СюжетыОбщество

Мутабор с мощами

Как достать частицу святого, которой клуб откупился за «почти голую» вечеринку? «Новая-Европа» рассказывает о теневом рынке мощей

Мутабор с мощами

Михаил Данилов передает мощи святого Николая Чудотворца Храму Знамения иконы Божией Матери. Фото: Mash / Telegram

Как только ни пытаются «загладить свою вину» участники и организаторы «почти голой» вечеринки в московском клубе «Мутабор»! Его владелец, Михаил Данилов, в надежде на индульгенцию, преподнес частицу мощей храму РПЦ. А откуда вообще берутся такие частицы, как и зачем существует теневой оборот мощей святых?

Мощи после «дьявольщины»

Михаил Данилов, владеющий девятью престижными столичными клубами, начинал свою деловую карьеру в 90-е с руководства компанией «Бизнес-табак». Именно тогда Московская патриархия отметилась активным участием в торговле табаком, получив от правительства право на беспошлинный ввоз сигарет в качестве «гуманитарной помощи». Ключевую роль в «табачном скандале» 1996 года сыграл нынешний патриарх Кирилл (Гундяев), получивший в прессе того времени прозвище «табачный митрополит». Доподлинно неизвестно, взаимодействовала ли компания «Бизнес-табак» со штабом патриарха по гуманитарной помощи, но Данилов уверяет, что давно начал «помогать церкви», регулярно исповедуется и жертвует часть доходов протоиерею Михаилу Гуляеву — настоятелю храма Знамения Божией Матери в Гранатовом переулке в центре Москвы. Хотя о. Михаила трудно назвать медийной фигурой, но это далеко не рядовой священник: на сайте его храма красуются поздравления, которые батюшка регулярно получает от губернатора Санкт-Петербурга и полпреда президента РФ в ЦФО. Никаких других клириков в Знаменском храме нет.

На распространенном Даниловым видео протоиерей ничего не говорит, но благосклонно принимает мощи, как бы выдавая своему жертвователю индульгенцию. Мощи представляют собой миниатюрный фрагмент в небольшом медальоне, к которому прилагается «сертификат» формата А4 с печатью и подписью. Бизнесмен уверяет, что приобрел их на свои деньги в Ватикане еще в ноябре, а акт передачи святыни в храм призван показать: «Мы против мракобесия, дьявольщины и всячески поддерживаем церковь». Из контекста понятно, что «мракобесие» и «дьявольщина» — это та самая вечеринка Ивлеевой, которая взбудоражила Z-блогеров и в меньшей степени православных активистов. Если переданная частица, как уверяет Данилов, принадлежит самому св. Николаю — одному из самых почитаемых святых на Руси, то церемония выглядит чересчур буднично и неряшливо. Вспомним, с какой помпой был обставлен привоз в Москву шесть с лишним лет назад, накануне очередного выдвижения Путина на пост президента, другого фрагмента мощей этого же святого.

Может быть, дело тут в том, что ни даритель, ни его духовный отец не уверены в подлинности святыни?

Предприниматель Михаил Данилов. Фото: Андрей Демичев / Facebook

Предприниматель Михаил Данилов. Фото: Андрей Демичев / Facebook

Подозрительный сертификат

В представленном Даниловым сертификате написано, что подлинность частицы засвидетельствована Новарской епархией Римско-католической церкви в 2018 году. Эта епархия расположена на самом севере Италии, в Альпах, и о нахождении в ней частиц мощей св. Николая раньше ничего не было известно. Почему-то под сертификатом стоит подпись субдьякона (соответствует чину иподиакона — архиерейского прислужника в православной традиции), хотя этот чин был отменен в католической церкви 50 лет назад. Как отметила религиовед Ксения Лученко, на официальном сайте Новарской епархии такие субдьяконы не упоминаются. Религиовед предполагает, что частицу для Данилова купили на интернет-аукционе, где подобные артефакты предлагаются по вполне доступным ценам (например, на площадке eBay). Так, комплекс костей длиной 75 см, выдаваемый продавцом за мощи св. Сильвестра, папы римского (IV в.), предлагается всего за 7900 долл. Раньше мощи или то, что пытались за них выдать, продавались и через российские площадки типа Avito.

Как подчеркивает один из специализированных сайтов по продаже реликвий, у простых христиан — может быть, впервые в истории — появилась возможность получать прямо у себя дома «благодать, которая приходит к людям, которые с уважением хранят реликвии». В Верхнем Манхэттене еще недавно вполне легально работала и оффлайн-лавочка по продаже частиц мощей, о которой писала американская версия журнала «Форбс». Ее владелица Аманда Брумер рассказывала, что среди клиентов преобладают одинокие мужчины среднего достатка и… геи.

Мощи западного (католического) происхождения сразу оказываются под сомнением потому, что Кодекс канонического права Римско-католической церкви в редакции 1983 года запрещает торговать мощами. Поскольку случаи нарушения соответствующих канонов имели место в отдельных епархиях, в декабре 2017 года папа Франциск утвердил особую инструкцию о реликвиях в церкви. Отныне отделение фрагментов от мощей может совершать лишь епископ с согласия ватиканской Конгрегации по делам святых. Обмен или продажа реликвий, согласно документу, «абсолютно запрещены».

