СюжетыПолитика

Штрафбат, батяня

В российской армии появились шторм-отряды. Что это такое — разбиралась «Новая Европа»

Штрафбат, батяня

Подбитый российский танк с буквой «Z» рядом с поврежденными домами в селе Малый Роган, недалеко от Харькова, Украина. Фото: Роман Пилепей / EPA-EFE

В российской армии появляются штурмовые отряды из провинившихся. «У «залетчиков» есть выбор: идти под суд, попасть в колонию и уже оттуда поехать на самые жаркие участки фронта. Или сразу отправиться на передовую и там искупить без всякой судимости свои косяки в штурмовом отряде». Мы выяснили, как они устроены.

Алкоголь, наркотики, невыполнение приказов

Агентство Reuters выпустило расследование, рассказывающее о том, что штурмовые отряды российской армии «Шторм-Z» на самом деле являются штрафными батальонами. Туда попадают солдаты армии РФ, пойманные на употреблении наркотиков и алкоголя, а также те, кто отказывается выполнять приказы командиров.

«Они входят в число сотен военных и гражданских правонарушителей, которых в этом году загнали в российские штрафные подразделения, известные как отряды «Шторм-Z», и отправили на передовую в Украину, — пишут журналисты Reuters. — Люди говорят, что немногие выживают, чтобы рассказать свою историю… Солдат, пожелавший остаться неизвестным, так как опасался преследования в России за публичное осуждение войны, сказал, что сочувствует тяжелому положению сослуживцев: «Если сотрудники комендатуры ловят кого-то, от кого пахнет алкоголем, то немедленно отправляют в »шторм”-отряды».

Сотрудники Reuters записали интервью с людьми, которые идентифицировали как минимум пять штурмовиков из штрафных отрядов, насчитывающих по 100–150 человек. Эти формирования встроены в регулярные армейские подразделения, обычно отправляются на наиболее уязвимые участки фронта. По данным Reuters, штрафники отражают украинское контрнаступление на восточном и южном направлениях.

По данным издания, отряды «Шторм-Z» несут очень тяжелые потери. Штурмовик, осужденный за кражу и завербованный из тюрьмы, рассказал, что

из 120 бойцов его подразделения, входящего в состав 237-го полка, в боях под Бахмутом в июне выжили и не получили ранений лишь 15 человек.

Хотя основу штрафных отрядов составляют осужденные, к ним направляют военнослужащих регулярной армии в качестве наказания за нарушение дисциплины. По словам двух опрошенных Reuters солдат из военной части № 40318, офицеры отправили их однополчан в «Шторм-Z» за то, что те употребляли алкоголь и наркотики во время службы и отказывались выполнять приказы.

Командир штурмового отряда «Шторм Z» Алиетдин Махмудов (позывной Али) и его бойцы. Фото: скрин  видео

Командир штурмового отряда «Шторм Z» Алиетдин Махмудов (позывной Али) и его бойцы. Фото: скрин видео

Косплеить Сталина

«С прошлого года ходили слухи о том, что российское военное руководство создает так называемый сороковой армейский корпус, — говорит «Новой-Европа» специальный корреспондент Русской службы Би-би-си Илья Барабанов. — Именно в это соединение должны были войти, кроме корпусов «народной милиции» ДНР и ЛНР, и многие новые подразделения, в том числе и состоящие из уголовников. Когда с корпусом что-то пошло не так, из бывших заключенных стали формировать отряды «Шторм-Z». Насколько мне известно, теперь туда отправляют в том числе и всех «накосячивших» военных. Это могут быть как «пятисотые» (не желающие воевать.Прим. ред.), так и «ушедшие в Сочи» (самовольное оставление части.Прим. ред.) или любые другие нежелательные в армии лица. Офицеры их используют в качестве пушечного мяса. Очевиден возврат к практикам советских времен. Можно сказать, что сегодняшние российские генералы косплеят Сталина с его штрафбатами».

По сведениям Ильи Барабанова, в отрядах «Шторм-Z» контракт с заключенными заключается на год или более. Поэтому никто из попавших туда уголовников пока не вернулся. Барабанов предполагает, что штурмовиков не отпустят на свободу и после окончания договора с министерством обороны. Ведь будет странно, если домой отправят уголовников, а не тех, кто был мобилизован на войну государством.

