СюжетыПолитика

«Зюганов мне мозги полоскал, что я не прав, что там “укробандеровцы”»

Кто такой депутат Ступин, пошедший против партийного руководства, признанный «иноагентом» и бежавший из страны

«Зюганов мне мозги полоскал, что я не прав, что там “укробандеровцы”»

Депутат Мосгордумы и бывший член фракции КПРФ Евгений Ступин. Фото: Facebook

28 сентября стало известно, что депутат Мосгордумы и бывший член фракции КПРФ Евгений Ступин покинул Россию и находится в Армении. Об этом сам политик рассказал РБК, заявив, что уехал в командировку и пока не знает, когда сможет вернуться. При этом депутат подтвердил «Новой газете Европа», что покинул Россию еще в начале сентября, как об этом ранее сообщали телеграм-каналы.

Как рассказал нам Евгений Ступин, поводом для отъезда стали его опасения за собственную безопасность. По словам политика, сигналом послужило дело социолога Бориса Кагарлицкого, который был главным редактором левого интернет-издания «Рабкор». Напомним, что в августе этого года Кагарлицкого арестовали по обвинению в «оправдании терроризма». В левой тусовке этот сигнал был считан однозначно: время для дискуссий давно закончилось.

Ступин утверждает, что получил ряд предостережений о том, что против него может быть возбуждено уголовное дело, в том числе связанное с делом Кагарлицкого. Об этом его также предупреждали некоторые люди из «либерального лагеря», говорит Ступин.

Проблемы у депутата начались не вчера, и о том, что тучи над ним сгущаются, было ясно даже наблюдателям со стороны.

В феврале 2022 года Ступин выступил против военной агрессии и подписал письмо «Коммунисты и социалисты против братоубийственной войны», а еще поддержал политика Илью Яшина, находившегося в тюрьме. Тогда же, весной 2022 года, Ступина исключили из партии, а затем и из фракции КПРФ в Мосгордуме, а в июне 2023 года объявили «иностранным агентом».

«Совесть важнее членства»

Мы поговорили с уехавшим политиком о том, как, будучи членом партии, он пришел к позиции, которая с линией лояльнейшей КПРФ никак не монтируется. Вот что он ответил:

«В какой-то мере я ожидал, что Путин начнет эту войну. Тем не менее я тяжело это воспринял, и мне хотелось сделать хоть что-то, чтобы прекратить кровопролитие. Весной 2022 года казалось, что таким высказыванием мы сможем переубедить хотя бы часть людей, которые колеблются. Показать, что, на самом деле, этого требует не только гуманистическая, но и коммунистическая позиция. Даже если вспомнить Ленина, его работу “Социализм и война” и многие другие: он четко пишет, что война — это способ для правящего класса укрепить свои позиции за счет крови трудящихся. По сравнению с Первой мировой войной здесь ничего не поменялось».

Как утверждает Ступин, сразу после начала войны с ним лично связался первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин, человек близкий к Зюганову. Он попросил не высказываться по этому поводу до официального заявления Зюганова, а потом строить свою позицию в соответствии с этим заявлением. Но Ступин никого ждать не стал, за что вскоре лишился партбилета. Свое исключение он воспринял с облегчением:

«Я понимал, что для меня сохранение совести важнее членства в партии. И даже если меня исключат, то, возможно, это будет полезно, чтобы показать, что не всё монолитно. Что позиция Зюганова не единственная для левых. И этот национал-шовинизм, который пропагандирует Зюганов, не у всех левых встречает понимание.

После этого я встречался и с Афониным, и с Зюгановым, и каждый мне полоскал мозги, что я не прав, что там “укробандеровцы” и их надо мочить. Когда меня исключили, стало даже легче. Больше не надо было ничего им доказывать», — рассказывает депутат.

Фото:  Facebook

Фото: Facebook

Так закончилась история Ступина-партийца, однако он всё еще сохранял депутатский мандат. Это мандат совсем непросто достался ему в 2019 году, когда вокруг выборов в Мосгордуму разгорелся скандал из-за недопуска отца и сына Гудковых, «яблочников» и сторонников Навального. И здесь уместно рассказать, как Ступин вообще попал в политику и как оказался в рядах партии КПРФ.

Евгений Ступин родился 22 апреля 1983 года в городе Северодвинске Архангельской области. Сразу после школы поступил в Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, который он окончил в 2005 году с дипломом юриста. Затем он отправился в армию. Вернулся в 2006 году и устроился работать по специальности в правоохранительные органы.

В 24 года Ступин пришел в МВД следователем. Отработав полтора года, перешел в Следственный комитет на должность старшего следователя. Как утверждает Ступин, в СК он расследовал грабежи, изнасилования и убийства. В 2010 году перешел в Федеральную службу судебных приставов (ФССП). Будущий политик быстро поднимался по карьерной лестнице. Однако всё больше он замечал «повсеместную коррупцию и бюрократические сложности».