Но почему же на фоне таких запретов международный рынок мощей продолжает существовать и даже иногда расширяется?

Сертификат переданных мощей. Скриншот: Mash / Telegram

Сертификат переданных мощей. Скриншот: Mash / Telegram

Святыньки от Оспенного, или Как вываривать кости

Невзирая на гневные заявления РПЦ, на проспекте Луначарского в Петербурге продолжает вести свой неформальный бизнес по «спасению великих святынь» некий Максим Оспенный. На странице во «ВКонтакте», ссылаясь на свои связи в Италии «по дворянской линии», он выставляет на продажу такие великие святыни, как частицы мощей святых Кирилла и Мефодия или евангелиста Марка и даже ниточки из Туринской плащаницы. Эпизод с Михаилом Даниловым очень вдохновил Максима Оспенного. «Вот вам, — обрадовался дилер, — живой пример, как можно выкупить Святые Мощи у Ватикана или Афона. И нет ничего плохого в этом… Посмотрите, какой счастливый настоятель храма, а какая радость для прихода, а сколько новой паствы теперь захотят побывать в этом храме и прикоснуться к этой Святыне». Нехитрый девиз дилера — «Берите, пока есть», а свою миссию он формулирует вполне в «скрепном» духе: спасти святыни от безбожного Запада и передать православным русским людям.

Самым известным жертвователем православных святынь из Италии считается 94-летняя маркиза Иммаколата Соларо дель Борго, вдова российского князя Дмитрия Романова, в доме которой хранилось множество реликвий. Начиная с 90-х маркиза постепенно передает их монастырям и храмам РПЦ в Москве, Подмосковье, Казани, Челябинске, Екатеринбурге, Калининграде, Воронеже. Однако допустить мысль, чтобы Соларо дель Борго еще и продавала святыни через какого-то питерского дилера, невозможно. Директор Петербургского центра по изучению православных святынь Михаил Артеев предполагал, что итальянским партнером Оспенного является некто Маристар — бывший учитель из Апулии. Артеев уверен, что все «товары» Маристара — фальшивки.

— Подлинные святыни очень редко появляются в Европе на локальных аукционах, где аристократические семьи выставляют свои реликвии, — рассказывает Артеев. — В России их и вовсе не найти.

Поддельные мощи итальянского происхождения, оказавшиеся в российских храмах, по словам эксперта, имеют сертификаты либо священника-редемпториста Николая Ферранте, либо епископа XIX в. Пьера-Антуана-Поля Гу. В случае с епископом поддельными являются не только сами артефакты, но и подписи с печатями.

Мощи с сертификатом, выставленные на продажу в социальных сетях. Фото: Максим Оспенный / VK

Мощи с сертификатом, выставленные на продажу в социальных сетях. Фото: Максим Оспенный / VK

Недавно из греческой тюрьмы вышел бывший диакон Элладской церкви, который несколько лет назад вместе со своим подельником из Швейцарии попытался поставить на поток процесс фальсификации мощей. Преступников выдал слишком вычурный метод производства святынь: они вываривали в ароматных маслах кости, откопанные на кладбище, чтобы «мощи» получались не только «древними», но и «благоуханными», или «мироточивыми». Любая транспортировка таких «святынь» привлекала внимание благодаря тому самому благоуханию. Разумеется, клиенты мошенников находились в постсоветских странах.

Подобный случай года три назад произошел и в РФ: полиция Красноярска задержала монаха Дионисия (Поспелова), намеревавшегося перевезти в Петербург сумку с человеческими костями, которые он называли мощами Даниила Саянского (такое имя отсутствует в православном месяцеслове). В ходе следствия выяснилось, что в регионе действует целая группа «гробокопателей», которые выдают «обретенные» ими останки за мощи новомучеников российских, репрессированных в 1920–30-е годы. Поскольку число новомучеников с трудом поддается подсчету (их тысячи, если не десятки тысяч), то перспективы святотатственного бизнеса кажутся безграничными.

Репутацию крупного дилера мощей среди московского духовенства РПЦ имел «духовник Киркорова» игумен Тимофей (Подобедов), внезапно скончавшийся два года назад в возрасте 47 лет. Украинские власти подозревают содержащегося под домашним арестом наместника Киево-Печерской лавры (по версии Московского патриархата) митрополита Павла (Лебидя), также известного как Паша Мерседес, в организации бизнеса по продаже в РФ частиц мощей киево-печерских преподобных, который смогли разрушить лишь события 2022–23 годов.

Понятно, что экспертиза подлинности мощей весьма затруднена, однако методами судмедэкспертизы и археологии нетрудно установить примерные возраст и место происхождения артефактов. Но поскольку у древних или средневековых святых во время их земной жизни никто не брал ДНК, установить точную принадлежность останков конкретному лицу невозможно. Тут всё-таки остается пространство для веры. Хотя и уголовной ответственности за мошенничество на этой вере никто не отменял.

