СюжетыПолитика

Особый санкционный режим

Гуриева и Алексашенко обвинили в разработке санкций, направленных против обычных россиян. Так ли это на самом деле?

Особый санкционный режим

Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ / Sipa USA / Vida Press

Накануне экономистов Сергея Гуриева и Сергея Алексашенко, а также других экспертов обвинили в разработке санкций, направленных против обычных россиян, а не против Владимира Путина и его окружения.

Первым это сообщила активистка Ирина Куклина. Гуриева она назвала «одним из разработчиков усиленных финансовых санкций для держателей российских паспортов», а Алексашенко — «одним из разработчиков санкций визабана для держателей российских паспортов».

«Новая-Европа» решила разобраться, из кого состоит рабочая группа и как устроена ее работа, какие документы она принимает, а также что о скандале думают сами его участники.

Куклина написала в твиттере тред о нескольких участниках Стэнфордской международной рабочей группы по санкциям против России.

Она дала ссылку на один из документов, принятый рабочей группой, где в числе многих экспертов, таких как бывший посол США в России Майкл Макфол, экономист Юрий Городниченко, глава Национального агентства по предотвращению коррупции Украины Александр Новиков, экономистки Элина Рыбакова и Анастасия Федык и других, указаны Гуриев и Алексашенко.

«Не каждый подписавший этот документ согласен с каждой конкретной предложенной санкцией или действием», — отмечается в документе.

После этого тему подхватило издание СВТВ, основанное Михаилом Световым: «Стали известны имена архитекторов санкций против России. В рабочую группу по разработке ограничений для русских вошли: Гуриев, Алексашенко, Рыбакова и Майкл Макфол», — говорится в их твиттере.

Сам Светов также прокомментировал документ, принятый рабочей группой: «Теперь мы знаем, почему либералы так бесятся, когда их спрашивают про блокировки счетов и другие санкции, которые ударяют по людям, а не Путину. Потому что либералы не просто выдумывают эти санкции, но и требуют еще больше жести», — написал он в твиттере.

Позднее он сказал «Медузе», что «эта информация не была достоянием общественности до вчерашнего дня». «Почему авторы доклада, несмотря на то, что они регулярно выступают публично, никогда не привлекали внимание к конкретным предложениям, которые они подписывают своим именем, — хороший вопрос для авторов доклада», — заявил он.

Что это за документ группы экспертов?

Международная рабочая группа по санкциям против России была создана сразу после полномасштабного вторжения, ее инициатором называют директора Института международных отношений Стэнфордского университета Майкла Макфола. Первое заседание состоялось в марте 2022 года.

Майкл Макфол. Фото:  твиттер

Майкл Макфол. Фото: твиттер

В работе группы принимают участие 60 экспертов из США, ЕС и Украины. Список участников группы, а также принятые ей документы находятся в открытом доступе на ее сайте. В них анализируется, как Россия справляется или не справляется с санкциями и как применять их более эффективно. Первый документ опубликован 19 апреля 2022 года. С тех пор группа подготовила 15 версий документов.

В частности, авторы доклада в редакции от июня 2022 года предлагают:

  • применить «комплексное давление по всем фронтам»,
  • усилить воздействие финансовых санкций за счет ужесточения ограничений в отношении нефти и газа,
  • вести полные блокирующие санкции в отношении 30 крупнейших российских банков,
  • установить верхний предел любого перевода SWIFT из России,
  • ввести полные блокирующие санкции на Московскую биржу,
  • ввести ограничения для западных страховых компаний, работающих в России,
  • запретить торговлю рублем на криптобиржах и многое другое.

В плане действий от 24 апреля 2023 года (под этим документом есть имя Алексашенко, но нет имени Гуриева) авторы также предложили:

  • ограничить выдачу иностранных карт Visa и Mastercard под предлогом «ненадежных и поддельных данных» о регистрации за рубежом,
  • ввести запрет на выдачу туристических виз гражданам РФ по примеру стран Балтии,
  • блокировать или отключать любые иностранные IT-сервисы и лицензионные ПО, использующиеся на территории России.

Все члены этой рабочей группы участвуют в ней в личном качестве, однако авторы консультировались со многими государственными чиновниками, в частности, с правительством Украины, отмечается в докладе.

«Наши предложения направлены на то, чтобы стимулировать размышления о том, как лучше всего ввести санкции против России, сфокусированные на первостепенной цели — помочь положить конец путинскому вторжению и войне в Украине. <…>

Хотя мы все согласны с тем, что санкции необходимы, участники группы придерживаются самых разных точек зрения,

и не каждая подписавшая сторона обязательно согласна с каждой санкционной мерой, предложенной в этом документе», — подчеркивается там.

«С персональными санкциями качество гораздо важнее, чем количество»

В разговоре с «Новой-Европа» Алексашенко рассказал подробности работы экспертной группы: «Есть какие-то идеи, в которых кто хочет, тот и принимает участие. Например, в обсуждении, разработке, анализе и так далее. Иногда бывают идеи, которые мне интересны, иногда бывают такие, которые не интересны. Но по общему ощущению сейчас интенсивность работы гораздо меньше, чем была, скажем, летом прошлого года».

Сергей Алексашенко. Фото:  Фонд Бориса Немцова за Свободу

Сергей Алексашенко. Фото: Фонд Бориса Немцова за Свободу

Как подчеркивает Алексашенко, то, что он говорит публично, ничем не отличается от того, что он говорит в рамках работы этой группы. «Мы не являемся никакой официальной структурой, мы не аффилированы ни с каким правительством. Наши доклады публичны и, соответственно, отправляются в том числе в разные организации, ведомства, страны.

Насколько я понимаю, дальше их судьба такая же, как и любых других экспертных бумаг: читают, смотрят — и то, что нравится, делают, а то, что не нравится, не делают», —

заявил Алексашенко. При этом экономист не помнит, чтобы он поддерживал какие-то ограничения, касающиеся рядовых россиян. «Я считаю, что с персональными санкциями качество гораздо важнее, чем количество», — добавил он.

Гуриев в твиттере подчеркнул, что состав группы и принципы ее работы являются публичной информацией. Он также рассказал, что работа в группе не оплачивается и что ее члены принимают участие в работе в личном качестве.

Сергей Гуриев. Фото:  твиттер

Сергей Гуриев. Фото: твиттер

«В частности, многие приписываемые мне точки зрения относятся к докладам, которые я не подписывал. К сожалению, из-за недостатка времени я не успевал вовремя принимать участие в подготовке и обсуждении большинства докладов, поэтому моя подпись под ними не стоит», — прокомментировал он.

Как заявил Гуриев, он участвовал в подготовке докладов 1, 2, 3, 4, и 14, где речь идет о технологических санкциях против экспорта в Россию товаров военного или двойного назначения, нефтяных санкциях и финансовых санкциях.

«Я хорошо понимаю, что пока путинский режим находится у власти, он будет стараться перекладывать бремя санкций на простых россиян.

Но эта вина не западной коалиции, которая стремится остановить войну, а Путина, который взял российский народ в заложники», — отмечает он.

Как сообщала ранее газета New York Times, власти Великобритании разрешили российскими миллиардерам, попавшим под санкции, тратить сотни тысяч долларов на личные привилегии, в том числе на услуги частных поваров, шоферов и домработников. Такие исключения называются лицензиями. Они позволяют олигархам пользоваться частью активов даже с замороженными счетами. Financial Times также ранее подсчитала, что более 100 британских компаний признались властям о нарушении санкций против России.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.