СюжетыОбщество

«Здесь пахнет смертью, но мы полны решимости жить»

Как гуманитарная помощь помогала продержаться палестинцам в секторе Газа во время и после окончания перемирия

«Здесь пахнет смертью, но мы полны решимости жить»

Палестинцы переселяются в районы в центральной части города из-за израильских атак после окончания недельной гуманитарной паузы в Хан-Юнисе, сектор Газа, 1 декабря 2023 года. Фото: Mustafa Hassona / Anadolu / Getty Images

Гуманитарная ситуация в секторе Газа на фоне войны ХАМАС с Израилем продолжает оставаться катастрофической. Несмотря на то, что во время перемирия в анклав удалось доставить воду, еду и медикаменты, местные жители всё еще нуждаются в базовых вещах для выживания.

«Новая-Европа» рассказывает, как развивалась ситуация в Газе в последние недели.

Перемирие

Перемирие между Израилем и группировкой ХАМАС продлилось семь дней — с 24 ноября по 1 декабря 2023 года. Помимо освобождения заложников и палестинских заключенных, в соглашение входил пункт о доставке сотен грузовиков гуманитарной, чрезвычайной, медицинской помощи, а также топлива «во все без исключения районы сектора Газа».

Представительница Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) Лили Эспозито заявила «Новой-Европа», что во время гуманитарной паузы альянс действительно расширил доставку гуманитарной помощи в Газу.

Еще 5 ноября официальный представитель ЦАХАЛ Даниэль Хагари заявил о фактическом разделении анклава на южную и северную части. Военную операцию Израиль начал с севера, поэтому там гуманитарная ситуация обстоит хуже всего.

По словам Эспозито, на юге сектора Газа во время перемирия больницы, объекты водоснабжения и приюты для перемещенных лиц смогли работать благодаря ежедневным поставкам топлива.

Разрушения и повседневная жизнь во время гуманитарной паузы, 26 ноября 2023 года. Хан-Юнис, Газа. Фото: БАПОР / Ашраф Амра

Разрушения и повседневная жизнь во время гуманитарной паузы, 26 ноября 2023 года. Хан-Юнис, Газа. Фото: БАПОР / Ашраф Амра

Также в шелтеры передали пшеничную муку и другие продукты питания. БАПОР за неделю собрал и утилизировал сотни тонн твердых отходов, скопившихся внутри и снаружи убежищ.

«Несмотря на увеличение поставок в Газу во время паузы, объем поступающих товаров всё равно был недостаточен для удовлетворения обширных потребностей», — отметила представительница БАПОР.

Север сектора Газа

Север анклава до перемирия был практически недоступен для ООН, а оставшиеся там палестинцы «столкнулись с тяжелой гуманитарной ситуацией».

«На севере Газы Палестинское общество Красного Полумесяца и БАПОР доставили продовольствие, медикаменты, одеяла, бутилированную воду и топливо в приюты, в которых размещаются перемещенные лица, а также на склады и в больницы», — заявила Эспозито.

Директор по делам БАПОР в Газе Томас Уайт в распределительном центре БАПОР на севере Газы. Фото: БАПОР

Директор по делам БАПОР в Газе Томас Уайт в распределительном центре БАПОР на севере Газы. Фото: БАПОР

По ее словам, несмотря на помощь в течение недели, уровень доступа к воде для жителей северной части анклава практически не изменился. Как подчеркивает представительница ООН, большинство основных объектов водоснабжения оставались закрытыми из-за нехватки топлива, а некоторые — из-за повреждений.

27 ноября колонна из шести грузовиков с гумпомощью достигла Джабалии — района, который был отрезан от мира почти 50 дней.

«Уровень ущерба очень большой. Это душераздирающе.

Здания были расколоты. Повсюду беспорядок из остатков каменной кладки, искореженного металла и листов железа. Когда мы проезжали через город Газу, он был похож на город-призрак: все улицы были пустынны. Последствия сильных авиаударов и обстрелов очень заметны. Дороги изрезаны воронками, что затрудняет доставку гуманитарной помощи», — сказал Томас Уайт, директор по делам БАПОР в секторе Газа.

По подсчетам ООН, более 1,8 млн человек, или 80% всего населения Газы, были вынуждены покинуть свои дома. Сейчас в приютах БАПОР живет более 1 млн человек, почти 100 тысяч из них — в 50 приютах на севере страны.

Палестинцы, перемещенные с севера Газы на юг, 27 ноября 2023 года. Фото: БАПОР / Ашраф Амра

Палестинцы, перемещенные с севера Газы на юг, 27 ноября 2023 года. Фото: БАПОР / Ашраф Амра

Во время перемирия люди продолжали двигаться оттуда на юг, но из-за сильных дождей дорога была еще тяжелей, чем обычно. По словам Уайта, сотрудники БАПОР видели палестинцев, «покрытых грязью, которые несли всё, что могли».

«Молодая мать шла по обочине дороги с двумя своими маленькими дочерьми, обе девочки были в слезах. Мы видели молодых мужчин, женщин, детей, стариков. Нескольких человек перевезли на инвалидных колясках», — добавил он.