«Изначально отряды «Шторм-Z» формировались из заключенных из так называемых колоний для бывших сотрудников — совершивших преступления силовиков: полицейских, прокуроров, фээсбэшников и т. д.,

— рассказывает «Новой-Европа» основатель военно-аналитического ТГ-канала «Воля». — Иногда их рекрутировали в ЧВК «Редут», но по факту всё равно отправляли в штурмовые отряды «Шторм-Z». Но этот контингент довольно быстро закончился. А выкашиваемый огромными потерями личный состав нужно было кем-то пополнять. Тогда руководству министерства обороны разрешили набирать уголовников вообще во всех местах заключения. Еще прошлой зимой в такие формирования начали ссылать из других частей «залетчиков» — тех, кто отказывался воевать, не хотел выполнять идиотские приказы командиров, бухал, «торчал», дрался, дерзил старшим по званию и совершал другие нарушения и преступления».

Поддержать независимую журналистикуexpand

По данным нашего собеседника, основные потери отряды «Шторм-Z» несли на направлении от Сватово до Кременной и в районе Соледара и Бахмута. Отряды штурмовиков содержались в лагерях для заключенных, которых много в ЛНР и ДНР, и использовались чаще всего на восточном фланге. Под присмотром бывших вагнеровцев, кадыровцев и «народной милиции» ЛДНР их бросают в контратаки на занятые ВСУ населенные пункты, а также гонят в наступление на Купянск. Потери при этом происходят огромные. Четверть новоприбывших погибает в первом-третьем штурмах, половина умирает или получает ранения в первые две недели. Провинившимся назначают разные сроки для того, чтобы искупить содеянное. В среднем это от трех до шести месяцев на передовой.

Наш собеседник утверждает, что «мясные штурмы», в которых используются отряды «Шторм-Z», происходят практически без артиллерийской подготовки. Буквально один-два выстрела из миномета или орудия, и штурмовиков отправляют в наступление на позиции противника, выявлять его огневые точки. За ними, после подавления огня неприятеля, идут регулярные части. На прошлой неделе под деревней Андреевка, освобожденной ВСУ, такие контратаки происходили по восемь раз в день.

«"Пятисотые"-отказники и другие "залетчики" попадают в штурмовые отряды безо всяких судов, — продолжает рассказ основатель ТГ-канала «Воля». — Этот перевод нередко делается вне рамок закона. Условно говоря, командир корпуса собирает подчиненных офицеров и говорит, чтобы всех провинившихся отправляли в «Шторм-Z». Бывают случаи, когда на время ссылки в штурмовые отряды шедшее по основному месту службы довольствие достается «отцам-командирам». Подобную информацию удается получить от российских военнослужащих, попавших в украинский плен. Недавно под Бахмутом ВСУ разбили несколько бригад ВС РФ, в том числе 4-ю бригаду, ранее входившую в корпус народной милиции ЛНР. Из захваченных в плен бойцов отрядов «Шторм-Z» половина — бывшие кадровые военные, сосланные за провинности из различных соединений».

Искупить кровью

«Насколько я знаю, допустившему серьезные нарушения закона солдату дают выбор: получить официальную судимость, попасть в колонию и уже оттуда с большой вероятностью вернуться на фронт, или сразу, без черных пятен в личном деле и судимости, отправиться на передовую в штурмовом отряде — искупать кровью свои грехи, — объясняет «Новой-Европа» офицер российской армии, находящийся в Донбассе. — Причем такая возможность есть не у всех. Иногда в качестве замены штурмовому отряду предлагают послать на земляные работы — рыть окопы на переднем крае без оружия. Работа для смертников. Так чаще всего происходит на южном направлении».

«Есть основания полагать, что отряды «Шторм-Z» гонят в бой загранотряды, — говорит «Новой-Европа» Илья Барабанов. — Недаром глава комитета по делам национальностей Госдумы РФ Геннадий Семигин фактически признал, что

«ахматовцы» заставляют российских солдат идти в бой. Кто еще с рвением стал бы отстреливать своих соотечественников, которые при первой же возможности убегают с передовой?» 

На сайте движения «Патриоты России», которое возглавляет депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия — За правду» Геннадий Семигин, действительно был опубликован текст в поддержку действий Адама Кадырова, сына главы Чечни, за подписью пресс-службы движения. Авторы текста призывали следовать примеру Кадырова-младшего, избившего заключенного в камере. «Если бы каждый русский солдат отстаивал свои идеалы так же бескомпромиссно, как сын Рамзана Кадырова, то, возможно, батальону «Ахмат» не пришлось бы пинками загонять военнослужащих ВС РФ на поле боя», — говорилось в тексте.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.