StoriesPolitics

Декрет об отделении православия от путинизма

Как новый украинский закон о запрете подчинения Московскому патриархату спасает репутацию православия

Декрет об отделении православия от путинизма

Члены Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) собирается на молебен возле Киево-Печерской лавры в Киеве, Украина, 19 октября 2023 года. Фото: Олег Петрасюк / EPA-EFE

ЧВК «УПЦ»

Украинский парламент совершил 17 октября важный шаг в сторону исторического пересмотра статуса Московского патриархата — организации со спорным прошлым и с очень специфическими функциями в настоящем. Достаточно напомнить, что «восстановление» патриархата в СССР произошло после встречи Сталина в Кремле с тремя избранными им митрополитами 4 сентября 1943 г., а нынешний глава Московского патриархата с февраля 2022 года активно поддерживает действия Путина, призывая россиян идти на фронт и гарантируя им автоматическое попадание в рай в случае гибели на полях сражений в Украине. 267 народных депутатов Украины (при минимально необходимых 226) проголосовали за принятие в первом чтении правительственного законопроекта № 8371, определяющего порядок приостановки деятельности религиозных организаций, связанных с центром на территории государства-агрессора.

Фактически в Украине осталась лишь одна такая организация — Украинская православная церковь (УПЦ), ранее именовавшаяся УПЦ МП, но отрекшаяся в прошлом году, после начала полномасштабной войны, от прямого подчинения Москве. Тем не менее, статус УПЦ остался двусмысленным: она не провозгласила автокефалию (церковную независимость), не присоединилась к уже признанной Вселенским (Константинопольским) патриархатом автокефальной Православной церкви Украины (ПЦУ) и — более того — сохранила в ст. 1 своего Устава (Статута) ссылку на грамоту патриарха Московского Алексия II и Священного синода РПЦ от 1990 г., устанавливающую жесткие ограничения в самоуправлении УПЦ. Например, вновь избранный предстоятель УПЦ может занять Киевский престол только после утверждения Московским патриархом и обязан входить в состав московского синода. На Архиерейском соборе 2017 г. в Москве патриарх Кирилл (Гундяев) внес поправки в Устав РПЦ, еще больше ограничивающие самостоятельность УПЦ, причем архиереи из Украины единодушно проголосовали за эти поправки. Лишь суровая реальность военного времени приостановила их реализацию на практике.

Законопроект № 8371 стал прямым следствием указа президента Украины и постановления Совета по национальной безопасности и обороны Украины от 1 декабря прошлого года. Эти документы, в свою очередь, стали реакцией на промосковскую фронду отдельных иерархов и клириков УПЦ, которая достигла своего апогея 12 ноября, когда в одном из храмов Киево-Печерской лавры, духовного центра Украины, торжественно исполнили песню о «возрождении России». У лавры после этого начались большие неприятности — в течение всего 2023 г. украинские власти выселяли из нее различные учреждения, а наместник обители, скандально известный Паша-Мерседес (митрополит Павел Лебидь), был помещен под домашний арест, а за нарушение условия — в СИЗО, откуда, впрочем, быстро вышел под залог в почти миллион долларов.

Активизация украинских правоохранительных органов «на церковном фронте» помогла выявить большую группу архиереев и священников УПЦ, которые тайно имели российское гражданство, а некоторые даже прямо перешли на сторону РФ

на захваченных ее армией территориях. Несколько митрополитов оказались под санкциями, некоторые из них — еще и под арестом, а предстоятель УПЦ, митрополит Онуфрий (Березовский), предчувствуя опасность, оставил свою резиденцию в Киево-Печерской лавре и перебрался в женский монастырь Феофания на окраине Киева. Выступая на заседании парламента 17 октября, нардеп Александр Алексийчук привел свежие данные СБУ — о 68 уголовных делах в отношении иерархов и клириков УПЦ по статьям о госизмене, коллаборационизме и публичных призывах к религиозной ненависти. Другие депутаты напомнили, что «материнская структура» УПЦ на территории РФ не только на словах оправдывала «СВО», но и принимала прямое участие в создании ЧВК — направляя туда «полковых священников» и даже создавая вербовочные пункты и тренировочные базы на приходах. По мнению СБУ, военизированный отряд «Андреевский крест», сформированный на средства РПЦ при Кронштадтском морском соборе под Петербургом, обладает всеми признаками ЧВК.