Палестинец несет детей в секторе Газа во время гуманитарной паузы, 27 ноября 2023 года. Фото: БАПОР / Ашраф Амра

Палестинец несет детей в секторе Газа во время гуманитарной паузы, 27 ноября 2023 года. Фото: БАПОР / Ашраф Амра

Часть сотрудников БАПОР осталась в Джабалии. Они поддерживают работу больниц, следят за доставкой чистой воды и помогают вынужденным переселенцам в приютах. В том числе на севере анклава остался глава санитарной службы БАПОР, у которого погибли жена и дочь. Однако многие семьи отказываются покидать регион, так как боятся оставить свои дома.

Жизнь после перемирия

Возобновление боевых действий 1 декабря серьезно повлияло на способность БАПОР осуществлять гуманитарную помощь, отметила Лили Эспозито.

Координатор по гуманитарным вопросам на оккупированной палестинской территории Линн Хастингс заявила, что, по информации, полученной ООН, только за один день погибли 700 палестинцев в дополнение к уже убитым 15 тысячам жителей сектора Газа.

Спустя два дня после продолжения военной операции провинция Рафах была единственной в Газе, где еще можно было относительно безопасно выдавать жителям муку и воду. В соседней провинции Хан-Юнис из-за интенсивных боевых действий раздача помощи практически прекратилась.

Карта сектора Газа. Скриншот: сайт Управления ООН по координации гуманитарных вопросов

Карта сектора Газа. Скриншот: сайт Управления ООН по координации гуманитарных вопросов

«Израильские военные операции распространились на южную часть Газы, вынудив десятки тысяч других людей оказаться в более тесных пространствах в отчаянных попытках найти еду, воду, кров и безопасность. В секторе Газа нигде не безопасно и некуда идти», — подчеркнула Хастингс.

По ее словам, условий, необходимых для доставки помощи жителям Газы, просто не существует. К тому же 4 декабря палестинская телекоммуникационная компания Paltel заявила, что в Газе полностью отключились связь и интернет. На следующий день в компании постепенно начали восстанавливать связь в центральных и южных районах анклава, но ситуация остается нестабильной.

Палестинцы ищут свои вещи среди обломков в лагере беженцев Нусейрат, Газа, 3 декабря 2023 года. Фото: БАПОР / Ашраф Амра

Палестинцы ищут свои вещи среди обломков в лагере беженцев Нусейрат, Газа, 3 декабря 2023 года. Фото: БАПОР / Ашраф Амра

«Убежища не способны вместить людей, система здравоохранения стоит на коленях, чистой питьевой воды и надлежащей санитарии нет, людей — уже истощенных психически и физически — кормят плохо. Хрестоматийная формула эпидемии и катастрофы в области общественного здравоохранения», — считает Хастингс.

Живущая в одном из приютов вдова с тремя детьми рассказала, что не ела уже несколько дней, так как той еды, которую она получает, недостаточно — всю пищу она отдает детям.

«Очень трудно достать чистую воду, и мой ребенок заболел диареей, выпив грязную. Я одна, у меня нет поддержки, я боюсь за себя и своих детей, я не знаю, что делать», — пожаловалась она.

Одного только перехода «Рафах» на границе с Египтом недостаточно для ввоза всей необходимой гуманитарной помощи, подчеркивают в ООН. А из-за военной обстановки волонтеры больше не могут ездить по «наиболее важным маршрутам» — дороге вдоль берега и дороге Салах ад-Дин (главная автомагистраль сектора Газа.Прим. ред.).

«Наша жизнь остановилась. Здесь пахнет смертью. Но мы полны решимости жить», — заявил советник БАПОР в секторе Газа Джехан.

Критика ООН

БАПОР в конце ноября призывало перевести временную паузу в военных действиях в режим полного гуманитарного прекращения огня, «чтобы дать людям передышку и позволить гуманитарной помощи и коммерческим товарам беспрепятственно поступать в сектор Газа».

Также палестинские правозащитные организации неоднократно просили власти разных страны и международные организации, такие как ООН, оказывать все формы политического и правового давления, чтобы остановить гибель жителей Газы.

Тем не менее складывается ощущение, что у ООН, несмотря на все старания, не хватает усилий или полномочий для завершения войны. 26 октября Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, призывающую защитить мирное население Газы и установить режим гуманитарного прекращения огня. До этого времени страны-участницы не могли определиться с точными формулировками; в частности, США накладывали право вето на предыдущие проекты, так как в них не был указан пункт о праве Израиля на самооборону.

Спустя несколько дней после принятия резолюции директор нью-йоркского отделения верховного комиссара ООН по правам человека Крейг Мохайбер подал в отставку в знак протеста против израильских бомбардировок сектора Газа. В своем заявлении об увольнении он упомянул «соучастие» Запада в «геноциде, разворачивающемся на наших глазах».

Также он заявил о неспособности ООН в разное время предотвратить «геноцид против тутси, боснийских мусульман, езидов и рохинджа».

«Верховный комиссар, мы снова терпим неудачу», — написал Мохайбер в письме верховному комиссару ООН по правам человека Фолькеру Тюрку.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.