СюжетыОбщество

Черная Meta

С чем связана очередная атака американских властей на корпорацию Цукерберга

Черная Meta

Главный исполнительный директор Meta Марк Цукерберг на форуме Сената по изучению искусственного интеллекта, Вашингтон, 13 сентября 2023 года. Фото: EPA-EFE / SHAWN THEW

На минувшей неделе юристов Meta накрыла лавина судебных исков, одновременно поданных генеральными прокурорами 41 штата США и Федерального округа Колумбия. Обвинения во всех случаях практически идентичны: цифровой гигант и его главные платформы — Instagram и Facebook — умышленно используют манипулятивные техники для удержания детской и подростковой аудитории, наносят вред детям, извлекая при этом коммерческую выгоду. Это не первая подобная атака на одну из крупнейших американских корпораций, но беспрецедентная по своим масштабам. Разбираемся, с чем связано обострение прокурорской активности и каковы ее возможные последствия.

«Meta использовала мощные технологии, чтобы соблазнять, вовлекать и в конечном счете заманивать в ловушку молодежь и подростков. […] Стремясь максимизировать прибыль, Meta неоднократно вводила общественность в заблуждение относительно безопасности своих социальных сетей», — гласит 233-страничный коллективный федеральный иск, поданный 24 октября в суд Северной Калифорнии за подписью генеральных прокуроров Калифорнии, Нью-Йорка, Пенсильвании и еще трех десятков штатов. Обвинители также утверждают, что использование социальных сетей Meta сопряжено с «депрессией, беспокойством и бессонницей». Другой важный пункт обвинения — подконтрольные Meta соцсети в нарушение закона собирают данные о детях младше 13 лет без согласия родителей. При этом корпорация не отказывается от использования опасных функций, вместо этого «удвоив усилия по сокрытию их влияния». Одновременно с коллективным иском в Калифорнии восемь генпрокуроров штатов направили аналогичные иски в суды местной юрисдикции, а прокурор Флориды подал отдельный федеральный иск.

В каждом случае обвинители требуют от Meta прекратить использовать «вредоносные алгоритмы», побуждающие детей и подростков часами напролет сидеть в соцсетях, отказаться от незаконного сбора персональных данных детей без родительского согласия, а также запретить лицам младше 13 лет регистрировать свои аккаунты. Коротко говоря, успех обвинения в суде будет означать для корпорации не только многомиллионные штрафы, общую сумму которых пока никто не берется предсказать.

Речь идет о том, чтобы подорвать саму бизнес-модель Meta, основанную на удержании аудитории и продаже рекламы.

«Этот иск направлен на то, чтобы положить конец эксплуатации Meta молодежи и возместить ущерб, который она нанесла целому поколению», — заявил генеральный прокурор округа Колумбия Брайан Швальб. Свой иск он сопроводил данными окружного Управления государственного суперинтенданта образования (OSSE), согласно которым более 70% учащихся средних школ округа проводят перед экранами своих смартфонов свыше трех часов в день, около половины старшеклассниц испытывают при этом постоянное чувство безнадежности, а 28% учеников серьезно рассматривают возможность самоубийства.

Представитель Meta прокомментировал многочисленные обвинения дежурными фразами о том, что корпорация стремится предоставить подросткам «позитивный и безопасный опыт в Интернете», внедрив для этого более 30 инструментов. В то же время он посетовал, что генеральные прокуроры выбрали путь судебной тяжбы вместо того, чтобы в сотрудничестве с компаниями отрасли работать над созданием четких стандартов, соответствующих возрасту пользователей.

«Facebook разрывает общество на части»

Как отмечает экономический обозреватель CNN Элисон Морроу, нынешняя атака на Meta — часть стратегии американских властей по обузданию технологических гигантов, которым годами удавалось избегать госрегулирования и зарабатывать миллиарды, не в последнюю очередь благодаря мощным лоббистским возможностям. Переломный момент случился в 2021 году, когда дата-инженер Facebook Френсис Хаген обнародовала огромный архив внутренних документов компании, включая результаты исследований о влиянии социальных сетей на подростков. На эти документы, ставшие основой для серии разоблачительных материалов в Wall Street Journal, в значительной степени и опирается нынешнее обвинение.

