КолонкаОбщество

Шлем для всадников Апокалипсиса

Apple выпустила на рынок Vision Pro — первое концептуально новое устройство за десятилетие

Шлем для всадников Апокалипсиса

Фото: Apple

19 января 2024 начался предзаказ первого за десять лет концептуально нового гаджета Apple. Продажи Vision Pro начнутся 2 февраля во всех «яблочных» магазинах на территории США, а также онлайн. Цена гаджета в минимальной комплектации с 256 Гб памяти на борту — $3499. Если вы сотрудник Apple, можете рассчитывать на 25% скидки. Если ваше зрение требует диоптрической коррекции, можно докупить Zeiss Optical Inserts ($99), которые примагничиваются к линзам и требуют замены дополнительных светозащитных насадок (Light Seals, $199). Довести комплект до совершенства можно с помощью переносной сумки ($199), сменного аккумулятора ($199) и еще всякой мелочи.

О том, что базовая комплектация Vision Pro стоит ровно столько, сколько зарабатывает за три недели средний американец, потревоженная общественность узнала в начале лета, когда Apple впервые анонсировала гаджет на Worldwide Developers Conference. С тех пор общественность не может истощить запас слов в описаниях возмущения капиталистическим беспределом. Причем чем дальше от территории Соединенных Штатов обитает журналист-клеймитель, тем интенсивнее закипает его классовый гнев, что немудрено: даже в сытом Евросоюзе Vision Pro будет стоить как минимум на 20% дороже, с учетом традиционного пересчета цены с долларов на евро самим Apple и добавления оградительных налогов государств, импортирующих экзотическую чудо-технику.

Раз уж фиксация общественного внимания происходит на цене, предлагаю наш условный обзор с нее и начать. Обзор называю условным, потому как он вынужденно напоминает спор о вкусе устриц и кокосовых орехов из миниатюры Жванецкого. Vision Pro на рынке пока нет, поэтому приходится разбавлять противоречивые эмоции горстки американских тестировщиков, которым Apple дала подержать в руках прототип, собственным 35-летним компьютерно-игровым опытом и регулярным пользованием шлемом виртуальной реальности Meta Quest II.

Итак, о цене. Полагаю, что экзальтация возникла на пустом месте, ибо связана с двумя принципиальными ошибками, совершенными мейнстримной прессой. Во-первых, непониманием того, чем в технологическом отношении является Vision Pro. Все решили, что речь идет о Virtual Reality Headset — шлеме виртуальной реальности, поэтому сравнение с конкурентами заслуженно вызвало недоумение:

цена Meta Quest III — $500, Sony PlayStation VR2 — $550, и даже топовый Meta Quest Pro обойдется «всего» в $1000.

Стоит, однако, скорректировать оптику, как ценовое недоумение исчезает. Apple Vision Pro — это не шлем виртуальной реальности, а Head Mounted Computer, то есть компьютер, который носится на голове. И предназначен он не столько для «виртуальной реальности», сколько для обеспечения того, что в терминологии Microsoft звучит как Augmented Reality, а в терминологии Apple — Mixed Reality, то есть «усиленной», или «смешанной», реальности.

Не вдаваясь в техникалии, можно сказать, что шлем виртуальной реальности предназначен для погружения в мультипликационный мир игрушечных развлечений, а компьютер «усиленной реальности» предназначен для выполнения задач, которые требуют бесшовного совмещения виртуального мира и риаллайфа. Иными словами, вы надеваете на голову Vision Pro и видите уникальный симбиоз окружающего вас интерьера или экстерьера с цифровыми артефактами — «персонами», «объектами», «приложениями», «виджетами» и проч.

Фото: Apple

Фото: Apple

Усиленная, или смешанная, реальность достигается с помощью режима под названием Transparency — «прозрачность», который позволяет совмещать цифровой мир и риаллайф, пропущенный через цифровую оптику.

Если вы пользуетесь шлемами VR, то знаете, что воспроизведение окружающей действительности через цифровую оптику сегодня выглядит в этих шлемах как издевательство на уровне картинки с разрешением 480p (а по ощущениям — и того ниже).

