Соглашение о временном прекращении огня между Израилем и ХАМАС, достигнутое при посредничестве Катара, Египта и США, действует уже пять дней. За это время ХАМАС освободил из плена 60 человек, а Израиль выпустил из тюрем 180 палестинцев.
«Новая-Европа» рассказывала о заложниках, которых вернули в Израиль в первый, второй, третий и четвертый день перемирия.
В этом материале — подробнее об освобожденных палестинцах.
Условия перемирия
Утром 24 ноября началась четырехдневная пауза в боевых действиях между израильской армией и ХАМАСом. По условиям соглашения, ЦАХАЛ приостановил военные действия в секторе Газа и не препятствовал поставкам гуманитарной помощи и топлива в анклав.
Стороны договорились, что ХАМАС отпустит 50 израильских заложников, захваченных 7 октября. В ответ Израиль за каждого человека будет освобождать из тюрьмы троих палестинских заключенных. Всего домой вернутся минимум 150 освобожденных женщин и несовершеннолетних.
Вечером 27 ноября ХАМАС передал Израилю список из 11 заложников, подлежащих освобождению в рамках сделки по продлению перемирия. На следующий день боевики группировки заявили, что ЦАХАЛ готов добавил со своей стороны имена 50 палестинских женщин, содержащихся в тюрьмах. Как ранее оговаривалось, соглашение позволяет продлить паузу в боевых действиях на один день за каждые 10 дополнительных пленных, которых освобождает ХАМАС.
В итоге 28 ноября Израиль освободил 30 палестинских заключенных в обмен на 10 израильских заложников.
Освобожденные палестинцы
Всего Израиль предоставил список из 300 имен палестинцев, в том числе 33 женщин, которые могут быть включены в соглашение. Большинство в этом списке — мальчики-подростки 16-18 лет, попавшие в тюрьмы в 2021-2023 годах. В это списке нет ни одного человека, которого осудили за убийства.
Статьи, по которым были осуждены освобожденные палестинцы:
- покушение на убийство;
- угроза безопасности страны;
- незаконный въезд в Израиль;
- бросание камней;
- поджоги;
- хранение огнестрельного оружия или взрывчатых веществ;;
- поддержка терроризма;
- связь с враждебными организациями.
«Основное предполагаемое преступление, послужившее причиной задержаний, — бросание камней, за которое палестинские дети могут быть приговорены к 20 годам тюрьмы», — говорится в докладе, опубликованном правозащитной организацией Save the Children.
По подсчетам СМИ, до 7 октября в израильских тюрьмах содержалось около 5200 палестинцев. После нападения ХАМАС 7 октября число арестованных выросло на 3000 человек.
В первый день соглашения — 24 ноября — были освобождены 39 палестинских женщин и детей.
Сначала их перевезли из тюрем на территории Израиля на Западный берег реки Иордан, а оттуда — на автобусах Международного комитета Красного Креста — домой. Жителей Иерусалима отправили в Иерусалим, а людей с Западного береги семьи встречали в муниципальном совете Бейтунии.
Одна из освобожденных — Ханан Салех Абдулла аль-Баргути. СМИ не сообщают, за что она была осуждена. Ее свекровь Эман рассказала «Би-би-си», что семья не стала публично праздновать освобождение женщины «из уважения к палестинцам, убитым, раненым и перемещенным в результате израильских бомбардировок Газы». По словам Эман, все ее знакомые семьи поступили так же.
В то же время в первый день у автобуса с освобожденными заключенными собралась толпа, когда он въезжал Бейтунию. Как отмечает «Би-би-си», за затемненными окнами было видно, как некоторые люди танцевали, а один из них был завернут в палестинский флаг. При этом СМИ писали, что Израиль запретил празднования в палестинских общинах по поводу возвращения заключенных.
Подростки
Associated Press рассказывает, что в первый день перемирия был освобожден 16-летний Абан Ияд Мохаммад Саид Хаммад. Он провел в заключении год за бросание камней в Калькилье. Его освободили за восемь месяцев до истечения срока наказания. Встречал юношу в Бейтунии его отец.
«В пятницу в Бейтунии долговязый и прыщавый 16-летний Абан Хаммад стоял не шевелясь, выглядя потрясенным бурей слез, объятий и прохамасовских песнопений вокруг него», — описывает Хаммада AP.
Среди освобожденных палестинцев был также подросток Мохаммед аль-Авар, который провел в тюрьме 16 месяцев. Его мать сказала журналистам, что у нее смешанные чувства по поводу его освобождения.
