СюжетыОбщество

Эпидемия ненависти

Почему антисемитизм в России так популярен и откуда берет свои корни?

Эпидемия ненависти

Иллюстрация: «Новая газета Европа»

После начала войны ХАМАС с Израилем во многих странах прошли митинги и демонстрации в поддержку Палестины. Иногда протестующие выходили не только с палестинскими флагами, но и со свастикой, антисемитскими плакатами и призывами убивать евреев. Или кричали «Gas the Jews» — это призыв к убийству евреев в газовых камерах, так, как это происходило во Вторую мировую войну. Согласно данным, собранным Anti-Defamation League, с 7 октября во французскую полицию поступило около 590 сообщений об антисемитских инцидентах. В Германии число таких инцидентов выросло на 240% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в Австрии — на 300%.

Россия не отстает. 29 октября под Махачкалой около тысячи человек захватили аэропорт с прибывшим из Израиля рейсом. Часть людей проникла на взлетное поле, погромщики искали евреев среди пассажиров, проверяли документы и врывались в служебные помещения. 22 ноября стало известно, что по делу о беспорядках в аэропорту Махачкалы могут быть арестованы до 90 человек. При этом на 44 решения об аресте уже поступили жалобы в Верховный суд Дагестана. В отношении более 400 человек были заведены административные дела.

В тот же день в Нальчике (Кабардино-Балкарская Республика) неизвестные устроили пожар на территории строящегося еврейского центра. В телеграм-каналах опубликовали фото с места происшествия, на которых видно, как на стену центра нанесли антисемитскую надпись «Смерть яхудам».

Истоки антисемитизма 

«В России есть традиция антисемитизма, которая основана на нескольких особенностях, — объясняет историк Аркадий Зельцер, директор Центра изучения истории Холокоста в Советском Союзе имени Моше Мирилашвили. — Есть регионы, где исторически проживали евреи, — Украина и Беларусь, в какой-то мере Северный Кавказ, например. Там находилась постоянная черта оседлости. Под конец XIX века ситуация существенно изменилась. Евреи стали всё больше интегрироваться в российское общество, но когда это начало происходить, мечта российской бюрократии, которая существовала с момента раздела Польши в 1772 году, — интегрировать евреев экономически и социально в российское общество — сменилась на противоположную».

Евреев стали ущемлять в правах, рассказывает историк: у них не было возможности продвигаться по государственной службе, получать офицерские звания, им ограничили доступ в университеты и гимназии. «Эта ситуация приводила к усилению антиеврейского дискурса. Евреи всё больше воспринимались как чужая группа в рамках социального и религиозного контекста», — поясняет историк.

Зельцер рассказывает, что в то время повсеместно случались вспышки насилия в отношении евреев, распространялись мифы о кровавом навете — рассказы о том, что евреи употребляют кровь христиан или мусульман в ритуальных целях. Росла вера в какие-то особые, присущие евреям ритуалы и модели поведения.

Сергей Меликов осматривает аэропорт после погромов, фото — Правительство Республики Дагестан

Сергей Меликов осматривает аэропорт после погромов, фото — Правительство Республики Дагестан

Во время русской революции, а затем в годы гражданской войны еврейские погромы происходили регулярно — в них участвовала и Красная армия, и деникинцы.

«При этом в начале XX века произошло существенное изменение — в самой еврейской среде стала расти заинтересованность в образовании, — говорит Зельцер. — У евреев появились социальные амбиции, они пытались интегрироваться в российское общество. Поскольку попасть в университет или гимназию еврею в то время было довольно сложно, появилась своя сеть еврейских школ. В этот же период стали зарождаться политические и национальные еврейские движения, развивались идеи сионизма».

Революция 1917 года уравняла евреев с остальной частью общества, говорит историк. Была отменена черта оседлости, религиозные ограничения и препятствия для продвижения по службе. В программе большевиков появилась поддержка этнических культур и равноправие всех групп населения, новая власть приняла декрет о борьбе с антисемитизмом.

«20-е годы — это период быстрой интеграции еврейского населения в общество, массового вхождения евреев в сферу государственной службы и в советскую элиту, — рассказывает историк. — Уже в 20–30-е годы евреи стали занимать весьма серьезные позиции в советском руководстве, в министерствах, в партии, в НКВД, в армии. Они превратились в одну из наиболее продвинутых этнических групп. Однако для основной массы населения это была по-прежнему чужая группа. Это создало образ еврея-чужака во власти».

Люди несут транспаранты, собираясь на заочную заупокойную молитву по палестинцам, погибшим в результате взрыва в баптистской больнице Аль-Ахли в секторе Газа, в Московской соборной мечети в Москве, Россия, 18 октября 2023 года. Фото: Sefa Karacan / Anadolu / Getty Images

Люди несут транспаранты, собираясь на заочную заупокойную молитву по палестинцам, погибшим в результате взрыва в баптистской больнице Аль-Ахли в секторе Газа, в Московской соборной мечети в Москве, Россия, 18 октября 2023 года. Фото: Sefa Karacan / Anadolu / Getty Images

Новая вспышка антисемитизма была связана с началом Второй мировой войны. «Наблюдался серьезный подъем русского национализма, это становилось и государственной политикой, — отмечает Зельцер. — Появился так называемый руссоцентризм».