Дата-инженер Facebook Френсис Хаген. Фото: Al Drago / Bloomberg / Getty Images

Дата-инженер Facebook Френсис Хаген. Фото: Al Drago / Bloomberg / Getty Images

Цензурные послабления для отдельных категорий высокопоставленных пользователей, применение алгоритмов, поляризующих общество и разжигающих ненависть, недостаточное внимание руководства компании к обширному использованию ее соцсетей наркокартелями и террористическими организациями — вот лишь несколько примеров вскрытых нарушений.

«Facebook в мельчайших подробностях знает, что его платформы пронизаны недостатками, которые наносят вред, причем такими способами, которые полностью понятны только компании. Документы показывают, что в Facebook снова и снова выявляли негативные последствия использования своих платформ, но, несмотря на слушания в Конгрессе, собственные обещания и многочисленные разоблачения, не исправляли их», — писали журналисты WSJ.

Одно из опубликованных исследований показало, что Instagram пагубно влияет на подростков, которые «осознают, что проводить в соцсети много времени вредно для их психического здоровья, но при этом не могут остановиться».

Примерно треть девочек — участниц опроса подтвердили, что, когда они плохо себя чувствовали из-за своего тела, Instagram «заставлял их чувствовать себя еще хуже».

13,5% девочек заявили, что Instagram усугубляет их мысли о самоубийстве.

По словам Френсис Хаген, проблемы начались в 2018 году, когда Facebook и Instagram стали использовать алгоритмы, формирующие ленту из постов и сообщений, аналогичных тем, на которые пользователь реагировал активнее. Собственные исследования корпорации показали, что такой контент чаще всего связан с негативными эмоциями: завистью, агрессией, ненавистью. Иными словами, соцсети стали напрямую использовать человеческие пороки, чтобы удерживать аудиторию.

«Когда мы живем в информационной среде, полной злобного поляризующего общество контента, это разрушает наше взаимное доверие, веру в друг друга. Нынешняя версия Facebook просто разрывает общество на части», — говорила Хаген в первом публичном интервью после своих разоблачений.

Линия защиты

Вице-президент Facebook Ник Клегг отверг большую часть этих обвинений. Он написал, что журналисты намеренно исказили действительность, отобрав нужные им цитаты из исследований компании. Сам Марк Цукерберг также не остался в стороне от разворачивающейся дискуссии, указав на логические изъяны в рассуждениях Хаген и авторов Wall Street Journal.

«Мы зарабатываем деньги на рекламе, и рекламодатели постоянно говорят нам, что не хотят, чтобы их реклама соседствовала с вредным или вызывающим гнев контентом. […] К тому же, если бы мы хотели игнорировать исследования, зачем нам создавать ведущую в отрасли исследовательскую программу?» — писал основатель Facebook.

Вице-президент Facebook Ник Клегг. Фото: EPA-EFE / ETIENNE LAURENT

Вице-президент Facebook Ник Клегг. Фото: EPA-EFE / ETIENNE LAURENT

В качестве примера своих добрых намерений он привел внедренную в ленту Facebook функцию «Социально значимые взаимодействия», благодаря которой пользователи видели больше контента от друзей и семьи и меньше популярных вирусных роликов.

«Разве это то, что сделала бы компания, ориентированная на прибыль, а не на людей?» — спрашивал Цукерберг своих критиков.

В качестве решения он предложил не оказывать давление на отдельные компании, а в целом пересмотреть отраслевые правила, в частности возраст, с которого подростки имели бы право пользоваться интернет-сервисами.

Впрочем, по данным авторов коллективного иска, после скандальных публикаций руководство Facebook не только ничего не сделало для снижения негативных последствий от его алгоритмов, но попыталось заткнуть рот своим научным сотрудникам, распустив несколько исследовательских групп и ужесточив контроль над данными исследований.

Гуманная цифровая инфраструктура

Данные о пагубном влиянии социальных сетей, которому особенно подвержены дети и подростки, в последние годы появляются регулярно.

Джарон Ланье, бывший сотрудник Microsoft, футуролог и автор термина «виртуальная реальность», в бестселлере «Десять аргументов удалить свои аккаунты в социальных сетях» объясняет, как соцсети используют эффект случайного подкрепления: зависимость формируется не вознаграждением, а, как в азартных играх, его ожиданием, когда игрок не знает точно, получит ли он это вознаграждение.