«Наша радость неполная из-за огромного количества людей, убитых в секторе Газа», — заявила она.
Несовершеннолетний Абдурахман Аль-Загал также был освобожден, но его не было с остальными в автобусе. Мальчик остается в израильской больнице, так как, по словам его дяди, он был ранен в голову и ноги в августе, когда шел за хлебом. «Израильские власти заявили, что он пытался бросить бомбу с зажигательной смесью в поселение», — пишет «Би-би-си».
Суд над Аль-Загалом проходил заочно, поскольку он все еще находился в реанимации.
Джамаля Брахму арестовали весной 2022 года в его доме в Иерихоне. По словам отца, мальчика держали под стражей без предъявления обвинений и суда.
«По щекам его отца Халиля Брахмы текли слезы, когда он спустил сына со своих плеч и впервые за семь месяцев посмотрел ему в глаза», — заявил корреспондент Associated Press.
«Израиль квалифицирует почти каждый акт противодействия своему военному правлению как уголовное преступление, в то время как многие палестинцы считают эти акты сопротивлением, а тех, кто в них участвует, — героями, даже если они убивают или ранят израильтян»,
— отмечает AP.
Мара Бакир
23-летнюю Мару Бакир задержали в 2015 году по обвинению в нападении с ножом на израильского полицейского. Ее приговорили к восьми годам тюрьмы.
Шорук Дуайят
Шорук Дуайят арестовали в 2015 году, когда ей было 18 лет. Девушку приговорили к 16 годам заключения. Это самый длительный срок среди палестинских женщин-заключенных в израильских тюрьмах.
Дуайят обвинили в нанесении ножевого ранения израильтянину во время теракта в Иерусалиме.
«Дуайят, которой на момент теракта было 18 лет, написала в Facebook о своем желании умереть как »мученица«. Она вышла из своего дома в восточно-иерусалимском районе Цур Бахер с кухонным ножом, сказав матери, что хочет помолиться в мечети Аль-Акса на Храмовой горе, прежде чем отправиться на занятия в Вифлеемский университет», — рассказывает ее историю издание The Times of Israel
По сообщениям СМИ, у входа в Старый город девушка ударила ножом в плечо и голову незнакомого еврея Даниэля Розенфельда. Затем она попыталась ударить ножом его знакомого Цви Гринспена, но Розенфельд успел выстрелить в нее. Девушку доставили в критическом состоянии в больницу, мужчина получил ранения средней тяжести.
Семья Дуайят отрицает эти обвинения. Мать девушки утверждала, что ее дочь ударила израильтянина ножом в целях самообороны после того, как он попытался сорвать с нее головной убор.
«Шорук очень деликатна и не может причинить вред даже животному», — сказал ее отец Салах Дуайят телеканалу Al Jazeera.
Кто еще был освобожден
Ynet также рассказывает о других освобожденных палестинцах:
18-летний Султан Самер Махмуд Сархан из Иерусалима. Арестован по обвинению в нарушении общественного порядка, бросании «коктейля Молотова», нападении на сотрудников полиции и поджоге по националистическим мотивам. Должен был провести в тюрьме два года и пять месяцев.
17-летний Мухаммад Ахмед Махмуд Авар из Иерусалима. Арестован по делу о поджоге флага, использовании оружия и боеприпасов, поддержке терроризма и причинении тяжких телесных повреждений. Ему назначали два года и восемь месяцев заключения.
17-летний Халил Ахмед Халил Авар из Иерусалима. Подростка подозревали в связях с ХАМАС. Его арестовали за поддержку терроризма, причинение тяжких телесных повреждений и повреждение имущества. Должен был провести в тюрьме один год и восемь месяцев.
17-летний Нашат Бассем Талиб Девабша из Иерусалима. Арестован по обвинению в поддержке терроризма, причинении тяжких телесных повреждений, причинении ущерба имуществу, поджоге по националистическим мотивам и хранении взрывных устройств. Его приговорили к тюремному заключению сроком на два года и восемь месяцев.
Нашат Девабш. Фото: X
16-летний Йосеф Фоаз Фаиз Бурган из Иерусалима. Арестован по обвинению в хранении оружия, нарушении общественного порядка, нападении на сотрудника полиции, посягательстве на жизнь человека и поджогах на националистической почве.
«Для Израиля заключенные, которых он освободил, представляют угрозу безопасности.
Для палестинцев, собравшихся поприветствовать их, они — жертвы израильской оккупации, и их освобождение символизирует более широкую цель», — подводит итог обмена »Би-би-си».