СюжетыОбщество

Матрона без Сталина

В Грузии собрались удалить изображение «вождя народов» с привезенной из Москвы иконы, несмотря на возмущение пророссийских политиков

Матрона без Сталина

Икона Матроны Московской. Фото: Виталий Малышев / Paper Kartuli

В Тбилиси, в самом большом на Кавказе православном соборе Цминда Самеба (Святой Троицы), прихожане разглядели на привезенной из Москвы иконе изображение советского диктатора Иосифа Сталина. Два дня сотни людей возмущались этим фактом в соцсетях, а уже на третий икону облили краской. Причастной к этому событию гражданской активистке грозила серьезная опасность — экстремисты из пророссийского движения призывали наказать женщину и уже собрались штурмовать ее дом. Однако патриархия Грузинской православной церкви неожиданно согласилась с доводами либералов, подтвердив известное выражение о том, что борьба всегда имеет смысл.

Сталин на клейме 

Собор Самеба виден с любой точки в центре Тбилиси и считается исключительным явлением для грузинской церковной архитектуры именно потому, что храм очень большой — таким и был задуман в начале 90-х годов, чтобы отметить 2000-летие принятия христианства и 1500-летие автокефалии грузинской церкви. Высота храма от земли до купола — 101 метр, а еще есть подземные этажи, уходящие вглубь на 40 метров. Многим такие масштабы кажутся слишком помпезными, но знатоки утверждают, что и внутри собор довольно интересный, так как напоминает музей, благодаря табличкам с названием и объяснением множества представленных здесь икон. Кстати, в соборе есть иконы с изображением русских святых, которых чтит Грузинская православная церковь: это Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

Однако под Рождество в Самеба обнаружилась еще одна икона, где одной таблички оказалось мало: ее историю всю следующую неделю обсуждали в соцсетях, официальных сообщениях и в СМИ — как грузинских, так и зарубежных.

Речь идет об иконе блаженной старицы Матроны Московской (1885–1952), которую всего 25 лет назад — в 1999 году — Русская православная церковь канонизировала в качестве «местночтимой святой Московской епархии», то есть для церковного почитания в Москве и Московской области.

У культа Матроны немало критиков в самой России: его считают «недостаточно христианским». Также считается, что

популяризации культа Матроны во многом способствовал сам Покровский монастырь Москвы, куда в 90-х годах перенесли ее мощи, что обеспечило приток паломников. 

В 2008 году в России тоже был скандал с иконой Матроны, когда выяснилось, что в клеймах образа — это такие сценки из жизни святых по периметру иконы — есть изображение Сталина. Всё это якобы объясняется легендой о том, что Сталин приходил к Матроне в 1941 году, во время войны с фашистской Германией, и она благословила его и велела «не покидать Москву».

Икона Матроны Московской. Фото:  Виталий Малышев / Paper Kartuli

Икона Матроны Московской. Фото: Виталий Малышев / Paper Kartuli

В центре скандала оказался и создатель иконы — игумен Евстафий Жаков, убежденный сталинист. В интервью нескольким российским изданиям он заявлял, что Сталин для него как «второй отец». К тому же он считал, что Сталин был верующим.

Между тем и в Московском патриархате, и в Санкт-Петербургской епархии игумена Жакова публично критиковали за «неканоническую икону», а за разговоры о «святости» Сталина его даже называли «сектантом» и «экстремистом».

В российской прессе подробно освещалась история о том, как после скандала и критики духовенства игумен Жаков сначала убрал спорную икону в дальний угол, а затем унес ее домой. Писали, что его даже отстранили от должности настоятеля храма.

Историки Московской духовной академии, как и светские российские исследователи, вообще не верят в легенду о встрече нищей юродивой женщины с советским диктатором. Нет ни одного свидетельства о том, что Сталин приходил «в гости» или даже общался с незрячей, прикованной к постели старицей, которая, по данным биографов, с 1917 года была вынуждена побираться и до самой смерти ютилась в коммунальной квартире.