«Алгоритм пытается уловить идеальные параметры для манипулирования мозгом, в то время как мозг, чтобы найти более глубокий смысл, меняется в ответ на эксперименты алгоритма […] Поскольку действия алгоритма, по сути, случайны, мозг реагирует не на что-то реальное, а на вымысел. Этот процесс подсаживания на неуловимый мираж и есть зависимость», — пишет Ланье. По его мнению, социальные сети разрушают личность, обессмысливают всё, что человек пишет в интернете, размывают понятие правды и лишают человека свободы воли.

Обложка книги Джарона Ланье «Десять аргументов удалить свои аккаунты в социальных сетях»

Обложка книги Джарона Ланье «Десять аргументов удалить свои аккаунты в социальных сетях»

В вышедшей три года назад нашумевшей документальной ленте «Социальная дилемма» на соцсети обрушивается уже целая плеяда бывших топ-менеджеров крупнейших интернет-сервисов. Один из них, Тристан Харрис, отвечавший за этические вопросы в Google и полностью разочаровавшийся в своей возможности что-то изменить, буквально бьет тревогу.

«Если вы посмотрите вокруг, покажется, будто мир сошел с ума. Вы должны спросить себя: “Это вообще нормально? Или мы все попали под действие каких-то злых чар?”» — говорит Харрис. Через несколько минут он сам же отвечает: «Они [технологические корпорации] создают модели, которые предсказывают наше поведение, и тот, чья модель лучше, побеждает. У них всего три цели: вовлечь, заставить возвращаться снова и снова и в итоге сделать на вас и вашем внимании как можно больше денег».

Через год после выхода фильма Харрис, покинувший Google, чтобы основать свою компанию Center for Human Technology, дал показания в Сенате США. Он призвал законодателей отнестись к угрозе, исходящей от социальных сетей, не менее серьезно, чем к ядерной.

Харрис в очередной раз подчеркнул: совершенно неважно, сколько агрессивных постов или фейковых аккаунтов в день удаляют модераторы соцсетей, сколько модераторов нанимают корпорации, если нетронутым остается сам корень проблемы — бизнес-модель, основанная на удержании внимания.

«Вместо того чтобы оценивать, улучшили ли мои коллеги — участники дискуссии из Facebook, Twitter и YouTube свою политику в отношении контента, мы должны выяснить, что в совокупности составило бы гуманную западную цифровую демократическую инфраструктуру, которая укрепила бы нашу способность противостоять этим угрозам. В результате вместо того, чтобы мешать нам сконцентрироваться, отвлекать нас, конкурировать за наше внимание, эти компании будут конкурировать за то, чтобы развить в нас способность к критическому мышлению, к пониманию друг друга и поиску решений, основанных на общих принципах», — заявил Харрис сенаторам.

«Для меня это личное дело»

По словам генерального прокурора Колорадо Фила Вайзера, участника межпартийной рабочей группы по расследованию ситуации вокруг Meta, созданной вскоре после разоблачений Френсис Хаген, нынешние иски — результат неудачных переговоров властей и руководства компании. Несмотря на негласное давление, Марк Цукерберг и его коллеги якобы отказались изменять цифровые платформы таким образом, чтобы кардинально снизить причиняемый ими вред.

Вайзер и его коллега по рабочей группе генпрокурор Теннесси Джонатан Скрметти подтвердили серьезность своих намерений, пообещав, что будут бороться с пагубным влиянием соцсетей, так же как в свое время США боролись с табаком и производителями табачных изделий.

«Я сам отец двух подростков, для меня это личное дело. Мы знаем, что дети страдают, и мы должны их защитить», — заявил Фил Вайзер.

Прокурор также добавил, что судебное преследование Meta — только начало. Следом власти обратят внимание на другие крупные платформы — YouTube, TikTok и Snapchat.

За первые два дня после сообщения о коллективных исках акции Meta упали на бирже Nasdaq на 12%, но затем вновь начался их умеренный рост. На момент подготовки этой публикации основатель и контролирующий акционер корпорации Марк Цукерберг никак не отреагировал на ситуацию и предстоящую судебную тяжбу. Вместо этого на своей странице в Facebook он поделился результатами компании за третий квартал текущего года, сделав акцент на развитии новых продуктов и сервисов на базе искусственного интеллекта. Согласно опубликованному 25 октября квартальному финансовому отчету, выручка Meta выросла на 23%, составив 34,1 млрд долларов США, а чистая прибыль увеличилась сразу на 164%, достигнув 11,6 млрд.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.