СюжетыКультура

«Хотели столько всего придумать. А потом началась война»

Дизайнерка украшений для фильма «Мастер и Маргарита» помогала политзаключенным и покинула РФ после ночи в ОВД Братеево. «Новая-Европа» с ней поговорила

«Хотели столько всего придумать. А потом началась война»

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»: Марс Медиа

Катя Рабей — российская дизайнерка украшений, переехавшая в Израиль после вторжения России в Украину. Несколько дней назад в социальной сети X широко разошелся ее тред о работе над украшениями для нового фильма «Мастер и Маргарита».

В разговоре с «Новой-Европа» Рабей рассказала, как два месяца делала корону Маргариты, создавала перстень для Воланда и браслеты для бала Сатаны. Также мы поговорили о ее мечтах в довоенное время, задержании на антивоенной акции и эмиграции.

Фото: личный архив Кати Рабей

Фото: личный архив Кати Рабей

Кольцо Воланда и корона Маргариты

25 января в российский прокат вышел фильм «Мастер и Маргарита». Пока режиссера картины Михаила Локшина травят Z-активисты за антивоенную позицию, сама драма получает восторженные отзывы критиков, в том числе за антураж, атмосферу и проработанные костюмы. Над их деталями, а именно над ювелирными украшениями, работала дизайнерка Катя Рабей. Девушка еще в 2019 году — за два года до начала съемок фильма — писала, что хочет делать украшения для кино.

«Мои большие кумиры — дуэт МинаЛима, который создал весь визуальный мир фильмов о Гарри Поттере, я бы тоже хотела делать такие штуки. Я уверена, что я такое могу и была бы молодцом», — рассказывала она.

В разговоре с «Новой-Европа» Рабей объяснила, что это был ее первый опыт работы в киноиндустрии. В основном она делала изделия по дизайнам художницы по костюмам Гали Солодовниковой и ее ассистентки Саши Ароновой, но полностью самостоятельно разработала перстень для одного из главных героев.

Рабей говорит, что попала на съемочную площадку «Мастера и Маргариты» благодаря «ювелирному знакомству». Участница одной из выставок драгоценностей в Москве, которую она организовывала, посоветовала ее Солодовниковой.

Корона в процессе. Фото: личный архив Кати Рабей

Корона в процессе. Фото: личный архив Кати Рабей

— Это была моя мечта, но я никогда не аккумулировала это вслух. Когда это произошло, я подумала, что это знак небес, потому что мне всегда хотелось делать фантазийные вещи для кино, — рассказывает Катя.

Для фильма дизайнерка сделала много разных украшений, но ее любимое — корона Маргариты. По словам Рабей, «она стоит вне конкуренции».

— Она отдельно выстраданная, это был квест на два месяца. Я ночевала в мастерской иногда, даже думала, кто меня дернул за язык согласиться на это, потому что там было много вещей вне зоны моей компетенции. Я ювелир, я работаю с более мелкими вещами, а тут я, например, столкнулась с необходимостью выковать шлем. В итоге я ходила в кузницу, мой знакомый кузнец помогал мне, я вручную доделывала. Это огромные масштабы, в эту корону вложено столько всего, что она стала самой эффектной и любимой.

Корона. Фото: личный архив Кати Рабей

Корона. Фото: личный архив Кати Рабей

Другая особенная вещь с этого проекта — перстень Воланда с оптической иллюзией, где абстрактные линии превращаются в W, который был полностью придуман и сделан самой Рабей.

— В перевернутом виде это буква «М» — Мастер, Маргарита, Москва, а наоборот — это весь сатанинский мир, Воланд и так далее, — объяснила Катя.

Позднее коллеги по фильму сообщили ей, что кольцо так понравилось исполнителю роли Воланда Аугусу Дилю, что после съемок он забрал его себе.

— Я ужасно рада и очень горжусь, потому что он такой импозантный артист, и у него мой перстень. Мне очень приятно, — делится Рабей впечатлениями.

Сама она картину посмотреть не может, поскольку с 2022 года живет в Израиле, а фильм идет только в российских кинотеатрах. Но надеется увидеть его, как только предоставится возможность.

«Всеобщий знакомый человек-ювелир»

«Мастер и Маргарита» — пока что единственный кинопроект, в котором участвовала Рабей. До начала вторжения РФ в Украину Катя развивала свой личный бренд Rabeyka с «беспечными, легкомысленными и разноцветными» украшениями, а вообще она работает ювелиром уже около десяти лет.

— Я с подросткового возраста делала украшения из полимерной глины, бисера и так далее. Это было хобби. Мое первое образование филологическое, я работала переводчицей с итальянского языка. Потом я поехала учиться в Израиль на ювелира, это мое второе высшее образование. После этого я стала работать в этой области с частными заказами и с небольшими партиями, — рассказывает Катя.

