СюжетыКультура

Зеркальный Машков

Как и почему сменили председателя Союза театральных деятелей России

Зеркальный Машков

Фото: Maksim Konstantinov / SOPA Images / LightRocket / Getty Images

В голливудском фильме «Танцы в “Голубой игуане”» 2000 года Владимир Машков сыграл наемного убийцу из России, который влюбился в американскую стриптизершу. Спустя 23 года Владимир Машков работает в Москве, руководит Театром Олега Табакова, поддерживает войну (и не общается из-за этого с дочерью, живущей в США), а 4 декабря стал единственным кандидатом на пост председателя Союза театральных деятелей России.

Сразу после избрания Машков заявил, что «возглавлять театральное общество России — это огромная ответственность», вспомнил про съемки в фильме «Я — Иван, ты — Абрам» (которые проходили в Украине в 1993 году), процитировал (вдруг) Льва Толстого, поблагодарил бывшего (уже) председателя СТД Калягина за доблестный 27-летний труд и поставил себе задачу «подготовить мощный кадровый резерв, который будет отвечать на вызовы времени».

Сопредседателем СТД по музыкальному направлению Машков тут же предложил избрать нового директора Большого театра Валерия Гергиева (всё еще худрук и директор Мариинского театра) — должности этой, кстати, раньше вообще не существовало.

«147 лет подряд, как правило, одни и те же проблемы, ничего не меняется, только люди, проблемы остаются, но движение это будет бесконечное, — продолжил свою тронную речь Владимир Машков. — Жизнь, как сказал Кедров, как езда на велосипеде — либо крутишь педали, либо лежишь на боку».

Машков, действительно, на боку не лежит. В 2018 году, когда его назначили худруком Театра Олега Табакова («Табакерки»), он дал короткое интервью каналу «Культура», которое мгновенно разлетелось по соцсетям. Там, помимо прочего, Владимир Машков заявил:

«[Мы] будем делать новую образовательную программу, потому что они [актеры] должны изучать анатомию, психотехники, НЛП, все современные науки, включая нейробиологию. Они должны быть перегружены, они должны знать, как остановить кровь, сделать искусственное дыхание. Они должны знать ритуалы — церковные, армейские ритуалы. Они не знают, что такое “Кругом!”. Это сложное техническое действие! Кругом! Я хочу создать театр, где будет зеркально всё».

Зеркальность у него и правда присутствует — и в жизни, и в театре.

Он первым в России (и единственным из руководителей московских театров) повесил на фасад своего здания огромную Z; в 2011 году он выступал на съезде «Единой России», в 2012-м был доверенным лицом Владимира Путина выборах, в 2021 году выдвигался по спискам партии в Госдуму, в марте 2022-го просил «не воевать с русскими» на митинге-концерте в Лужниках, а в августе признавался «Российской газете»: «У меня есть мечта: привезти [спектакль] “Матросскую тишину” в Донецк и Луганск». Занятые российскими войсками территории Машков, кстати, уже тоже успел обозначить как «зеркала» — но теперь уже для жителей России. Сегодня он включен в санкционные списки Украины, Евросоюза и Канады, так что осуществлению его мечты, тем более при поддержке ресурсов СТД, теперь уже точно ничто не помешает.

Буква Z на фасаде Театра Олега Табакова. Фото: EPA-EFE / YURI KOCHETKOV

Буква Z на фасаде Театра Олега Табакова. Фото: EPA-EFE / YURI KOCHETKOV

При всем при этом коллеги, работавшие и продолжающие работать с Машковым, отзываются о нем как об «искреннем человеке». «Он реактивный, мгновенно ругался с учителем [Олегом Табаковым] и также быстро мирился, — рассказал собеседник «Новой-Европа», — искренний и идейный, он действительно верит, для него нет никаких дискуссий или аргументов. Он гордится происходящим. Нам [СТД] грозит архаизация и провинциализация, мы скатимся в ура-патриотическое направление. Художественный вкус [у Машкова] очень определенный — он видит и воспринимает всё как актер, восстанавливает театр, построенный на актерской [дрессировке]».

Съезд военного времени

«Есть распространенное и ошибочное мнение, что СТД наделяют какой-то начальственной властью, — объясняет сотрудник СТД, говоривший с нами на условиях анонимности. — Но это не так. СТД — не министерство культуры, а коллегиальная общественная организация. Другое дело, что у этой коллегиальной организации есть достаточное количество ресурсов, в том числе финансовых от Минкульта, которое СТД распределяет по разным направлениям своей деятельности».

СТД делает много полезного: помогает региональным театрам, в том числе с образовательными проектами, организовывает фестивали, присылает критиков или технических специалистов, проводит лаборатории по театрам разных видов (от музыкального до уличного), много лет подряд проводил Летнюю театральную школу под Звенигородом. Раньше СТД даже выдавал тревел-гранты на зарубежные фестивали. Есть у Союза во владении пансионаты и санатории (в Рузе, Плёсе, Звенигороде, Щелыкове, Сочи, Ялте) — в последние годы их стали использовать и как площадки для резиденций и творческих проектов.