Все мощи принадлежат РФ!

Ровно десять лет назад в Суздале, Владимире и Нижнем Новгороде последовательно разворачивался совершенно кафкианский (и единственный в своем роде в истории России) судебный процесс «по истребованию из незаконного владения» общины «альтернативной» Российской православной автономной церкви (РПАЦ) в пользу РФ мощей святых. Истцом по делу выступало Теруправление Росимущества, которое поначалу настаивало на «экономическом характере» спора (в прессе появлялись публикации о том, что «целиковые» мощи такой степени сохранности стоят на черном рынке 30 млн долларов). Поначалу судья пыталась истребовать у истца доказательства собственности РФ на мощи и назвать их идентифицирующие признаки. Но после того как из Москвы дали понять, что дело находится на «высочайшем» контроле, исковые требования подогнали под столь необычный предмет. Росимущество стало утверждать, что требует от верующих не костные останки святых Евфимия и Евфросинии (конкретных людей, живших 500–900 лет назад), а «объекты, представляющие культурную ценность, именуемые как мощи». Суд вынес абсурдное определение о том, что любые мощи православных святых (в том числе находящиеся вне России) «имеют общероссийское значение… подлежат внесению в состав Музейного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью». По утверждению суда, отличать подлинные мощи от неподлинных следует не с помощью экспертизы, а на основе «общепризнанных религиозных убеждений». Это при том, что в силу ст. 14 Конституции РФ «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Рака с мощами святого Евфимия, опечатанная судебными приставами, 2013 год. Фото: roacusa.org

Рака с мощами святого Евфимия, опечатанная судебными приставами, 2013 год. Фото: roacusa.org

Верующие в течение нескольких лет отказывались исполнять определения судов и отдавать мощи, пока наконец судебные приставы не вынесли их из храма РПАЦ силой — в режиме спецоперации. Однако Росимущество, так страстно добивавшееся «возвращения» святынь ему, пользоваться мощами не стало, а моментально передало их другой религиозной организации — РПЦ Московского патриархата. Очевидно, та получает от святынь, изъятых силой, с применением насилия против верующих, обильную благодать. Еще во время судебного процесса выяснилось, что 25 религиозных организаций РПЦ декларируют наличие у них частиц мощей тех же преподобных Евфимия и Евфросинии, которые Росимущество требовало у РПАЦ, однако на те частицы требование о «возвращении» не распространялось. Трудно сказать, в какой мере эти святыни после «смены собственника» стали предметом криминального коммерческого оборота (в РПЦ принято постоянно отделять от мощей частицы), но московский правозащитник Валерий Никольский уверяет, что видел в «даркнете» объявления о продаже частиц преподобных Евфимия и Евфросинии.

О том, что это направление криминального бизнеса было в те годы на подъеме в России, свидетельствует целая цепочка похищений мощей из храмов или частных домов, когда грабители не трогали других ценных вещей. Например, злоумышленники взломали довольно хитрую систему сигнализации в Екатерининском храме на Васильевском острове в Петербурге и вынесли оттуда только ковчег с мощами, не тронув сейфа или драгоценностей на иконах.

Не просто кощунство

В контексте сказанного — имел ли вообще право настоятель Знаменского храма принимать от г-на Данилова принесенные им предполагаемые мощи? Богослов Андрей Кураев, признанный властями РФ «иноагентом», считает, что не имел. Один из канонов Русской церкви XIII века запрещает принимать пожертвования «от корчемника» (хозяина увеселительного заведения), а Кормчая XVII века дополняет этот запрет целым списком «неправедных доходов», включая, например, актерские гонорары. Кураев отмечает, что Данилов не только не принес покаяния в своем «позорищном бизнесе», но и, напротив, подчеркнул, что мощи куплены на доходы от его клубов, включая «Мутабор».

Не менее интересен вопрос, как интерпретировать все эти манипуляции с мощами с точки зрения законов светского государства. Ведь если государство религиозно нейтрально, не вмешивается во внутренние верования и установления религиозных организаций, то мощи для него имеют статус останков умерших людей. А статус таких останков вполне регулируется законом — например, ст. 244 УК РФ карает за нарушение неприкосновенности захоронения или останков усопших. Именно на неизбежность совершения такого преступления в случае вскрытия мощей преподобных Евфимия и Евфросинии указывали суздальские верующие РПАЦ судам и приставам. С юридической точки зрения человек сохраняет свое достоинство и после смерти, поэтому его останки в принципе не могут становиться чьей-то собственностью. Человек, даже мертвый, — это не вещь!

Чтимому в РПЦ святому ХХ века Серафиму Вырицкому приписывают такую просьбу: «Не спешите выкапывать мое тело, не хочу, чтобы им торговали». Предвидел прозорливый старец карусель, которая начнется в РФ вокруг святынь после «возрождения православия»…

Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе, которой были переданы мощи святого Николая Чудотворца. Фото: Wikimedia Commons

Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе, которой были переданы мощи святого Николая Чудотворца. Фото: Wikimedia Commons

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.