Стереотипы, существовавшие и в дореволюционном, и в советском обществе, о том, что евреи не заняты нормальным трудом, ведут паразитический образ жизни, уклоняются от службы в армии и так далее, распространялись во время войны. Зародился феномен «интеллигентного антисемитизма», когда к еврею на фронте относились хорошо, потому что он «свой» и воюет, а к евреям в целом всё еще испытывали предубеждение. «Многие евреи в то время писали об этом в письмах, — говорит Зельцер. — Некоторые проявляли повышенный и даже ненужный героизм, только чтобы опровергнуть такие массовые представления».

«Для русской интеллигенции 60-х годов стала важной тема Холокоста, — рассказывает историк. — 90-е годы размыли представление о своих и чужих, но не полностью искоренили его. Остались стереотипы в рамках семьи, остался антисемитский фон».

Поддержать независимую журналистикуexpand

Назад в XVII век 

«Вспышка антисемитизма сегодня — симптом краха общественной модели России, — считает режиссер и продюсер Александр Роднянский. — Эта модель строилась на идее многонационального мирового общества, где процветают все народы. И вот в этом многонациональном государстве, которое гордится победой над нацизмом во Второй мировой войне, вдруг происходят антисемитские погромы. Что это, если не симптом поражения всего, что они пытались строить?»

В конце октября в нескольких регионах России прошли акции протеста под откровенно антисемитскими лозунгами. 28 октября собравшаяся перед домом правительства в Черкесске толпа потребовала не пускать в республику приезжающих из Израиля и выселить из Карачаево-Черкесской Республики всех евреев. МВД Карачаево-Черкесии 29 октября сообщило, что в акции принимали участие около 80 человек.

Днем ранее в городе Хасавюрте Республики Дагестан жители устроили проверку в отеле «Фламинго», пытаясь найти евреев и «беженцев из Израиля». В гостинице также установили табличку, объясняющую, что евреям вход запрещен.

В конце октября совладелица компании по посуточной аренде жилья в Махачкале «Как дома 05» отказалась сдавать квартиры евреям. «Ни один еврей, приехавший из Израиля, не заселится в наши квартиры. И даже если нас надурят, я посмотрю камеры, вычислю это и выселю его», — заявила она.

«Российское общество отправилось в неприятное путешествие. С той станции, на которой находилась якобы европейская страна с возможностями, на станцию, где находятся традиционные ценности, консерватизм, тоталитарная власть, репрессии, постоянные войны и смерть. Это движение в какой-то XVII век, в допетровскую эпоху. К этому добавляются чудовищная бедность и невежество — люди не понимают ничего про современный мир и про исторические обстоятельства», — говорит Роднянский.

Антисемитизм активно транслируется среди пользователей соцсетей. Интернет пестрит многочисленными объявлениями о том, что евреям нельзя сдавать квартиры, возить их в автомобилях или обслуживать в кафе, призывами называть евреев «яхудами» и «гнать тварей».

forward
forward

«Конечно, моя семья весь XX век сталкивалась с антисемитизмом, — вспоминает журналист Владимир Раевский. — Бабушку у меня звали Циля, она должна была называться Наташей. Папа выучился на математика, но ему не разрешили работать по специальности, и он был вынужден переучиться на физика. Впрочем, будучи очень талантливым ученым, он и там преуспел».

«Лично я в свой адрес антисемитских высказываний никогда не слышал, — говорит Владимир. — На мой взгляд, в России сегодня есть категории населения, которых гораздо жестче дискриминируют. Попробуйте снять квартиру, если у вас фамилия, например, Гусейнова».

У педагога Димы Зицера личный опыт другой: в детстве он не раз сталкивался с прямым антисемитизмом. «Меня просто били с криками «жидовская морда!» — вспоминает он. — В седьмом классе вследствие такой стычки я получил сотрясение мозга. В университет меня не взяли с прямой формулировкой, маме сказали: "Ну вы же всё понимаете"».

Государственный антисемитизм 

Аркадий Зельцер считает, что всплеск антисемитизма сегодня — это результат государственной политики. «Высказывания российских властей в отношении евреев, по поводу президента Зеленского и его происхождения, борьба с так называемым нацизмом — всё это влияет на ситуацию и легитимизирует антисемитские взгляды», — говорит историк.

Вот, например, цитата из интервью главы МИД Сергея Лаврова итальянской телекомпании Mediaset: «Он (Зеленский) выдвигает аргумент: какая у них может быть нацификация, если он еврей. Могу ошибиться, но у Гитлера тоже была еврейская кровь. Это абсолютно ничего не значит. Мудрый еврейский народ говорит, что самые ярые антисемиты, как правило, евреи. «В семье не без урода», как у нас говорят».