Для того чтобы обеспечивать бесшовное совмещение реальностей, нужно уникальное компьютерное «железо», которое мы и имеем счастье обнаружить в Apple Vision Pro. Micro OLED линзы этого чудо-гаджета подают на каждый глаз изображение с полноценным разрешением 4К.

В результате мы получаем экран из 23 млн пикселей (суммарное разрешение 4096 x 5464) с расширенным динамическим диапазоном (HDR) и широкой цветовой гаммой (WCG). В риаллайфе такое пространство соответствует 30-метровому экрану.

За симбиоз двух реальностей отвечает мощный процессор Apple M2, усиленный специально разработанным новым чипом R1, который управляет 12 камерами Vision Pro, пятью сенсорами и шестью микрофонами. И всё это — в новой операционной системе.

В процессе разработки Vision Pro Apple подала заявки на 5000 (!) патентов, поэтому остается лишь удивляться, как компании удалось отлить такое технологическое чудо в гаджет стоимостью лишь $3500.

Адекватное позиционирование носимого на голове компьютера для работы с усиленной смешанной реальностью позволяет убрать неуместные аналогии со шлемами VR и сравнить Vision Pro с единственным более или менее сопоставимым гаджетом — HoloLens, который компания Microsoft впервые представила в 2015 году по цене $3500. Усиленная и обновленная версия HoloLens II появилась на рынке в 2019 году и стоила столько же. То есть аккурат так, как Apple Vision Pro сегодня.

Предположу, что большинство читателей никогда про HoloLens не слышали, и это неудивительно: Microsoft позиционирует свой девайс не для потребительского рынка, а для корпоративного и профессионального — в первую очередь в области здравоохранения, конструирования, инженерного дизайна.

Фото: Apple

Фото: Apple

Ситуация качественно изменится 2 февраля, когда в продажу поступит полноценный компьютер в форм-факторе игрового шлема, по всем параметрам превосходящий и существующие на рынке бытовые игровые шлемы, и корпоративный HoloLens, однако предназначен новый гаджет будет именно для рядового потребителя.

Теперь, когда мы разобрались с ценой (вернее, конечно, не разобрались — кто же со спокойной душой смирится с таким адским ценником! — а лишь оправдали и даже похвалили Apple за умение втискивать космические технологии в бытовые гаджеты), можно попытаться найти честный ответ на вопрос: «Кому Vision Pro нужен?»

У нас появилось еще одно ключевое слово — честный, и его нельзя недооценивать. Потому что в компьютерной и околокомпьютерной прессе честность — раритетный, я бы даже сказал, реликтовый зверек. Говорю ответственно как колумнист, проработавший в этой самой IT-прессе 16 лет. Писать честно профессиональному обозревателю компьютерного железа и софта невероятно трудно. Не потому, что это какая-то особо безнравственная порода людей, а потому, что так устроены сами СМИ, занимающиеся обзорами IT-технологий. Легко предположу, что точно так же устроены и все остальные профильные СМИ: и те, что хвалят автомобили, и те, что тестируют аудиотехнику, и те, что специализируются на холодильниках или телевизорах.

Писать честно трудно, потому что сама отрасль питается от рынка, которым занимается. В результате об одних производителях нужно писать много и хорошо (потому что они на год вперед купили рекламные полосы в издании), других, напротив, требуется пожурить и постращать (потому что они переметнулись к конкурирующему изданию или их не любит кто-то из учредителей СМИ).

Читателям необязательно знать все нюансы этого незавидного ремесла журналистов тестировщиков гаджетов, но ценить редкие случаи честного обзора необходимо.

Итак, главный вопрос: стоит ли овчинка выделки? Покупать или не покупать Vision Pro? При наличии финансовых возможностей необходимость покупки будет очевидна как минимум двум категориям потребителей: тем, кто уже пользуется VR-шлемами, и тем, кто уже работает в экосистеме Apple.

Если вы любите и регулярно используете шлем виртуальной реальности, то должны понимать: по техническим и эстетическим параметрам Vision Pro даст вам опыт, сопоставимый с пересадкой с Lada Granta сразу на Koenigsegg Gemera или Aspark Owl.

Все, кто работает в экосистеме Apple, также осознают преимущества Vision Pro как гаджета, способного обеспечить беспрецедентные приватность и комфорт для выполнения уже привычных занятий: зависания в видеочатах FaceTime, просмотра фильмов по Apple TV, работы над презентациями в Keynote, написания текстов в Pages, веб-серфинга в Safari, работы с электронными таблицами в Numbers и так далее.