Факт, что еще 15 лет назад тема Сталина вызывала у российского духовенства явное отторжение. «Тогда «либеральные» священники еще имели право голоса и могли смеяться над этими баснями про Сталина и его веру», — так объяснил это явление мой российский знакомый, выпускник Московской семинарии, обитающий последние два года в Германии.

Сувенирный Сталин 

Видео иконы с Матроной и Сталиным из храма Самеба опубликовал Георгий Канделаки — представитель неправительственной организации Sovlab (Лаборатория по изучению советского прошлого). Он назвал это «очередным успехом российской информационной войны».

«Грузия получила статус кандидата в ЕС, больше 80% граждан Грузии поддерживают вступление в ЕС. Но есть и опасные тенденции, в контексте которых Сталин — не просто какая-то интересная историческая фигура, которая становится популярной. Сталин используется пропагандой как тема, как фигура, как инструмент, который влияет не на прошлое, а на будущее», — считает Канделаки.

К тому же, напомнил Канделаки, согласно недавно проведенному в Грузии опросу, 46% считают, что патриоты должны гордиться тем, что Сталин был грузином.

Sovlab сделал и официальное заявление, в котором выразил возмущение тем, что в Грузии процветает продажа сувениров с изображением Сталина,

а памятники после государственного запрета на советскую и фашистскую символику в общественных местах продолжают ставить уже в частном порядке.

15-метровый памятник Сталину в Гори, на его родине, установленный еще при его жизни в 1952 году и воспринимавшийся как нечто само собой разумеющееся, был демонтирован только в 2010-м по решению правительства президента Михаила Саакашвили. Власти знали, что рискуют, поэтому демонтаж провели ночью, однако всё обошлось — никто не проводил кампаний под лозунгом «Вернем Сталина на площадь». Однако исследователи советского прошлого часто говорят о том, что грузинское общество так до конца и не осознало, как дорого обошелся Грузии большевизм и потеря независимости в 1921 году.

Облитая краской икона, 9 января 2024 года. Фото: Marika Mikiashvili / Twitter

Облитая краской икона, 9 января 2024 года. Фото: Marika Mikiashvili / Twitter

Сталин и император Диоклетиан

В патриархии Грузии сначала пытались указать на то, что на скандальной иконе Сталин не изображен в виде святого.

Глава Службы по связям с общественностью патриархии Андрия Джагмаидзе напомнил, что на иконах изображали и гонителей церкви, например, на уникальной грузинской иконе святого Георгия XI века вместо дракона изображен император Диоклетиан, «но это ведь не значит, что это икона Диоклетиана».

«Это не икона Сталина. Это какое-то небольшое изображение, написанное одним из иконописцев, на которое никто не обращал внимания… Какие-то люди раздули из этого целую историю», — заявлял архимандрит собора Самеба Иоане Мчедлишвили. Он же подтвердил, что икона находится в грузинской церкви «уже несколько месяцев».

С патриархией, как всегда, спорил протоиерей Илия Чигладзе, бывший священник грузинского прихода Великобритании и Северной Ирландии. Несколько лет назад он был отстранен от богослужения, после того как назвал ГПЦ «советско-сталинистско-кремлевской» церковью. В дни скандала Чигладзе в соцсетях обвинял в симпатиях к Сталину всю патриархию, включая главу ГПЦ Илию Второго.

«Интересно знать, кто этот иконоборец и те священники, которые способствуют распространению в Грузинской церкви этих еретических сказаний о том, что якобы кровавый безбожный тиран Сталин был глубоко религиозным православным,

, слушал святых и действовал по их указаниям. Сегодня главным из тех, кто способствует культу Сталина и этой мифологии, является сталинский красный патриарх Илья Шиолашвили», — писал отец Илья Чигладзе на своей личной странице в фейсбуке.

Однако оказалось, что икону в дар храму Самеба передали не российские духовные лица, а Ирма Инашвили и Давид Тархан-Моурави — лидеры пророссийской партии «Альянс патриотов». Эта антизападная ультраконсервативная партия была основана в 2012 году и благодаря поддержке «Грузинской мечты» в 2016-м даже оказалась в парламенте. Повторять этот фокус на выборах 2020 года «Мечта» уже не стала, и «Альянс» практически выпал из политической жизни.