«Если ты хочешь узнать, что будет в Америке, надо с кем разговаривать? Надо разговаривать с евреями, естественно. Само собой!» — а это сказала официальный представитель МИД Мария Захарова в эфире у Владимира Соловьёва.

Большой любитель антисемитских шуток — Владимир Путин. «Мне показали какую-то фотографию из интернета, где он уже не Анатолий Борисович Чубайс, а Моше Израилевич какой-то там живет», — так, например, он прокомментировал эмиграцию Чубайса в Израиль. А вот еще одна цитата Путина. «У меня с детства много друзей-евреев, — заявил он, выступая на Петербургском экономическом форуме. — Они говорят: «Зеленский — не еврей, это позор еврейского народа»».

Представители ХАМАС — организации, признанной террористической в большинстве европейских стран, — периодически приезжают в Москву для встреч на высоком уровне: так, в 2022 году их принимал Сергей Лавров. В конце октября, уже после того, как ХАМАС напал на Израиль, их делегация снова приезжала в Москву. Захарова, анонсировав встречу, назвала ХАМАС «палестинским движением». Как сообщили BBC, на встрече присутствовал один из лидеров организации Абу Марзук, который настаивал на праве «сопротивляться сионистской оккупации всеми доступными средствами». «Делегация движения высоко оценила позицию президента России Владимира Путина и усилия активной российской дипломатии», — заявили представители ХАМАС.

Граждане оставляют цветы и гвоздики перед посольством Палестины в память о погибших в секторе Газа. Фото: Sefa Karacan / Anadolu / Getty Images

Граждане оставляют цветы и гвоздики перед посольством Палестины в память о погибших в секторе Газа. Фото: Sefa Karacan / Anadolu / Getty Images

Информационная война 

Еще одна причина антисемитизма в России и в мире, на которую обращают внимание многие историки, — информационная война, которую Израиль скорее проигрывает.

«Верная информация в зарубежные источники выходит далеко не в том объеме, в котором она есть на иврите, — говорит историк Влад Тельман, который служит в ЦАХАЛ. — Более того, появляется эта информация медленно».

Историк приводит в пример атаку на больницу Аль-Ахли в Газе 17 октября 2023 года.

«Огромное количество мировых СМИ стали кричать, что виноваты евреи, — вспоминает он. — Израиль сначала проверил информацию и лишь спустя полчаса смог ответить. Было доказано, что виноват исламский джихад, но это уже неважно, по всем каналам уже сказали, что это Израиль, и все схватились за сердце».

Еще один пример лжи об атаках Израиля на сектор Газа в СМИ — заявления о том, что армия Израиля якобы нападает на медицинский персонал в больнице Аль-Шифа. Позже британская редакция BBC принесла официальные извинения за публикацию неверной информации.

«Важно учесть, что в Израиле, для того чтобы показать погибших, нужно разрешение родственников, — говорит Тельман. — Это не всегда возможно, тем более быстро. Поэтому труднее показать всякие зверства. Например, ролик с изнасилованной сожженной женщиной, ведь пока еще непонятно, кто она. Сначала нужно узнать, чья она родственница, а потом получить разрешение. Опубликовать доказательства можно будет, только если такое разрешение будет [получено]».

Израильские солдаты и полицейские открывают рефрижераторный контейнер с телами жертв теракта, совершенного ХАМАС 07 октября, в ожидании погребения и процесса судебно-медицинской идентификации на военной базе Шура близ Рамлы, Израиль, 24 октября 2023 г. Фото: Abir Sultan / EPA

Израильские солдаты и полицейские открывают рефрижераторный контейнер с телами жертв теракта, совершенного ХАМАС 07 октября, в ожидании погребения и процесса судебно-медицинской идентификации на военной базе Шура близ Рамлы, Израиль, 24 октября 2023 г. Фото: Abir Sultan / EPA

«Отсюда нужно валить»

«Единственное, что мы можем сейчас сделать, — быть готовыми, — считает раввин Йосеф Херсонский, основатель русскоязычной общины Jewish Point в Тель-Авиве. — Это как в анекдоте, когда Бог объявляет потоп через три дня, и раввин говорит евреям: «У меня две новости — хорошая и плохая. Плохая в том, что через три дня потоп. Хорошая — у вас есть три дня, чтобы научиться дышать под водой». Вопрос в том, в какой степени готовности мы подходим к всплеску антисемитизма. Пока очаги маленькие, мы можем их купировать. Когда станет хуже, никто помочь не сможет, кроме нас самих. Я знаю, что во времена Холокоста были некоторые раввины, которые говорили евреям успокоительные слова. Я думаю, это преступление. Скажи они в нужный момент «отсюда нужно валить», наверняка какое-то количество жизней было бы спасено. Мой базовый вывод в том, что если и не дай Бог когда-нибудь мой народ окажется в похожей ситуации, я не буду ждать последнего момента. Я сразу скажу, что здесь евреям опасно, и в случае с современной Россией я это уже сказал».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.