Также СТД — учредитель национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», который был главной театральной витриной страны и служил возможностью поддерживать актуальный театр в регионах — до осени 2023 года, когда СТД (читай — Минкульт и администрация президента) решил окончательно взять ее под контроль. По новым правилам председатель СТД автоматически стал президентом «Золотой маски».

Источники, знакомые с ситуацией, говорят: в Администрации президента были очень недовольны количеством уехавших деятелей театра, которые активно и публично высказывались против СВО и выступали с антивоенных позиций.

У СТД, конечно, нет и не было никакого способа на них повлиять. И если руководители театров (а таких случаев в гостеатрах очень много) могут надавить на штатных сотрудников, запретив публикации в соцсетях под угрозой лишения премии или ролей, то у СТД и его председателя таких механизмов попросту нет. СТД не работодатель.

«Мы придумали “Театральные уроки” для детей из ДНР, — говорил на съезде Калягин, — СТД провел Всероссийский конкурс “Новое время — новые герои”, мы получили 240 пьес из разных городов России. <…> Уже пьесы победителей ставятся на сценах российских театров. Мы приняли в СТД артистов из Донецкого музыкального театра. Сейчас будем открывать отделения СТД на освобожденных территориях.

Я помню, как сразу после присоединения Крыма мы приняли в СТД деятелей Крыма и Севастополя. Помню, сколько было слез радости, уверен, что точно так же будет и сейчас».

Но всех действий и слов Калягина, видимо, оказалось недостаточно для недовольных им во власти — до такой степени, что Калягину даже не дали продвинуть в следующие председатели СТД своего преемника, а имени того, кого хотят назначить сами, то есть Машкова, ему (по словам наших собеседников) даже и не назвали.

Владимир Машков на съезде союза театральных деятелей России. Фото: stdrf.ru

Владимир Машков на съезде союза театральных деятелей России. Фото: stdrf.ru

Сам Калягин хотел передать полномочия актеру Александру Лазареву — младшему. Были слухи, что Калягин надеялся обратиться к Союзу с речью, представить человека, которому доверяет, и получить поддержку. Но и здесь всё пошло не по плану: Лазарев взял самоотвод, мотивировав это тем, что ему сделали предложение возглавить «один театр». Режиссерское портфолио у Лазарева не слишком длинное: как режиссер он восстановил спектакль Марка Захарова «Поминальная молитва» и поставил «Бег» в «Ленкоме».

6 ноября стало известно, что Лазарев занял пост главного режиссера Театра Российской армии.

Каким реальным функционалом обладает председатель СТД?

C одной стороны, это фигура представительская — он взаимодействует с властью, с губернаторами и чиновниками от культуры, добавляет статусности мероприятиям своим присутствием.

Раньше непосредственной работой занимались заместители председателя, аппарат СТД, творческие специалисты. Именно они генерировали идеи и мероприятия, проводили образовательные программы, формировали репертуар собственной площадки СТД — «Боярских палат», поддерживали независимые театральные компании (спектакль «Финист ясный сокол» Жени Беркович по пьесе Светланы Петрийчук был поставлен именно благодаря гранту СТД, а премьера прошла в «Боярских палатах»). Заблокировать какую-то инициативу председатель мог, но, по словам наших собеседников, за 27 лет работы Калягина таких случаев не было.

У здания «Боярских палат» в Москве. Фото: stdrf.ru

У здания «Боярских палат» в Москве. Фото: stdrf.ru

Естественно, команду замов председатель собирает свою. Кроме того, он предлагает состав секретариата, главного управляющего органа СТД. Туда входит около двух десятков человек — представителей как столичных, так и региональных театров (обычно это их руководители). По уставу СТД именно секретариат и председатель утверждают бюджет Союза, проектную деятельность, различные программы поддержки, от творческих до социальных.

Собеседники «Новой-Европа» замечают, что, хотя сам Союз «не монолитен» и в его разных структурах «разные настроения», у многих ощущения «минорные». «Риски в связи с фигурой Машкова всем очевидны — это потеря репутации и авторитета в профессиональном сообществе и, конечно, какие-то инициативы, связанные с текущей политической ситуацией, — наверняка ради этого его и ставили. Может, закроют [в числе прочего] театральную школу — решат, что это не ко времени, или поменяют репертуарную политику тех же “Боярских палат”».

Другой источник замечает, что Минкульт не особенно вмешивался в то, как СТД тратил выделенный бюджет: СТД его осваивал, то есть распределял самостоятельно, и уже после готовил полноценный отчет с фото-, видео- и другими материалами. Сейчас же деньги могут стать целевыми — и туда, например, уже легко могут не попасть гранты на поддержку независимых негосударственных театров, как и многое другое.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.