Вернувшиеся в дни скандала из забвения Давид Тархан-Моурави и Ирма Инашвили продолжали утверждать, что «изображение Сталина на иконе не является преступлением и не несет в себе никакого негативного смысла».

Прошел еще один день, и появилось новое уточнение — о том, что к иконе со Сталиным имеет отношение дядя российского политика, лидера «Левого фронта» Сергея Удальцова, о чем написал в своем канале сам Удальцов:

«Благодаря моему дяде, исполнительному директору Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, чрезвычайному и полномочному послу Александру Удальцову, в главном храме Тбилиси в Самеба появилась икона с Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Ура!»

Поддержать независимую журналистикуexpand

Сталин и художница 

Страсти в Грузии кипели несколько дней, а 9 января фото иконы снова появились в сети — на этот раз изображение было покрыто пятнами синей краски. Фотографию распространила самая известная в Тбилиси гражданская активистка Ната Перадзе, которая, судя по всему, и устроила «надругательство».

Вид на активистов Alt-Info из окна Ната Перадзе, 11 января 2024 года. Фото: Shushana Matsaberidze / Facebook

Вид на активистов Alt-Info из окна Ната Перадзе, 11 января 2024 года. Фото: Shushana Matsaberidze / Facebook

Патриархия срочно закрыла собор для журналистов: сказали, что для них будет какая-то специальная аккредитация. Естественно, все оппозиционные телеканалы отреагировали ожидаемо: записывали сюжеты и включения недалеко от входа в храм. МВД Грузии начало расследование по статье о мелком хулиганстве: то есть тому, кто облил икону краской, грозит штраф максимум в 500 лари (около 180 долларов).

Правящей партии этого показалось недостаточно, и представители «Грузинской мечты» выступили с предложением ужесточить законодательство «за осквернение религиозных атрибутов и культовых сооружений». Оппозиция и либеральная общественность, в свою очередь, возмущались перспективой принятия «нового русского закона» — «об оскорблении чувств верующих».

«Подобное нехристианское поведение в церкви и вообще оскорбительные для любой религии действия создают серьезную и реальную основу для разжигания ссоры на религиозной почве, что для нас совершенно неприемлемо»,

— заявил депутат от «Мечты», глава юридического комитета парламента Анри Оханашвили.

Он не стал говорить о том, уместна ли икона с изображением Сталина в храме, зато сослался на европейский опыт: «В ряде стран ЕС — Германии, Австрии, Польше, Греции, Италии — осквернение религиозных зданий и другие подобные действия являются уголовным преступлением и предусматривают тюремное заключение. Поэтому наша команда в ближайшее время инициирует законодательные изменения по ужесточению уголовной ответственности за осквернение религиозных зданий и объектов».

55-летняя Ната Перадзе — художник-реставратор. Они известна как экоактивистка, организовывала протесты против хаотичной застройки и вырубки деревьев в городе. Десять лет назад создала движение «Партизанское садоводство Тбилиси». А сегодня она уверена, что «имела право обливать краской Сталина — убийцу людей».

Утро 10 января началось с того, что возле дома Наты Перадзе в центре Тбилиси стала собираться толпа сторонников пророссийского движения «Альт-инфо», и это не предвещало ничего хорошего.

Медиаплатформа «Альт-инфо» появилась в Тбилиси в 2017 году, а осенью 2021 года официально превратилась в Консервативную партию. В нескольких журналистских расследованиях утверждалось, что «Альт-инфо» финансируется из России, да и сами лидеры движения открыто ездят «на консультации» в Москву.

Внутри страны у активистов «Альт-инфо» очень узкая специализация: митинги в поддержку Путина они пока не проводят, их цель — не допустить акции в защиту прав ЛГБТ.

С этой целью 5 июля 2021 года, например, толпа сторонников «Альт-инфо» устроила погром и избила десятки журналистов на проспекте Руставели. Акции движения нередко заканчиваются сожжением флага Евросоюза: этот прием участился после того, как Грузия получила статус страны — кандидата в ЕС.