По его мнению, вся система была поражена мздоимством и работала неэффективно, поэтому он постепенно начал в ней разочаровываться.

«Я понял, что не могу делать всё то, что хотел бы делать для общества. Приходилось постоянно встраиваться в палочную систему. Меня это раздражало. Когда в 2014 году у Украины забрали Крым, меня это очень смутило, потому что как юрист я понимал, что это некорректно, и тогда у меня возникли сомнения. Вместе с тем была здесь и личная история.

Я тогда в 2014 году занимал должность заместителя руководителя Управления ФССП по Республике Саха, и меня включили в резерв на руководителя. Проверять меня приехал директор службы, ныне губернатор Карелии Артур Парфенчиков. Он оценил мою работу, поставил “удовлетворительно”, но сказал, что на должность руководителя управления по Якутии назначат человека, который в ФССП вообще не работал, но за него попросил министр.

После этого меня перевели в Московскую область на должность заместителя главного судебного пристава МО. Здесь я столкнулся с вездесущей коррупцией. Некоторые замы вели образ жизни, вообще не соответствующий их доходам. Там была зарплата нищенская: 40–45 тысяч рублей. И ко мне уже начали подходить: “Давай этот вопрос поможешь решить, здесь поможешь”. Тут либо живешь на взятки, либо уходишь. Меня это не устраивало, и в 2016-м я ушел со службы», — рассказывает Евгений Ступин.

Уволившись из органов, Ступин пошел в адвокаты. Поначалу защищал в суде людей по типичным для России уголовным делам типа мошенничества или хранения наркотиков. Но постепенно, говорит Ступин, он стал приобщаться к политическим делам, сотрудничая с правозащитным проектом «ОВД-Инфо».

Фото:  Facebook

Фото: Facebook

Кроме того, он помогал москвичам, жителям своего района, бороться с экологическими проблемами и отстаивал права обманутых дольщиков. В частности, Ступин был активным участником кампании против мусоросжигательного завода № 4 в Косино-Ухтомском районе рядом с Некрасовкой. Этот завод существует с 2004 года, но в 2018 году заработал на полную мощность, отравляя жизнь местных.

Ступин помогал жителям судиться с предприятием и требовал закрыть его, однако удалось добиться только снижения выбросов.

Согласно его рассказу, местные активисты сами предложили ему выдвинуться в депутаты. В 2018 году он вступил в КПРФ, а уже в 2019-м его кандидатуру утвердили на выборы в Мосгордуму по 20-му одномандатному округу (районы города Москвы: Косино-Ухтомский, Некрасовка, Новокосино, часть района Вешняки, часть района Выхино-Жулебино). Ступину тогда показалось, что всё сошлось как нельзя лучше: у КПРФ была экологическая повестка, а у него к тому моменту уже сформировались левые взгляды. «Хотя руководство КПРФ было от них далековато», — подчеркивает собеседник.

Выборы в Мосгордуму жарким летом 2019 года были непростыми. Сейчас многие вспоминают их как картинку из ушедшей эпохи. На улицах кипит агитация, в штабах можно живьем увидеть Каца, Гудкова, Яшина и Навального, которые теперь строго пополам распределились — кто в тюрьму, а кто в эмиграцию.

Долгая и упорная работа с избирателями закончилась фактически ничем, потому что независимых кандидатов на выборы просто не пустили, забраковав собранные ими подписи. Это вызвало волну возмущения в лагере оппозиции и вылилось в протесты, которые были жестоко подавлены.

Перед кандидатами от КПРФ такой проблемы не стояло, ведь у них был солидный гандикап: кандидаты от партий, представленных в парламенте, не обязаны собирать подписи. Поэтому Ступин, в отличие от его беспокойных единомышленников, до выборов добрался и занялся предвыборной агитацией.

Евгений Ступин во время предвыборной кампании 2019 года. Фото:  Facebook

Евгений Ступин во время предвыборной кампании 2019 года. Фото: Facebook

«За всё это время я был только на одном протестном митинге, потому что считал, что от меня будет больше пользы, если я потрачу всё свое время на помощь жителям своего района и агитацию. И я думаю, что не ошибся. “Плюс один человек на протесте” не стоило того, чтобы сливать свою избирательную кампанию», — вспоминает политик.

В итоге Ступин получил 44% голосов по 20-му округу и вошел в состав Комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, Комиссии по экологической политике, Комиссии по экономической и социальной политике. Как депутат МГД Ступин посещал Шиес, выступал против точечной застройки в районах Москвы. Так, в феврале 2020-го Ступин и московские активисты пытались помешать вывозу техники на стройплощадку в Раменках, где должно было начаться строительство 17-этажного многоквартирного дома на Мичуринском проспекте.

Политик неоднократно высказывался против пенсионной реформы и вместе с другими депутатами вносил в Мосгордуму предложение отменить пенсионную реформу и выплатить компенсацию тем, кто от нее уже пострадал. Ступин также продолжал заниматься адвокатской деятельностью, выступал поручителем по делу председателя профсоюза «Курьер» Кирилла Украинцева и защищал в суде задержанных на митинге против мобилизации.