Члены Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) собираются на молебен возле Киево-Печерской лавры в Киеве, Украина, 19 октября 2023 года. Фото: Олег Петрасюк / EPA-EFE

Члены Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) собираются на молебен возле Киево-Печерской лавры в Киеве, Украина, 19 октября 2023 года. Фото: Олег Петрасюк / EPA-EFE

Шанс на реабилитацию

Законопроект на редкость лаконичен — он состоит всего из двух статей на полутора страницах. Согласно проекту, связь религиозной организации с центром на территории государства-агрессора должна устанавливать религиоведческая экспертиза, организуемая Госслужбой по этнополитике и свободе совести, а окончательное решение будет принимать суд. В отношении УПЦ такая экспертиза уже прошла в конце прошлого — начале нынешнего года, естественно установив связь этой организации с Московским патриархатом. В июне нынешнего года глава Госслужбы Виктор Еленский принял двух митрополитов УПЦ и, по итогам встречи, изложил условия, выполнение которых приведет к тому, что государство перестанет считать УПЦ «московской». Условия эти достаточно просты и очевидны: официальное решение о выходе из Московского патриархата с уведомлением предстоятелей других поместных церквей; выход иерархов, клириков и мирян УПЦ из всех «общецерковных» органов Московского патриархата; церковные прещения в отношении духовенства, перешедшего на сторону ВС РФ и оправдывающего агрессию, а также осуждение учения патриарха Кирилла о «спасительности» участия в военных действиях против Украины.

Виктор Еленский. Фото: nfront.org.ua

Виктор Еленский. Фото: nfront.org.ua

В этом контексте глава СНБО Алексей Данилов заявил 20 октября, что предметом регулирования в новом законе является не религиозная деятельность и даже не религиозные организации, а «институция, которая непосредственно принимает участие в войне на стороне нашего врага». Глава Госслужбы по этнополитике и свободе совести Виктор Еленский также постарался успокоить православных, что на их религиозные убеждения или канонический статус государство влиять никак не собирается. Речь идет только о «демонтаже структур Московского патриархата», которые оказались стороной нынешнего конфликта, не стали хотя бы сохранять нейтралитет.

Еленский ставит риторический вопрос противникам закона, которых немало в УПЦ: «Чем для вас так ценна связь с деятелем, который за 600 дней… не нашел ни одного слова сочувствия для родителей более 500 детей, которых убили агрессоры?» Народный депутат Евгения Кравчук обратилась к адептам УПЦ с напоминанием, что речь не идет о запрете их религии или каких-то административных мерах, поскольку каждый случай будет тщательно рассматриваться судом, и у религиозных организаций будет право апелляций и кассаций, вплоть до международных судов, под юрисдикцией которых находится Украина. По словам депутата, перед тем как ставить вопрос о приостановке деятельности, религиозным организациям дадут время на разрыв связей с центром в государстве-агрессоре. В течение 14 дней после принятия закона в первом чтении депутаты будут вносить поправки ко второму чтению.

Алексей Данилов, глава СНБО Украины. Фото: Офис Президента Украины

Алексей Данилов, глава СНБО Украины. Фото: Офис Президента Украины

Своими идеями поправок поделился с коллегами депутат Николай Княжицкий. Он предполагает, что судебные процессы вокруг оспаривания религиоведческих экспертиз растянутся на годы, так как украинские суды «не имеют лицензированных экспертов в этой сфере, как и не имеют методик». Княжицкий считает, что Верховная Рада должна наделить органы исполнительной власти правом приостанавливать деятельность афиллированных с Москвой организаций на время рассмотрения их жалоб, сопровождая это немедленным арестом их имущества.

Москва лютует

Парадоксальным образом, тот самый патриарх Кирилл, который за 600 дней не смог выдавить из себя ни одного слова сочувствия своей страдающей, истекающей кровью украинской пастве, направил 19 октября главам ряда церквей и международных организаций очередное письмо «в защиту гонимой Украинской церкви». Ранее он уже трижды выступал с подобными посланиями, почти не получая ответов от адресатов, большинство из которых не считает христианином патриарха, оправдывающего «СВО». Кирилл демонстрирует, что УПЦ остается для него чисто политическим инструментом продвижения имперских претензий Москвы как в Украине, так и на международной арене. Хотя после 19 месяцев войны такое продвижение выглядит анахронизмом и предприятием абсолютно безнадежным, Кирилл не унимается. Иначе его не поймут в Кремле, которому он служит в первую очередь.

«Юридически» глава РПЦ критикует термин «аффилированные», которым в законопроекте № 8371 описывается характер отношений украинской религиозной организации с российским центром.

