, то сегодня никаких сил, способных захватить южную Украину и пробить коридор к Приднестровью, у армии РФ нет и в помине, — рассказывает «Новой-Европа» на условиях анонимности российский военный эксперт. — Скорее уж наоборот: можно говорить о том, что Молдова в случае возникновения открытого конфликта, при поддержке Украины или Румынии, решится на прямую агрессию — скорее всего, у нее получится взять Тирасполь (столица ПМР). И никакие миротворцы не помогут. Им бы свои шкуры спасти при начале войны».
По словам нашего собеседника, на российской военной базе в Приднестровье сегодня служит от 1500 до 1800 человек. Подавляющее большинство из них — местные жители, получившие российское гражданство. Есть два миротворческих батальона, в которые входят около 900 солдат. Также существует батальон охраны военных складов, укомплектованный уроженцами ПМР. Исключение составляет командный состав, который не ротировался уже несколько лет. Российских офицеров, да и мужчин в целом, не пропускает Молдова. Офицеры — выходцы из России — живут на базе в комфортных квартирах. Непосредственно на границе ПМР и Молдовы находится полтора десятка постов и КПП, на которых несут службу миротворцы.
В соответствии с решением Стамбульского совещания ОБСЕ 1999 года Россия обязалась вывести оружие и весь личный состав с территории ПМР к концу 2002 года. Но нарушила свои обязательства и не вывела.
Конфликт не нужен
«На российской базе есть несколько танков, — рассказывает «Новой-Европа» источник, хорошо осведомленный о состоянии дел в армии Молдовы. — Эти боевые машины несколько лет назад заводили и даже выезжали на них за пределы базы. Эта история наделала много шума. Сейчас на базе служит от 1,5 до 2 тысяч человек. Однако 95 процентов — граждане Приднестровья. Воевать они не хотят и, скорее всего, не очень смогут. Максимум — охранять склады с советской рухлядью. Но и армия Молдовы также очень слабо боеспособна. У республики, например, нет ни одного танка. Люди, располагающие достоверной информацией, рассказывают, что в 2022–2023 годах украинские политики предлагали проведение совместной операции по возвращении контроля над территорией ПМР Кишинёву. В случае ввода серьезного контингента ВСУ регион быстро бы сменил власть».
«По данным каталога Military Balance, в вооруженных силах Молдовы служит немногим более 5 тысяч военных, — говорит российский военный эксперт.
— У них на вооружении есть лишь легкобронированная техника. Для того чтобы эффективно атаковать сравнимую по численности армию Приднестровья, этих сил не хватит.
У ПМР есть пара десятков старых советских танков, более 50 БТР и артиллерия. Есть даже несколько самолетов и вертолетов. Но они, кажется, давно не летали. Кроме того, они теоретически могут поставить под ружье всех сотрудников спецслужб и органов внутренних дел. Вместе с призванными резервистами это могло бы составить до 20 тысяч штыков. Но имеющим опыт боевых действий, хорошо слаженным и вооруженным по натовским стандартам частям ВСУ они не смогут оказать достойного сопротивления. Но у украинцев самих сейчас трещит фронт из-за нехватки снарядов и живой силы. Им не до авантюр с Тирасполем. Поэтому, как я думаю, конфликт снова кончится ничем».
Собеседник «Новой-Европа» в Кишинёве считает, что всё обострение вызвано ростом таможенных тарифов для товаров для импорта в ПМР. Кроме того, в ПМР повысились цены на некоторые виды товаров, к примеру, на газ. И местные депутаты решили компенсировать это повышение, попросив помощи у России. По словам источника «Новой-Европа», в военном конфликте сегодня не заинтересована ни одна из сторон.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».