Да и в целом КПРФ в Москве и других регионах на низовом уровне активно взаимодействовала с несистемной оппозицией, а на выборах 2021 года была поддержана «Умным голосованием», подарившим партии тысячи новых голосов.

«Разорвать свою пуповину с навальнятиной»

В начале июня 2022 года в сеть просочилось пикантное выступление видного функционера КПРФ, того самого Юрия Афонина, которого всегда можно увидеть на фотографиях с Геннадием Зюгановым. Заявление Афонина было адресовано самой партии и, кроме прочего, содержало следующую мысль: КПРФ необходимо решительно дистанцироваться от оппозиционных активистов, особенно от сторонников Навального и тех, кто выступает против войны. При этом внутри самой партии до сих пор существуют непонятные группы активистов, от которых необходимо избавиться. В частности, было названо имя Евгения Ступина.


«Всё больше и больше нам СМИ подкидывают, что какие-то формируются команды: команда Лобанова, который не имеет никакого отношения к партии, команда Ступина. На фоне того, что наши ребята гибнут на Украине <…> наши коммунисты и комсомольцы сейчас защищают Родину, РФ на Донбассе, — у нас, к сожалению, никак не решат вопрос по Ступину, связанный с его исключением, хотя Бюро практически единогласно приняло соответствующее решение. Мы должны идти единогласно, а если кто-то не хочет разорвать свою пуповину с навальнятиной, то им не место в партии, и эта позиция звучит для всех региональных отделений».

Зампред Центрального Комитета КПРФ Юрий Афонин. Фото: КПРФ

Зампред Центрального Комитета КПРФ Юрий Афонин. Фото: КПРФ

«В КПРФ раздвоение»

Как видно из выступления Афонина, Ступин не единственный, кто пошел против линии партии и был предан за это анафеме. В марте 2022 года в России появился первый депутат-«иноагент». Им стал руководитель фракции КПРФ в Государственном совете Республики Коми Виктор Воробьев, также выступавший против войны. До этого он, однако, уже успел поучаствовать в деятельности «Яблока», Партии прогресса, «Справедливой России» и даже Либертарианской партии России.

Похожая судьба постигла кандидата в депутаты Госдумы Михаила Лобанова, который выдвигался от КПРФ в 2021 году, но проиграл после публикации результатов ДЭГ. В 2022 году Лобанов попросил руководство КПРФ передать ему освободившийся мандат депутата Госдумы, чтобы «в Госдуме появился хотя бы один депутат, готовый открыто и последовательно озвучивать и отстаивать позицию против несправедливой и преступной войны в Украине».

Лобанову отказали, а через год он вместе с Евгением Ступиным пополнил реестр «иностранных агентов». В партии он не состоял, поэтому исключать его не пришлось.

В мае 2022 года депутаты законодательного собрания Приморского края Леонид Васюкевич и Геннадий Шульга прямо на заседании краевого парламента обратились к Путину с требованием прекратить войну против Украины. Глава региона, присутствоваший на заседании, потребовал выгнать депутатов из зала, их лишили предоставленного слова. После этого выступления обоих парламентариев исключили из фракции КПРФ и обвинили в дискредитации партии.

Это только то, что попало в публичное пространство. А то, что происходило все полтора года войны внутри местных организаций и на локальном уровне, не всегда известно даже партийным начальникам. По мнению Ступина, КПРФ вообще пережила внутренний раскол на этой почве:

«В КПРФ есть в этом плане раздвоение. Примерно такое же, как и в обществе в целом. В этом смысле КПРФ — это отражение нашего общества. То есть примерно 50 на 50, хотя уже сейчас людей с антивоенным взглядом становится больше. По мере развития ситуации к людям приходит осознание того, что это тупик. И многие начинают разочаровываться, хотя, когда я подписал письмо “Коммунисты и социалисты против войны”, от моих каналов отписались многие коммунисты, которые искренне верили в то, что так будет лучше», — рассказал нам Ступин.

Обратная ситуация, по мнению политика, сложилась «наверху»:

«Некоторое разделение внутри руководства партии тоже есть, но оно построено вокруг финансовых потоков, гонки за государственным финансированием. Идеологически здесь никаких разногласий нет, только с точки зрения меркантильных интересов. Это мышиная возня. Ни одна из этих групп даже потенциально не могла бы поддержать антивоенное движение. В руководстве давно всё вычищено».

Потерять мандат рискует и сам Ступин. Политик полагает, что через полгода его отсутствие в столичном парламенте смогут расценить как прогулы и поднять вопрос о прекращении его депутатских полномочий. Но прямо сейчас этого не случится, говорит он. При этом депутатский мандат — не единственный политический актив Ступина. У него остаются ютуб- и телеграм-каналы с суммарной аудиторией 450 тысяч зрителей.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.