В то же время ей хотелось развивать в Москве направление современных концептуальных ювелирных украшений.

— И я подумала, что классно, сейчас мы столько всего придумаем, сделаем проекты, привезем международных авторов. Очень многообещающе. А потом началась война, и находиться в России стало очень трудно, — говорит дизайнерка.

Сейчас она живет и работает в Израиле на местный ювелирный бренд. Катя настроена оптимистично, хотя «какие-то амбиции пришлось поставить на паузу».

— Жизнь сложилась как сложилась, мне пришлось уехать. И поэтому я не очень понимаю, что из этого выйдет и выйдет ли что-то вообще… Когда-нибудь я, разумеется, буду думать в сторону [работы в кино], но пока мне приходится работать над максимально простыми вещами, чтобы выжить, — объясняет Рабей.

Поддержать независимую журналистикуexpand

Украшения в помощь украинским беженцам 

Когда дизайнерка говорит, что делает совсем легкомысленные украшения, то немного лукавит. Неоднократно она создавала изделия, отражающие ее социальную позицию. К примеру, несколько лет назад она выпустила серию брошей, посвященных женской мастурбации.

— О женской мастурбации, как и о женском сексуальном удовольствии, почти никогда не говорят и, следовательно, никогда не романтизируют. В этой серии брошей из алюминия и дерева, расписанных вручную, я хочу показать красоту «немыслимого поступка». Три женские фигурки, переполненные сердечками и цветочками, словно влюбляющиеся персонажи мультфильмов, — в данном случае они влюбляются в себя, — объясняла Катя.

Катя Рабей в процессе работы над украшениями для фильма «Мастер и Маргарита». Фото: личный архив Кати Рабей

Катя Рабей в процессе работы над украшениями для фильма «Мастер и Маргарита». Фото: личный архив Кати Рабей

По ее словам, она специально сделала броши крупными, разноцветными, очень яркими и бросающимися в глаза. Так как тема женской мастурбации в обществе является табу, то она хотела противопоставить свои украшения такому положению вещей — сделать их не маленькими и скрытыми, а веселыми и нарядными.

В 2022 году Рабей также выпускала изделия, средства от продажи которых шли на помощь украинским беженцам и российским политзаключенным. Первая партия представляла собой сине-желтые моносерьги, а вторая — различные украшения с надписью «Хуй войне».

«Благо меня не пытали»

После начала полномасштабного вторжения России в Украину Катя Рабей неоднократно выходила на антивоенные митинги в Москве. 6 марта 2022 года во время одной из акций протеста ее задержали силовики и отвезли в ОВД Братеево.

Задержанные в один день с Рабей девушки позднее рассказали о жестоком отношении и пытках со стороны полицейских: им заливали антисептик в глаза, душили пластиковым пакетом, обливали водой и таскали за волосы. Одна из задержанных смогла сделать аудиозапись происходящего, а спустя полгода девушки вместе с журналистами назвали имена причастных к пыткам силовиков — Ивана Рябова и его начальника Александра Федоринова. Евросоюз ввел санкции против этих полицейских, но в России они не были подвергнуты никакому наказанию.

Рабей рассказала, что ее саму не пытали, но вряд ли она сможет забыть те часы в ОВД Братеево.

— Меня как старшую отвели в сторонку и сказали, чтобы я воздействовала на младшие неокрепшие умы остальных задержанных, чтобы они перестали настаивать на 51-й статье [Конституции РФ] (Статья дает право не свидетельствовать против самого себя. Прим. ред.), а не то меня будут макать головой в унитаз как координатора. Класс, — описывала дизайнерка произошедшее в отделе.

Также Катя заявила, что полицейские взяли у нее телефон и смогли разблокировать его, несмотря на пароли на айфон и на телеграм. После этого они стали «с издевкой зачитывать вслух» сообщения из переписки девушки.

— Примерно на середине нахождения в Братеево я поняла, что всё, завтра я покупаю билет в Израиль. Буквально на следующий день я пошла к ветеринару вместе со своей собакой, мы сделали ей прививку [для вылета из России]. И через месяц меня там уже не было, — говорит Рабей.

После задержания на митинге Катя начала «параноить», ей «везде стала чудиться полиция». Тогда она стала ездить на такси даже до ближайшего супермаркета, так как боялась в одиночку выходить из дома.

Когда тред про работу над «Мастером и Маргаритой» разошелся в соцсетях, пропагандист и корреспондент RT Константин Придыбайло описал его так:

«Рассказ о том, как у девки в России всё начало получаться и сбывалась мечта, а она уехала «потому что не могла вывозить». Дура».

Рабей в ответ пришлось еще раз подчеркнуть, что она уехала из-за пережитого в ОВД Братеево. С другими девушками, попавшими вместе с ней в ОВД, Катя поддерживает связь до сих пор. У них есть чат, и называется он «Попыточная».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.