КомментарийОбщество

У короля Великобритании Карла III диагностировали рак

Что предусматривает протокол Букингемского дворца на этот случай?

У короля Великобритании Карла III диагностировали рак

Король Карл III с герцогиней Корнуольской Камиллой покидают клинику в Лондоне, 29 января 2024 года. Фото: Chris Jackson / Getty Images

Сказать, что известие о раке, диагностированном у короля Карла III, было неожиданным, это не сказать ничего. В целом члены королевской семьи отличаются неплохим здоровьем: мать короля Елизавета дожила до 96 лет, а его бабушка — до 101. Как британская общественность отреагировала на эти новости и какой протокол действует в такой ситуации?

Британский писатель и журналист, автор нескольких биографических книг о представителях королевской семьи Хью Викерс отметил, что до сих пор проблемы короля со здоровьем не были настолько серьезными, чтобы привести к отмене официальных встреч под предлогом плохого самочувствия. Пожалуй, к наиболее серьезным происшествиям можно отнести падение с лошади в 1990 году во время игры в поло, в результате чего будущий король сломал руку сразу в двух местах, а также сломанные ребро и ключицу — тоже после падения с лошади во время охоты. В 2003-м Карл перенес операцию по вправлению грыжи, а в 2008 году ему удалили небольшую доброкачественную опухоль в носу.

В общем, набор примерно такой же, как и у многих среднестатистических британцев, доживших до 75 лет. При всем личном богатстве и привилегированном положении король остается пожилым мужчиной с присущими возрасту болезнями, а на сегодняшний день самой распространенной медицинской проблемой у людей старшего поколения являются именно онкологические заболевания. Несколько пугающая статистика говорит, что этот диагноз будет поставлен каждому второму жителю Британских островов.

Решение Карла III рассказать о своем недуге широкой публике (хоть он и воздержался от того, чтобы поделиться информацией о виде рака и его стадии) кардинально отличается от распространенной в королевской семье модели поведения, когда личные проблемы и болезни держатся в секрете.

Месяц назад Букингемский дворец сообщил, что у короля проблемы с предстательной железой и что он решил рассказать о них обществу, чтобы мужчины не боялись врачей и незамедлительно обращались к ним при первом появлении тревожных симптомов.

Похоже, откровенность короля сыграла положительную роль, потому что число запросов о предстательной железе на сайте Национальной системы здравоохранения увеличилось после этого в десять раз.

В целом реакция общества на известие о раке у короля была вполне предсказуемой. Пожелания скорейшего выздоровления и сочувствия посыпались со всех сторон: в Британии с ними выступили все политики, включая премьер-министра Риши Сунака, лидера оппозиции сэра Кейра Стармера, первых министров Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, а также бывших премьеров Бориса Джонсона и Лиз Трасс.

Машина скорой помощи у Букингемского дворца в Лондоне, 6 февраля 2024 года. Фото: Andy Rain / EPA-EFE

Машина скорой помощи у Букингемского дворца в Лондоне, 6 февраля 2024 года. Фото: Andy Rain / EPA-EFE

Еще в свою бытность принцем Уэльским нынешний король проявлял подчеркнутые уважение и интерес к другим конфессиям и религиям. Поэтому неудивительно, что с пожеланиями скорейшего выздоровления к нему обратились и католические иерархи, и мусульмане, и представители иудаизма.

Сложнее сказать, кто НЕ откликнулся на известие о том, что у короля диагностировали рак. Тем более что за полтора года царствования его популярность у британской публики выросла до 62%, хотя монарху еще очень далеко до популярности покойной королевы (75%).

В том же заявлении, в котором было сказано о болезни Карла III, Букингемский дворец отметил, что король по-прежнему будет выполнять свои конституционные обязанности: встречаться с премьер-министром, принимать послов и подписывать правительственные документы, требующие официального королевского одобрения. Король на время отказывается только от личных встреч с публикой.

Что это означает для королевской семьи и судьбы британской монархии? На данный момент — абсолютно ничего. Кроме того, что старшему сыну короля принцу Уэльскому (Уильяму) придется взять на себя часть обязанностей отца. На помощь брата он рассчитывать не сможет: младший сын короля принц Гарри работающим членом королевской семьи больше не является, то есть, не может представлять семью.

Он, конечно, прилетел в Лондон, узнав о болезни отца, но это частный визит, и взять на себя часть королевских обязанностей он не сможет, даже если бы и захотел.

В крайнем случае король может последовать примеру покойной королевы и организовать часть встреч онлайн, как это делала Елизавета II во время локдауна.

А что будет, если здоровье короля ухудшится настолько (например, если он будет проходить терапию), что Карл III не сможет выполнять даже конституционные функции?

На этот счет тоже всё продумано. В этом случае у короля есть три варианта: передать часть полномочий так называемым государственным советникам, которые будут уполномочены специальной патентной грамотой, назначить регента или отречься от престола.

Начнем с конца. Отречений — тем более отречений добровольных — в британской истории практически не было, если не считать дяди Елизаветы II, Эдуарда VIII. Даже изгнанные Стюарты (Джеймс, он же Яков II), находясь на чужбине, отчаянно цеплялись за свое положение и отрекаться не спешили.

Покойная королева могла бы последовать примеру своих коллег из Скандинавии и передать престол сыну гораздо раньше, но она считала, что корона — работа пожизненная, и так и не «уволилась» до самого конца.

С премьер-министром Великобритании Риши Сунаком. Фото: Daniel Leal / WPA Pool / Getty Images

С премьер-министром Великобритании Риши Сунаком. Фото: Daniel Leal / WPA Pool / Getty Images

С регентством гораздо проще. По закону регентом должен стать сын короля, наследник престола, то есть принц Уильям. Его популярность по-прежнему выше, чем у отца, и составляет 74%.

Для общей популярности монархии этот шаг, возможно, был бы и неплох, но к нему прибегнут только в том случае, если здоровье короля резко ухудшится без особых надежд на выздоровление. Тем более что регентство — не самый приятный для монарха выбор, поскольку отмена этого шага будет уже не в его власти. Дело в том, что регентство может быть прекращено только после специального заявления, подписанного как минимум тремя лицами: женой короля, лорд-канцлером и спикером палаты общин.

Самая мягкая и самая временная мера на случай серьезной болезни монарха — это назначение государственных советников. Эта процедура для Карла III не нова, поскольку советники назначаются каждый раз, когда король, например, покидает Великобританию и отправляется в заграничное турне.

По правилам государственными советники считаются жена короля и следующие люди в очереди на престол: королева Камилла, принц Уильям, принц Гарри, принц Эндрю (младший брат короля) и принцесса Беатрис.

Однако принцесса Беатрис, старшая дочь второго сына королевы, принца Эндрю, не относится к работающим членам королевской семьи. Принц Эндрю был полностью отстранен от общественной жизни после скандала, связанного с Джеффри Эпштейном. Принц Гарри добровольно сложил с себя королевские обязанности и отправился жить в Калифорнию.

Вместо них в число потенциальных государственных советников парламент внес самого младшего брата короля, принца Эдварда, он же граф Уэссекский, и его сестру, принцессу Анну.

Государственные советники могут выполнять большую часть обязанностей короля, пока он болен, но не имеют права распускать парламент кроме как по его указанию и лишены полномочий возводить в рыцарство. Основное ограничение состоит в том, что советники не могут выполнять функции главы государства в других странах — в Австралии, Новой Зеландии и Канаде.

В любом случае говорить об этих вариантах пока преждевременно.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.