Затем нападает на Виктора Еленского, называя его «человеком, враждебно настроенным к УПЦ». (Тут в скобках надо заметить, что реально враждебно настроен к УПЦ сам Кирилл: в июне прошлого года, после декларации этой церкви о независимости от Москвы, он обличил ее в расколе и создал специальную комиссию по подготовке к отлучению УПЦ от церкви. Правда, после окрика из Кремля работу этой комиссии заморозил. Также глава РПЦ ни разу не осудил разрушения храмов и монастырей УПЦ в ходе военных действий.) Этот контекст помогает оценить истинную природу «крокодиловых слез» Кирилла по поводу предстоящих «гонений» на «предавшую» его церковь. Тем не менее, Кирилл делает необходимый его начальству политический вывод: украинское государство находится «в одном ряду с самыми зловещими богоборческими режимами прошлого». Глава РПЦ привычно ссылается на негативное упоминание законопроекта № 8371 в докладе управления верховного комиссара ООН по правам человека от 23 марта с.г. Среди адресатов патриаршего письма — члены Совета ООН по правам человека, участие в котором России приостановлено Генассамблеей Организации в связи с вторжением в Украину. Между прочим, в своей речи 21 февраля 2022 г., обосновывающей вторжение в Украину, Владимир Путин говорил о готовящейся «расправе над УПЦ» как об одной из причин войны.

Заместитель Кирилла во Всемирном русскому народному собору, в работе которого до 2014 г. участвовала и УПЦ, Константин Малофеев высказывается еще прямолинейнее, отождествляя Верховную Раду с рейстагом Третьего Рейха. «СВО, — пишет Малофеев, — это наша Священная война с сатанинскими силами Запада. Надеюсь, теперь в этом убедились даже скептики. С сатанистами не может быть никаких компромиссов. Мы не просто должны, а обязаны как можно скорее освободить от них исконно Русскую православную землю и её людей».

Шизофренический нарратив и распад РПЦ

УПЦ, оказавшись в этой ситуации между молотом и наковальней, вынуждена выдавать совершенно шизофренический нарратив. Упрекая украинские власти в «гонениях на каноническое православие», лидеры УПЦ при этом не устают повторять, что с Московским патриархатом их церковь больше никак не связана, а российскую агрессию осуждает. При этом что-то все-таки мешает этим лидерам осудить патриарха Кирилла как идеолога и соучастника той самой агрессии. Управделами УПЦ митрополит Антоний (Паканич), находящийся под санкциями правительства Украины, патетически восклицает: законопроект № 8371 — это «целенаправленная борьба с подлинной Церковью Христовой, борьба с Богом». Не собираясь исполнять условия правительства Украины по реальному разрыву с Московским патриархатом, Антоний анонсирует: «будем молиться на квартирах, в хатах, гаражах, землянках». Спикер автокефальной ПЦУ митрополит Евстратий (Зоря) поясняет пафос представителей УПЦ тем, что их «независимость от Москвы» — лукавая и непоследовательная, в глубине души многие из них продолжают ждать «освободителей». По контрасту, среди рядового духовенства и мирян УПЦ растет недовольство лукавой позицией священноначалия — в украинской прессе постоянно публикуются открытые письма паствы с требованием пойти на окончательный разрыв с Москвой в том формате, в котором требуют украинские власти и обстоятельства военного времени. Более частыми в последние месяцы стали и переходы общин из УПЦ в ПЦУ.

Митрополит Антоний (Паканич). Фото: Wikimedia Commons, Василий Попович. CC BY-SA 3.0

Митрополит Антоний (Паканич). Фото: Wikimedia Commons, Василий Попович. CC BY-SA 3.0

Пока УПЦ «определяется», другие окраины церковной империи РПЦ — одна за другой — заявляют о своем разрыве с Москвой. На днях много шума наделало просочившееся в прессу письмо главы Православной церкви Молдовы в составе Московского патриархата митрополита Владимира (Кантаряна) патриарху Кириллу (Гундяеву). Митрополит предупреждает о неизбежном отделении его церкви от Москвы, поскольку молдавская паства сочувствует братскому украинскому народу, а патриарх Кирилл — нет. Несколько месяцев назад Латвия на уровне государственного закона запретила местной православной церкви подчиняться Москве — и та охотно согласилась, несмотря на все окрики и угрозы со стороны патриарха. От РПЦ дистанцируются ее приходы в странах дальнего зарубежья, а иерархи других поместных церквей прямо говорят, что их московский собрат отрекся от Христа ради верности Путину. И в этом смысле украинские власти, которых так клеймит Кирилл, на самом деле помогают православным сделать выбор между кровавым идолом империи и воплотившимся на земле Богом любви и мира.

pdfshareprint
Editor in chief — Kirill Martynov. Terms of use. Privacy policy.