Опрос, проведенный Edison Research в ноябре, показал, что рейтинг Консервативного движения составляет 3%. И пусть это немного, но такой же рейтинг практически у всех партий в грузинской оппозиции.

И вот сотни представителей «Альт-инфо» собрались у дома Наты Перадзе. Толпа была настроена агрессивно, угрожала ей расправой и называла «гонительницей христианства». Избежать эксцессов удалось только благодаря плотному кордону полиции.

Перадзе признала, что «полиция сработала идеально», однако она пережила «сильный стресс» и из-за непрекращающихся угроз решила вместе с сыном переехать из своего дома к друзьям. Активистка также считает, что теперь государство должно выделить ей охрану. А в более долговременной перспективе, то есть осенью, следует переизбрать «Мечту» и заменить на коалицию либеральных партий. Иначе, полагает она, воплотятся в жизнь и законы за «осквернение икон», и популяризация Сталина, и погромы «Альт-инфо», контролируемые властями.

Сталин и чудо 

После инцидента икону с московской святой и Сталиным отмыли от краски и, как сообщали свидетели, выставили на более видное место, поближе к центру. Кроме того, «Альянс патриотов», обрадованный вниманием к своему подарку, объявил о планах провести акцию на проспекте Руставели. По соцсетям было видно, что общество серьезно расколото: кому-то действительно не нравилось, что можно обливать иконы краской. Другие возмущались тем, как упорно патриархия защищает изображение Сталина.

Журналист из Чиатуры Нодар Чачанидзе, например, выставил фото фрески из Западной Грузии, на которой изображен Ленин, но в аду: «Если нам обязательно нужен Сталин на иконах или фресках, то нужно знать, где ему место».

Еще одна фреска из Тбилиси — почитаемый в Грузии монах Гавриил (Ургебадзе) сжигает портрет Ленина на проспекте Руставели. Художник изобразил случай из жития святого, произошедший на демонстрации 1 мая 1965 года. Память Гавриила Самтаврийского почитается всеми православными церквями, включая РПЦ.

Собор Самеба, фото: Santiago Urquijo / Getty Images

Собор Самеба, фото: Santiago Urquijo / Getty Images

Не осталось в стороне даже посольство Польши в Грузии, которое опубликовало в фейсбуке фото иконы из Самеба и напомнило о преступлениях Сталина: «Польский институт национальной памяти оценил общее число польских граждан, ставших жертвами советского режима, в 1,8 млн человек».

В разгар этих споров произошло труднообъяснимое чудо: в патриархии Грузии изменили свое мнение и решили, что Сталину в Самеба всё-таки не место.

Патриархия распространила заявление, в котором предупредила дарителей иконы, что необходимо изменить «сталинский эпизод» на иконе.

«Встреча Сталина со святой Матроной из-за недостаточности доказательств не включена в канонический текст ее жития и не признана Русской церковью.

Патриархия призывает жертвователей самим внести изменения в икону, либо это сделает церковь».

В «Альт-инфо» это решение ГПЦ восприняли как предательство. Один из лидеров движения Бека Вардосанидзе назвал его «позорным». Пресс-секретарь патриарха Андрия Джагмаидзе в долгу не остался и публично сообщил, что заявление согласовано с Илией Вторым.

Вардосанидзе снова ему ответил: «Людям не понравится капитуляция в религиозной и культурной войне… Больше не рассчитывайте на мою помощь и защиту».

«Говорят, что встреча Матроны со Сталиным не подтверждается, а кто проверял, подтверждается ли встреча святого Георгия с драконом? Андрию Джагмаидзе следует отлучить от церкви как предателя бога и родины!» — негодовал еще один представитель консервативного направления Николоз Мжаванадзе. Но самой большой популярностью его пост пользовался как раз у либералов, праздновавших победу над консерваторами.

А вот в «Альянсе патриотов» сочли, что патриархия приняла свое решение «по совету» правительства, и готовы ему подчиниться, то есть заменить изображение Сталина на «фрагмент другого содержания».

В итоге теперь в грузинских соцсетях забавляются вопросом, кто же появится на иконе Матроны вместо Сталина: в мемах пока лидирует Джон Траволта.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.