Единственная неохваченная и при этом самая многочисленная категория — пользователи Windows/Android (про Linux речь не идет, потому что это профессиональная ОС, а не бытовая), у которых нет опыта использования VR-шлемов. Этим горемыкам нужно осознать, что покупка Vision Pro даст не только опыт работы в усиленной виртуальной реальности, но и все «прелести» экосистемы Apple. Причем если при работе на Макбук остается много возможностей вежливо и непринужденно отказаться от патернализма Apple, то в случае с Vision Pro этого сделать не получится. У нового гаджета собственная операционная система, которая навязывает ограничения «во благо» до предела, неведомого даже пользователям мобильных устройств компании из Купертино.

Фото: Philip Pacheco / Bloomberg / Getty Images

Фото: Philip Pacheco / Bloomberg / Getty Images

Последней категории могу дать практический совет: прежде чем приобретать Vision Pro, купите себе айфон или айпад и попробуйте к ним привыкнуть. Если у вас не возникнет проблем с отказом от пользовательского контроля за ситуацией в обмен на уникальный комфорт, интуитивность, плавность, скорость и безотказность взаимодействия с гаджетом — значит, Vision Pro — гаджет, который станет пределом всех мечтаний homo digitalis.

Если же вы не в состоянии смириться с логикой работы, когда компания-производитель безапелляционно указывает, куда ходить и не ходить, что смотреть и не смотреть, что читать и не читать, но при этом постоянно платить и платить за каждый чих и вздох, то, боюсь, покупка Vision Pro может обернуться самым большим разочарованием в вашей цифровой жизни.

Такое же разочарование ожидает сторонников идеи Open Source и Web3, которая давно задает тон в мире, однако в экосистеме Apple не только не приветствуется, но подвергается остракизму.

Чисто метафизически экосистема Apple — бесконечно комфортный, продуктивный, эстетически совершенный корпоративный концлагерь.

И чем экзотичнее ниша, в которой пребывает гаджет, тем этот концлагерь безысходнее, но и комфорт запредельнее.

Только не подумайте, что вам с легкостью удастся сделать выбор. Я работаю в среде Windows с 1992 года, в экосистеме MacOS — с 2009-го, но до сих пор не определился, что меня больше раздражает: тоталитаризм Apple или вирусно-глючная реальность Microsoft. Именно по этой причине я до сих пор испытываю концептуальный раскол, используя Samsung Galaxy S Ultra одновременно с ноутбуком MacBook M3 Pro: сделать выбор в пользу одной экосистемы не представляется возможным.

Нам осталось рассмотреть еще одну важнейшую тему, которая в контексте нового гаджета Apple представляется мне едва ли не ключевой: тот самый режим бесшовного сопряжения виртуального мира и реальной жизни, который обеспечивается уникальной мощью видеокамер, микрофонов, линз и процессоров Vision Pro.

Фото: Apple

Фото: Apple

«Усиленная смешанная реальность» — это вопрос, который выходит далеко за рамки компьютерных железок и переживаний odi et amo (ненавижу и люблю, отсылка к стихотворению Катулла.Прим. ред.) по поводу тоталитарной экосистемы Apple. Выход за рамки обусловлен не состязанием корпораций в погоне за прибылью, а борьбой мировых элит за власть.

Этот контроль реализуется в контексте всей совокупности тектонических сдвигов нашего времени: новой децентрализованной финансовой системы, больших языковых моделей LLM, ковидной самоизоляции и перспективы третьей мировой войны, которые готовят локдаун с приступами апофении (способность видеть закономерность в случайной информации. — Прим. ред.) такого масштаба, что нам позавидует любой движок AI со своими галлюцинациями.

«Усиленная смешанная реальность» как раз и есть инструмент, призванный нам эту апофению обеспечить. Для того чтобы оценить эффективность Head Mounted Computers в обеспечении технологического исхода человечества из риаллайфа в новое пограничное состояние, желательно разжиться толикой личного опыта общения с Vision Pro. Надеюсь, в ближайшие несколько месяцев сумею закрыть для читателей и эту лакуну.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.