РепортажиПолитика

«Особенно активны нижегородцы: мстят за Немцова»

Репортаж из очереди на пункт сбора подписей за Надеждина в Тбилиси

«Особенно активны нижегородцы: мстят за Немцова»

Очередь из желающих поставить подпись за Бориса Надеждина, Тбилиси. Фото: Максим Поляков / Коммерсантъ / Sipa USA / Vida Press

До конца января политик и возможный кандидат в президенты Борис Надеждин должен подать в Центральную избирательную комиссию 100 тысяч подписей за свое выдвижение. Парадокс: ни политические обозреватели, ни сотни тысяч противников войны не верят в то, что Надеждина зарегистрируют, а тем более в то, что он победит. При этом интерес к Борису Надеждину только растет, его поддерживают именитые российские оппозиционеры, люди выстраиваются в очереди, чтобы оставить за него подпись, а всего за месяц его сторонникам удалось собрать в полтора раза больше подписей, чем нужно для регистрации.

Первые 100 тысяч подписей волонтеры Надеждина собрали еще 23 января. Но зная характер ЦИК, который на протяжении многих лет бракует подписи в поддержку неугодных кандидатов, команда Надеждина заявила о намерении собрать подписи с большим запасом, чтобы подать 105 тысяч «идеальных», — то есть таких, к которым ЦИК не сможет предъявить претензий. Согласно информации на сайте Надеждина, на вечер 25 января ему уже удалось собрать 183 тысячи подписей только в России. При этом огромная масса потенциальных сторонников Надеждина находится за границей. Подписи за его выдвижение собирают по всему миру, почти в ста городах!

В числе этих городов, конечно, есть и Тбилиси, один самых крупных центров притяжения российских эмигрантов. Здесь развернута стационарная точка сбора, которая принимает сотни подписантов ежедневно. Корреспондент «Новой газеты Европа» посетил пункт сбора и прислушался к разговорам в толпе.

«Мои первые выборы»
Аня, 19 лет

Точку сбора подписей за Бориса Надеждина развернули в центре Тбилиси. Она работает с двух часов дня и до самого вечера. Первые подписанты приходят к открытию, за ними спешат другие. Днем в помещении тесно, а к вечеру у крыльца выстраивается очередь. Кто-то приходит с детьми, которых не с кем оставить на время стояния в очереди. Среди этих людей есть те, кто помнит события на Болотной площади, и те, в чью жизнь политика пришла недавно и без приглашения.

Девушка с собакой ждет у входа своих друзей, которые только что скрылись за дверью. Подпись она уже поставила и готова рассказать о том, почему сделала это:

— Мне 19. Я вообще никогда в жизни политикой не интересовалась, не ходила на выборы, ничего об этом не слышала. Летом 2022 года мы с молодым человеком купили билеты до Тбилиси и уехали, потому что не знали, что будет дальше и как дальше жить. Я тогда только закончила школу. Сдала ЕГЭ, и мы уехали, несмотря на то, что я собиралась поступать на архитектора.

Я совсем недавно узнала про Надеждина. Мне нравится, что он выступает против войны, нравится то, что он выступает за свободу слова, за освобождение политических заключенных. Это было мое решение — прийти и поставить подпись за него. Если его допустят до выборов, то я обязательно пойду и проголосую. Это будут мои первые выборы.

«Война уже всех за***ла»
Илья, 27 лет

Еще один наш собеседник — Илья, который приехал в Грузию, когда началась мобилизация. На пункт сбора подписей он пришел вместе с другом. Вот что Илья рассказал:

— Война уже всех за***ла. Мы пришли подписаться за Надеждина, потому что он единственный кандидат с внятной антивоенной позицией. Да, раньше он ходил на какие-то передачи по телевизору, было не очень понятно, за что он вообще выступает, но сейчас это — единственная легальная возможность высказаться. Интересно даже просто посмотреть, сколько людей за него проголосует.

А еще за него агитирует Екатерина Шульман. Может, звучит наивно, но это что-то да значит. К тому же Надеждин работал в команде Немцова, поэтому мне кажется, что он точно не худший вариант. Дунцову почти сразу сняли, хотя она мне нравилась как кандидат. И Надеждина вряд ли вообще зарегистрируют. У Путина большая поддержка, многие люди старшего поколения искренне голосуют за него. Считают, что он знает, как управлять государством.

«Я голосовала за Путина»
Катя, 38 лет

Подавляющее большинство пришедших — люди из регионов России. Подписи в Москве и Питере собрали очень быстро, а вот по регионам случился недобор, поэтому команда Надеждина активно призывает всех людей с пропиской в регионе прийти и оставить подпись. Как шутят в очереди, особенно активны нижегородцы. Мстят за Немцова.

Девушка по имени Катя тоже стоит в очереди. Раньше она не интересовалась политикой, но теперь пришла поддержать Надеждина, и вот почему:

— Надо что-то менять в стране. И я считаю, что изменения надо начинать с самого верха. Нужно менять власть. Тех, кто руководит страной. Последний раз на президентских выборах я была много лет назад, в 2004 году, и голосовала за Путина. После этого я долго не интересовалась политикой, на выборы не ходила. Но когда в 2020-м году начались события в Беларуси, а потом история с Навальным, я стала интересоваться. И поняла, что если мы хотим жить в другой стране, то всё зависит от нас, от жителей страны, и мы имеем полное право влиять на это. Хочется верить, что Надеждина зарегистрируют. Если зарегистрируют, то я, конечно, пойду голосовать. Съезжу в Россию или проголосую электронно.

«Хочется фигу показать…»

Иван, 32 года

Иван в Тбилиси проездом. Он из тех, кто за политикой следит давно, и говорит, что его идеальный кандидат в президенты сейчас сидит в тюрьме. Тем не менее, за Надеждина он готов подписаться:

— Хочется показать Путину фигу. Пусть Надеждин — не идеальный кандидат, но это лучшее, что у нас есть. Не думаю, что кто-то верит, что он сможет выиграть. Не будет такого, что мы все возьмем и проголосуем, и тогда Путин согласится с этим и просто уйдет. Так не будет. Я вообще сомневаюсь в том, что Надеждина допустят до выборов, а если и допустят, то нарисуют ему два процента. Но в любом случае это возможность для людей что-то сделать, хоть как-то сопротивляться и почувствовать, что они не одни.

К тому же это шанс для оппозиции. Кажется, впервые за долгие годы она более-менее сплотилась. Не все, конечно, но многие поддержали Надеждина. Я даже не помню, когда в последний раз такое было. Может только во времена Болотной, но и тогда все начали собачиться.

Я думаю, что все диктатуры и все империи рушатся либо в результате военного поражения, либо должен быть какой-то «черный лебедь» (маловероятное событие, которое имеет значительные последствия и постфактум кажется вполне логичным. — Прим. ред.). Идет война, все ресурсы направлены на это, и возможно, что какая-то неожиданность на выборах подорвет режим, и всё посыпется.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.